Культура

Сыграем на «Брудершафт»

Константин Козлов

03.12.2024

Алматинский театр 2аct представил постановку по роману «Три товарища»

Театр 2аct в последнее время стал весьма заметным явлением в культурном пространстве Алматы. И новой высотой, которую они решили взять, стала постановка по классике немецкой литературы ХХ века. Роман «Три товарища» считается литературным манифестом «потерянного поколения» — тех, чья юность пришлась на Первую мировую войну и кому она впоследствии сломала жизнь. История о друзьях, содержащих скромную автомастерскую и пытающихся найти радость жизни в условиях кризиса и безнадеги поздней Веймарской Республики. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Она написала войну

Адольф Арцишевский: Рубен не давал задремать совести человека

Наталья Сац: право на второй шанс

Режиссер спектакля — он же худрук театра и исполнитель главной роли Роберта Локампа Виталий Шенгиреев попытался максимально воссоздать стилистику 1920-х в буквальном смысле подручными предметами. Понятное дело, что независимые театры не в состоянии тратить большие состояния на декорации и костюмы. Здесь это удалось во многом благодаря правильно подобранной фоновой музыки. Причем, были это не мелодии тех лет, а современные шлягеры, переработанные в джазовой стилистике 1920-х. 

Самое сложное с такими произведениями — это текст, работа сценариста-инсценировщика. Ведь сделать спектакль из романа — задача не из простых. А из «Трех товарищей» — тем паче. Весьма часто инсценировки этого произведения оказываются банально скучными. Именно в результате переноса прозаического текста в условия театральной постановки. С одной стороны, в романе много интересного — множество побочных и второстепенных линий. В постановке театра 2act они сведены к минимуму и решены в целом в легком и даже юмористическом ключе. Одна из интересных находок: когда исполнительница роли супруги Хассе говорит голосом в узнаваемой манере Ренаты Литвиновой, это такой необычный прием — ввинтить всем знакомый типаж в казалось бы нетипичный для такого образа текст. Ну и масса других моментов.

В спектакле играют пять актеров: Виталий Шенгиреев, Злата Сербина, Артем Горбунов, Иван Кривушин и Юлия Шенгиреева. При этом только лишь

Виталий Шенгиреев играет одну, главную роль. Остальные по ходу спектакля перевоплощаются сразу в нескольких персонажей. Причем типажи второстепенных ролей подобраны максимально удачно: особенно органична Юлия Шенгиреева в роли подмастерья Юппа. Нежная и томная Злата Сербина очень подоходит на роль Патриции Хольман. Вообще, трудно не заметить «химию» между исполнителями ролей Роберта и Пат. Собственно, наличие этой «химии» — наверное, главный залог успеха спектакля. Лирика при этом без «соплей». Но бьющая точно в нерв — иной раз публика едва сдерживается от плача, а иногда в зале даже слышны всхлипы. 

Плюс, как уже было сказано, максимально точное соотношение главной и второстепенной линий. Динамику добавляет и прием, когда авторский текст произносят персонажи от первого лица. Знатоки Ремарка, конечно, наверняка бы поспорили с выбором реплик, но здесь работает принцип «любой жанр хорош, кроме скучного». Спектакль «Брудершафт» не скучный и это есть результат непосредственно работы с текстом. 

Тем не менее, для независимых театров, рассчитанных чаще на молодую публику, спектакль длительностью в 3,5 часа это вызов. Обычно такие театры ставят спектакли продолжительностью не более двух часов. Но в данном случае пришлось бы очень сильно резать текст, и это наверняка не лучшим образом сказалось бы на спектакле. Пусть с антрактом, и для современного зрителя с клиповым мышлением это сложно, но, в целом, возможно!

Спектакль оказался поразительно близок нашему современнику. Такие страсти происходят не с античными и средневековыми персонажами, а с людьми, с которыми нас роднит гораздо большее: ведь спустя век условия, в которых живет человечество, неимоверно зарифмовались. И проблемы потерянного поколения 1920-х оказались очень знакомы нам: попытки выжить в стремительно меняющемся мире (все похоже до мелочей — от каждодневной битвы за свой маленький бизнес до инфляции и ежедневных подорожаний), поломанные «большой политикой» человеческие жизни, бедность и нужда, безнадега и безверие в завтрашний день. Но даже в таких условиях мы находим настоящую любовь, настоящую дружбу, что заставляет жить нас дальше и верить, что с нашей планетой и ее населением еще не все кончено. 

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Публикации автора

Аким Каллаур и возрождение Тараза

Сыграем на «Брудершафт»

Для глубокого зрителя: кино как жизнь

Продолжение не следует

Она написала войну

Расколдованный жанр

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 04.12.2024

Интерпол МВД РК будет задействован в возврате активов

НОВОСТИ | 04.12.2024

Комплексный план сейсмической безопасности принят в РК

ПОЛИТИКА | 04.12.2024

Вода не имеет границ — Касым-Жомарт Токаев

НОВОСТИ | 04.12.2024

Россия и Казахстан стремятся к безопасности в Евразии — эксперт

КУЛЬТУРА | 04.12.2024

Аким Каллаур и возрождение Тараза

АНАЛИТИКА | 04.12.2024

Грузия. Путь в Европу