Год назад мы писали о том, что жанр фильма ужасов или хоррора в нашем кино имеет довольно сложную судьбу. Но, судя по всему, старания не прошли даром, и сложная судьба постепенно может обернуться благодарностью зрителей.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
За год случилось несколько показательных событий. Во-первых, вышло несколько весьма заметных и относительно удачных фильмов в отечественный кинопрокат. Причем, в весьма разной стилистике. Если раньше в качестве сюжетной основы брали или городские страшилки, или казахскую народную «страшную» мифологию, то сегодня рацион значительно расширился. Тут тебе и хоррор, основанный на советском ретро, как в фильме Олжаса Баялбаева «Квартиранты», и крутой микс гиперактуальной темы домашнего насилия и мистики — «Дастур» Куаныша Бейсека. История завязывается как обычная социальная драма. Когда молодую девушку из отдаленного аула насилует избалованный сын влиятельного бизнесмена, его отец делает все, чтобы замять дело. Единственный выход для всех — свадьба, как и полагается по местным традициям. Однако с переездом девушки в дом новоиспеченного мужа все виновные начинают умирать при мистических обстоятельствах. В конечном итоге все оборачивается кромешным кошмаром.
Пожалуй, потому фильм и «зацепил» публику, так как впервые в основу картины положен ужас реальный и лишь сверху «отполированный» мистикой.
Тем не менее, набитые шишки первых неудач на этом поприще дали в среднесрочной перспективе неплохие плоды. Сравнительно успешно в кинопрокате идет лента «Жезтырнак». По сюжету героиня из демонического рода влюбляется в обычного казахского парня, и теперь героям предстоит провести свадьбу, стараясь не выдать свою истинную натуру. Здесь создатели решили объединить ужастик с хорошо знакомой и любимой нашим зрителем комедией.
А в скором времени нас ждет премьера сразу двух проектов от уже молодого мэтра нашего кино Адильхана Ержанова. Первая — это хоррор-драма «Кадет».
По сюжету подросток Серик вместе с мамой (Анна Старченко) устраиваются в элитную военную школу Каратаса.
«Не знаю, как вы сюда попали, по какому блату...», — жалуется директор, но все-таки принимает документы.
Девушка начинает преподавать историю, мальчик — заниматься строевой подготовкой и изучать «искусство войны». Довольно скоро Серика начинают буллить — бьют, обзывают Рапунцель (у него длинная эмо-челка), заставляют тащить тушу свиньи в подвале. Тем временем на стенах школьных кабинетов и в узких коридорах парень то и дело слышит шепот, а иногда встречается взглядом с загадочным призраком.
Серика то хотят отчислить, то возвращают назад. Оказывается, парень — сын высокопоставленного генерала (вот они, корни блата), которого тот хотел по-тихому пристроить, чтобы с матерью лишний раз не отсвечивал. В стенах военной школы живет старая байка о четырех кадетах, которых расстреляли в 1920-х — с тех пор не упокоенные души каждые 14 лет выбирают ряд жертв во славу бога войны. Хотя директор в байки не верит…
Одним словом, можно понять, что в этом фильме мистика тоже лишь продолжение ужаса реального. На сей раз уже «замешанного» на подростковом булинге (проблема ныне не менее актуальная, чем домашнее насилие) и политике. От матери главного героя в исполнении Анны Старченко во время урока истории мы услышим про окопную войну, введенную в стране мобилизацию, волну недовольств и царя, который хотел доказать собственную крутость. Этот крутой замес хоррора, подростковой драмы с политическим подтекстом зрители смогут уже на следующей неделе, когда этим фильмом откроется XVII международный кинофестиваль «Евразия».
А уже в начале следующего года Адильхан Ержанов представит целый сериал, в основе которого казахский «страшный» фольклор. Сюжет сериала расскажет о полицейском из вымышленного поселка Каратас, который расследует серию странных убийств. В основу истории легли легенды о казахских мифологических существах, органично переплетающиеся с современными реалиями.
В общем, понятно, что в этом жанре будут и удачи, и провалы, но в сухом остатке кино-итогов 2024 года можно считать жанр хорроров, в общем и целом, реабилитированным. Или даже расколдованным.
Фото из открытых источников