Культура

ЖЗЛ в кинематографе: от Шокая до Хаджимукана

Константин Козлов

31.10.2024

Байопик как способ сделать политическое высказывание — особенности жанра в Казахстане

Жанр байопика, то есть кинематографического описания бытия выдающихся деятелей истории, довольно сложен. А для нашей страны, пожалуй, вдвойне — будучи практически заведомо неокупаемыми, фильмы этого жанра часто и вовсе проходят бесследно. Но бывает и наоборот — совершенно проходной дежурный проект вдруг выстреливает.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Не Бекмамбетовым единым. Режиссеры РК, состоявшиеся в России

Как Роднянский подставил «Софию»

Фильм «Братья»: как встретились два Казахстана

«Кажымукан», 2024

В настоящее время с большим успехом в прокате идет фильм Канагата Мустафина о жизни и судьбе легендарного борца Хаджимукана Мунайтпасова. В полтора с небольшим часа экранного времени трудно вместить всю биографию такого выдающегося человека. Пришлось чем-то жертвовать. В экранизации Мустафина не показана история дружбы Хаджимукана с другим великим борцом Иваном Поддубным, но сделан особый акцент на его преследовании советской властью. В общем, даже из байопика о великом борце получилось сделать политическое высказывание. Но, судя по тому, как публика идет на этот фильм, спрос на национал-патриотический контент есть и весьма высокий.

«Мустафа Шокай», 2008

Это одна из первых в новейшей истории нашего кино попыток разобрать и осознать жизнь неоднозначной исторической фигуры. Ведь по сей день вокруг имени Шокая ведутся споры: для одних он борец за независимость, для других — пособник Гитлера.

В картине Мустафа Шокай предстает перед зрителем не только как политическая фигура, но и как человек, личность, любящий муж. Супруга Мустафы, оперная певица Мария Горина прошла вместе с ним его непростой путь, пожертвовала карьерой ради любимого человека.

Фильм снял мэтр еще советского кино Сатыбалды Нарымбетов. Сложного разговора, впрочем, не получилось. Фильм получился весьма панегирическим. Но время его выхода оказалось крайне неудачным — тогда национальный прокат только восстанавливался после «коматозного» состояния. Возможно, сегодня он был бы более востребованным.

«Ахмет. Учитель нации», «Соңғы үкім», 2023

Два проекта о выдающемся казахском лингвисте, поэте-просветителе и деятеле «Алаш Орды» вышли практически дуплетом, с разницей лишь в несколько месяцев. Первый — в формате сериала. Второй — полный метр.

Сериал рассказывает о жизни выдающегося просветителя и общественного деятеля Ахмета Байтурсынулы — лингвиста и литератора, который реформировал казахскую письменность и стал одним из лидеров национально-освободительного движения. Кроме того, это своего рода попытка показать коллективный портрет казахской интеллигенции начала ХХ века. В сериале фигурируют такие персонажи как Алихан Бокейханов, Сакен Сейфуллин, Алиби Джангильдин, Александр Затаевич и даже Владимир Ленин. Главную роль в картине исполнил Байгали Есеналиев.

В полном метре больше внимания уделяется истории любви Ахмета и его супруги Бадрисафы (урожденной Александры Журавлевой). В фильме «Соңғы үкім» («Последний приговор») чету Байтурсыновых играют Азамат Сатыбалды и Дарья Александрова. Сериал, несмотря на свою аскетичность, все же выигрывает у полного метра. «Последний приговор» многим показался слишком уж «гламурно-глянцевым» для столь серьезной темы. Впрочем, каждому по вкусу. 

«Амре», 2018

Это и вовсе уникальный в своем роде эксперимент. Первый и на сегодня последний фильм о персонаже новейшей истории в жанре фолк-хистори.

Фильм повествует о яркой, но короткой и таинственно оборвавшейся жизни казахского самородка Амре Кашаубаева. Именно Кашаубаев впервые представил европейской публике вокально-исполнительское искусство казахов и национальный инструмент — домбру на Всемирном музыкальном конкурсе в рамках ЭКСПО-1925 в Париже. Там 36-летний певец как артист из делегации СССР произвел фурор и завоевал серебряную медаль.

Собственно, поездка в Париж на выставку и составляет основную канву фильма. Авторы решили, что называется, пофантазировать на тему. Немного подключив воображение, центральной сценой фильма они выписали сейшн Амре и легендарного композитора Джорджа Гершвина. Понятное дело, что в реальности этого события никак не могло произойти. А равно и таких нелепостей, как пыточная тюрьма ОГПУ в Париже и куча прочего.

Многие зрители приняли фильм за чистую монету, подумав, что все изображенное в фильме — правда. Печально, что столь некритичный к любой информации с экрана зритель может воспринять не только эту в целом безобидную фантазию.

«Мiржакып. Оян, казак!», 2023

Фильм, ставший неожиданной сенсацией прошлогоднего кинопроката. А всего-то нужно было запустить новость о том, что фильм о выдающемся сыне казахского народа несправедливо раньше времени снимается с киноэкрана. По сей день непонятно: случайность это или хорошо спланированная маркетинговая акция?

История о выдающемся казахском поэте, писателе, общественном и государственном деятеле Мыржакыпе Дулатове является примером того, как подобные фильмы пачками снимаются и остаются практически незамеченными, кроме нескольких десятков тысяч телезрителей и посетителей YouTube. Так бы ему и остаться незамеченным, если бы не этот пиар-флешмоб. Но сарафанное радио сработало — фильм понравился огромному количеству людей. Однако в следующий раз фокус повторить не удалось, и байопик о Каныше Сатпаеве прошел значительно скромнее.

«Дос-Мукасан», 2022

История взлета самого популярного казахского советского ВИА стала настоящей сенсацией 2022 года и, пожалуй, единственным полноценно удачным проектом, снятым под патронажем Государственного центра поддержки национального кино.

Небанальный, живой сценарий, качественная режиссура, умелая игра на нотках национального самосознания плюс просто хорошо созданный мюзикл сделали свое дело.

В конечном счете, в подобного рода проектах почти всегда решающую роль играет «сарафан». Потому как на комедии и криминальные боевики всегда соберутся поклонники этих жанров, коих немало. Что же до байопиков, то специфических поклонников этого жанра не так много, поэтому ажиотаж и народная молва для таких фильмов крайне важны. А в Казахстане порой — жизненно необходимы.

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Публикации автора

Адольф Арцишевский: Рубен не давал задремать совести человека

Наталья Сац: право на второй шанс

ЖЗЛ в кинематографе: от Шокая до Хаджимукана

Не Бекмамбетовым единым. Режиссеры РК, состоявшиеся в России

Затерянный город. Судьба многострадального Талхиза

Усть-Каменогорск литературный: Абай и Михаэлис

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте

НОВОСТИ | 21.11.2024

Экстрадированному из РФ казахстанцу грозит пожизненное

ГЕОПОЛИТИКА | 21.11.2024

Санкционные противоречия и Казахстан

НОВОСТИ | 20.11.2024

Фабрика по выпуску сплава Доре заработала в области Абай

НОВОСТИ | 20.11.2024

Жюри МКФ «Евразия» возглавит известный турецкий режиссер