Культура

Страх и ужас по-казахски

Константин Козлов

21.11.2023

В казахстанском кинопрокате психологический триллер о тюрьме

Среди безумного засилья однотипных комедий о тоях, родственниках и приключениях аульных родственников в экзотических странах неожиданно на экран вышла картина «Тор». Редкая для современного Казахстана премьера в жанре психологического триллера. Несмотря на огрехи, «пациент скорее жив, чем мертв».

Надо сказать, что этого жанра кинематографисты побаиваются больше всего. Этот жанр еще более многострадален, чем отечественный хоррор (в простонародье - ужастик). Как правило, эти фильмы люто высмеиваются критиками и практически игнорируются аудиторией. И, чего уж греха таить, небеспочвенно. Ужасы и триллеры снимают либо ноунеймы в большом кино, либо режиссеры второго ряда. Если брать маститых режиссеров, то из них несколько раз за этот жанр брался Акан Сатаев. Его лента «Заблудившийся» с Андреем Мерзликиным тепло была принята публикой и критиками. Чего не скажешь о картине «Она» с Айсулу Азимбаевой. Правда картины были сняты в разный период - «Заблудившийся» в 2009, когда кино в Казахстане только начало возрождаться и народ был готов к различным экспериментам, а «Она» в 2018, когда аудитория плотно «сидела» на комедийной игле.

Вот и сейчас пробираться сквозь тойско-комедийные дебри - задача нелегкая. Этой осенью первой премьерой в «страшном» жанре была картина Олжаса Баялбаева «Взаперти» по роману Александра Мендыбаева «Квартиранты». Теперь очередь разбавлять жанровое однообразие казахстанского кино у картины «Тор» дебютанта Виталия Кичатова.

Когда-то он работал как хип-хоп исполнитель под псевдонимом KICHA, а после пробовал свои силы в клипмейкерстве. «Тор» — его дебют в большом кино.

Это психологическая драма о заключенном, который потерял память и пытается вспомнить за что же он оказался в тюрьме, приговоренным к пожизненному сроку. Почти сразу после водворения в камеру главный герой по имени Арман Асылов встречает весьма странного и загадочного соседа по нарам Амана. Общение с ним и крайне странные и подозрительные игры следователя и психиатра – собственно и есть весь его странный досуг.

Герой силится вспомнить что с ним случилось, но зрителю до конца не понятно. То ли он действительно не может вспомнить, то ли боится копнуть дальше, страшась узнать о себе нечто невообразимое. А может, герой и вовсе не виноват и стал жертвой чьего-то дьявольского плана?

Как правило, провальность казахстанских фильмов в жанре триллера и хоррора кроется в актерском мастерстве. А вернее в отсутствии оного. Ведь не секрет, что комедии часто вылезают на типажах актеров, на гротеске, да и попросту говоря - на кривлянии. А в более серьезных жанрах эти методы не работают. В «Торе» же призваны довольно серьезные актерские силы, которые местами может и провисают, но в целом, как говорится «держат марку». Здесь собран по-своему звездный актерский ансамбль – главную роль исполняет актер и рэп-певец Назар Шархан, известный по фильму «Путь боксера». Вторая главная роль отдана Жандосу Айбасову – актеру и режиссеру, чья харизма спасала многие фильмы. Абсолютно на своих местах и исполнители ролей следователя и психиатра – Максат Сабитов и Сергей Уфимцев соответственно.

Собственно, весь фильм – это один сплошной саспенс. Режиссер по максимуму в течение почти всего фильма старается подать нам героя, как положительного персонажа. Однако по всем законам подобного жанра – в конце нас ожидает сюжетный выподверт. Нельзя сказать, что слишком уж непредсказуемый.

И тем не менее, даже несмотря на некоторую банальность ходов и предсказуемость сюжета, фильм все же стоит посмотреть. Ибо любая премьера в таком жанре стала редкостью. В нынешних условиях такие фильмы выпускать крайне сложно. По сути дела, создатели вынуждены снимать такие фильмы на собственные средства или на деньги крайне редко встречающихся меценатов. Частные инвесторы дают деньги только на комедии, Центр поддержки национального кино подобного жанра попросту чурается.

Поэтому за любую попытку приучить зрителя к другому кино, отличному от «киноржачки» спасибо и низкий поклон.

Фото: Алена Шестакова


Константин Козлов

Публикации автора

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

И нужен нам берег турецкий!

Читаем сами. В Казахстане бум формата театральных ридингов

Алматы, который мы не знали

Тектурмас. Хадж по-советски

Верненские магнаты: жизнь и судьба

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии