Культура

Расколдованный жанр

Константин Козлов

22.11.2024

Зрители XVII МКФ «Евразия» увидят хоррор от молодого мэтра казахстанского кино Адильхана Ержанова

Год назад мы писали о том, что жанр фильма ужасов или хоррора в нашем кино имеет довольно сложную судьбу. Но, судя по всему, старания не прошли даром, и сложная судьба постепенно может обернуться благодарностью зрителей.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

До свидания, «мыло»!

На реальных событиях

Страх и ужас по-казахски

За год случилось несколько показательных событий. Во-первых, вышло несколько весьма заметных и относительно удачных фильмов в отечественный кинопрокат. Причем, в весьма разной стилистике. Если раньше в качестве сюжетной основы брали или городские страшилки, или казахскую народную «страшную» мифологию, то сегодня рацион значительно расширился. Тут тебе и хоррор, основанный на советском ретро, как в фильме Олжаса Баялбаева «Квартиранты», и крутой микс гиперактуальной темы домашнего насилия и мистики — «Дастур» Куаныша Бейсека. История завязывается как обычная социальная драма. Когда молодую девушку из отдаленного аула насилует избалованный сын влиятельного бизнесмена, его отец делает все, чтобы замять дело. Единственный выход для всех — свадьба, как и полагается по местным традициям. Однако с переездом девушки в дом новоиспеченного мужа все виновные начинают умирать при мистических обстоятельствах. В конечном итоге все оборачивается кромешным кошмаром.

Пожалуй, потому фильм и «зацепил» публику, так как впервые в основу картины положен ужас реальный и лишь сверху «отполированный» мистикой.

Тем не менее, набитые шишки первых неудач на этом поприще дали в среднесрочной перспективе неплохие плоды. Сравнительно успешно в кинопрокате идет лента «Жезтырнак». По сюжету героиня из демонического рода влюбляется в обычного казахского парня, и теперь героям предстоит провести свадьбу, стараясь не выдать свою истинную натуру. Здесь создатели решили объединить ужастик с хорошо знакомой и любимой нашим зрителем комедией.

А в скором времени нас ждет премьера сразу двух проектов от уже молодого мэтра нашего кино Адильхана Ержанова. Первая — это хоррор-драма «Кадет».

По сюжету подросток Серик вместе с мамой (Анна Старченко) устраиваются в элитную военную школу Каратаса.

«Не знаю, как вы сюда попали, по какому блату...», — жалуется директор, но все-таки принимает документы.

Девушка начинает преподавать историю, мальчик — заниматься строевой подготовкой и изучать «искусство войны». Довольно скоро Серика начинают буллить — бьют, обзывают Рапунцель (у него длинная эмо-челка), заставляют тащить тушу свиньи в подвале. Тем временем на стенах школьных кабинетов и в узких коридорах парень то и дело слышит шепот, а иногда встречается взглядом с загадочным призраком.

Серика то хотят отчислить, то возвращают назад. Оказывается, парень — сын высокопоставленного генерала (вот они, корни блата), которого тот хотел по-тихому пристроить, чтобы с матерью лишний раз не отсвечивал. В стенах военной школы живет старая байка о четырех кадетах, которых расстреляли в 1920-х — с тех пор не упокоенные души каждые 14 лет выбирают ряд жертв во славу бога войны. Хотя директор в байки не верит…

Одним словом, можно понять, что в этом фильме мистика тоже лишь продолжение ужаса реального. На сей раз уже «замешанного» на подростковом булинге (проблема ныне не менее актуальная, чем домашнее насилие) и политике. От матери главного героя в исполнении Анны Старченко во время урока истории мы услышим про окопную войну, введенную в стране мобилизацию, волну недовольств и царя, который хотел доказать собственную крутость. Этот крутой замес хоррора, подростковой драмы с политическим подтекстом зрители смогут уже на следующей неделе, когда этим фильмом откроется XVII международный кинофестиваль «Евразия».

А уже в начале следующего года Адильхан Ержанов представит целый сериал, в основе которого казахский «страшный» фольклор. Сюжет сериала расскажет о полицейском из вымышленного поселка Каратас, который расследует серию странных убийств. В основу истории легли легенды о казахских мифологических существах, органично переплетающиеся с современными реалиями.

В общем, понятно, что в этом жанре будут и удачи, и провалы, но в сухом остатке кино-итогов 2024 года можно считать жанр хорроров, в общем и целом, реабилитированным. Или даже расколдованным.

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Публикации автора

О том, что болит: специфическая правда жизни

Люди и явления: как Батыр вернул казахский контент в эфир

Аким Каллаур и возрождение Тараза

Сыграем на «Брудершафт»

Для глубокого зрителя: кино как жизнь

Продолжение не следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 10.12.2024

Казахстанцы бьют рекорды в потреблении сосисок

НОВОСТИ | 10.12.2024

Продажи жилья выросли почти на четверть в Казахстане

НОВОСТИ | 10.12.2024

В ДУМК напомнили верующим о правилах намаза

НОВОСТИ | 10.12.2024

Пять трансграничных хабов появятся в Казахстане

НОВОСТИ | 10.12.2024

Нацбанк данных в сфере экологии создан в Казахстане

НОВОСТИ | 10.12.2024

Стратегическая объездная дорога открыта на юге Кыргызстана