XVII международный кинофестиваль «Евразия» ознаменовался премьерой фильма «Нам нужен доктор». Уже из названия понятно, что это ремейк золотой классики «Казахфильма» — фильма «Наш милый доктор». В центре сюжета — врач Николай Анатольевич Грачев, который празднует свой 70-летний юбилей. Его коллеги, пациенты и руководство больницы готовят ему теплый и искренний праздник. Однако за внешним торжеством скрывается непростая правда о человеческих отношениях, моральных вызовах и жизненных уроках. События развиваются непредсказуемо, что позволяет зрителю окунуться в жизнь медицинского коллектива и пережить с ними сложные, но искренние моменты.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
ЖЗЛ в кинематографе: от Шокая до Хаджимукана
Не Бекмамбетовым единым. Режиссеры РК, состоявшиеся в России
«Музыкальная комедия, вдохновленная названием старой классики. Это мюзикл бродвейского типа, потому что у нас не просто песни, а песни двигают сюжет дальше. Там каждая песня имеет значение и продвигает историю. В Казахстане я таких фильмов еще не видел», — заявил режиссер-постановщик фильма Равиль Трумов.
В центре сюжета — молодой парень, который хочет быть доктором, но отец настаивает на том, чтобы он продолжал бизнес-династию. Плюс история первой любви и все это под ремейки песен из оригинального фильма и казахстанских шлягеров 1970-х, 1990-х, 2000-х.
Надо сказать, что ремейк задумывался как сиквел, а его путь на экраны был довольно долог и тернист. Поначалу была действительно амбициозная задача снять продолжение всеми любимого киношедевра. На «Казахфильме» даже собрали пресс-конференцию, на которой присутствовал и сам исполнитель роли доктора Лаврова — легендарный и великий Юрий Померанцев. Впоследствии, впрочем, было оговорено, что сам народный артист вряд ли примет участие в фильме — все-таки возраст и здоровье дают о себе знать. Да и концепция со временем поменялась и решено было, что это будет все-таки ремейк.
Однако, судя по первым реакциям зрителей, трудно сказать, будет ли он успешным. Тут мало того, что ремейк, так еще и в жанре мюзикла — еще одного бедового направления нашего кино. Достаточно вспомнить лишь недавний пример со «Стоп-ночью» (или «Солдатом любви»), когда стало ясно — даже очень хитовых песен в основе мюзикла мало для успеха. В общем, слово за зрителем, когда картина выйдет в прокат.
Вообще, судьба так называемых долгоиграющих сиквелов и ремейков в нашей стране очень небогата. Но несколько знаковых прецедентов есть.
Уместно вспомнить и другой пример ремейка, а точнее, сиквела еще одной легендарной картины Шакена Айманова — «Ангела в тюбетейке». Картину «Волшебная тюбетейка Тайлака» спродюсировал экс-депутат алматинского маслихата, бизнесмен, владелец одного из алматинских рынков Кусман Шалабаев. И несмотря на то, что на роль Тайлака снова удалось заманить того самого Алимгазы Раинбекова, по сюжету, по духу и по стилистике эта картина с оригиналом общего имеет примерно чуть меньше, чем ничего. В новом «Докторе» по крайней мере все сделано качественно. В «Тюбетейке», вышедшей в свет в 2018 году, персонаж какими-то судьбами превратился в типичного сельского аташку (а в оригинале, напомню, был перспективным ученым) и вместе со своей апашкой, той самой Айшой, не мыслит жизни без того, чтобы отгулять свадьбу внука. Впрочем, даже тойской комедии из ремейка не вышло. А получилось нечто заунывное — по счастью, фильм прошел незамеченным.
Среди примеров картин более позднего времени относительно успешна дилогия «Станция любви» и «Станция судьбы». Первый — это авторская экранизация повести Талгата Теменова «Гульназ». В основе сюжета — классический треугольник: в Гульназ влюбляются двое одноклассников — Орал и Женис. Гульназ отдает предпочтение искреннему и романтичному Оралу. Молодые люди счастливы. Но настойчивый и самолюбивый Женис не хочет уступать сопернику.
Лента принесла известность начинающей тогда актрисе Баян Мухитденовой (позднее Есентаевой, ныне Алагузовой), а также исполнителям влюбленных в нее соперников Бопеша Жандаева и Кубанычбека Адылова. Любовь народа позволила спустя четверть века снять и сиквел картины, также неплохо прошедший в кинопрокате. Главные актеры фильма вновь вернулись к своим ролям, а сына Гульназ и Жениса сыграл тогда только начинавший успешную карьеру Аскар Ильясов. В центре сюжета была любовь случайно встретившихся сына Гульназ и Жениса и дочери Орала, которую, по всем законам жанра, тоже зовут Гульназ. Стилистически ленты преемственны друг другу и под сентиментальное настроение их вполне можно даже пересмотреть. Логлайн фильма случайно во время посиделок в привокзальном ресторане в своем эмоциональном монологе выдает герой Бопеша Жандаева: «История о том, как в девушку влюбляются принц и нищий, но вопреки законам жанра красавица предпочитает остаться с принцем». Это о первой картине, а во второй — о том, как дети исправляют ошибки взрослых.
Ну и еще один пример, который скорее назовешь спорным — это «Рэкетир». Перерывы между частями этой гангстерской саги тоже весьма продолжительны — по 8-10 лет. В центре первого фильма — биографическая история о жизни молодого человека по имени Саян, рассказанная им самим.
Когда-то, в начале девяностых, он — парень, который родился и вырос в Алма-Ате, подающий большие надежды боксер, решил, что дорогу в жизни можно пробить кулаками. В центре второго — переиначенная история «Ромео и Джульетты». В центре новой истории — брат Руслана (одного из убитых подельников Саяна) — Була. И Альбина, дочь бизнесмена Жана — того самого, кто это убийство и «заказал». Главный герой первой части выходит на авансцену лишь под занавес картины, чтобы свести старые счеты со своим врагом.
Зрители сиквел не оценили, хотя кассовые сборы на хайпе и ажиотаже вокруг продолжения культового фильма удалось сделать довольно неплохими. Зрители ругали картину за притянутый за уши и нелепый сюжет. Более того, поражала и откровенно слабая актерская игра — для опытного режиссера Акана Сатаева это казалось непростительным промахом. Но и в конце второй части Сатаев оставил лазеечку для продолжения в виде возвращения младшего сына Жана. Что ж, картина уже снята. И остается лишь дождаться премьеры, чтобы знать, куда причислить этот пример долгоиграющего продолжения.
Фото из открытых источников