Культура

Страх и ужас по-казахски

Константин Козлов

21.11.2023

В казахстанском кинопрокате психологический триллер о тюрьме

Среди безумного засилья однотипных комедий о тоях, родственниках и приключениях аульных родственников в экзотических странах неожиданно на экран вышла картина «Тор». Редкая для современного Казахстана премьера в жанре психологического триллера. Несмотря на огрехи, «пациент скорее жив, чем мертв».

Надо сказать, что этого жанра кинематографисты побаиваются больше всего. Этот жанр еще более многострадален, чем отечественный хоррор (в простонародье - ужастик). Как правило, эти фильмы люто высмеиваются критиками и практически игнорируются аудиторией. И, чего уж греха таить, небеспочвенно. Ужасы и триллеры снимают либо ноунеймы в большом кино, либо режиссеры второго ряда. Если брать маститых режиссеров, то из них несколько раз за этот жанр брался Акан Сатаев. Его лента «Заблудившийся» с Андреем Мерзликиным тепло была принята публикой и критиками. Чего не скажешь о картине «Она» с Айсулу Азимбаевой. Правда картины были сняты в разный период - «Заблудившийся» в 2009, когда кино в Казахстане только начало возрождаться и народ был готов к различным экспериментам, а «Она» в 2018, когда аудитория плотно «сидела» на комедийной игле.

Вот и сейчас пробираться сквозь тойско-комедийные дебри - задача нелегкая. Этой осенью первой премьерой в «страшном» жанре была картина Олжаса Баялбаева «Взаперти» по роману Александра Мендыбаева «Квартиранты». Теперь очередь разбавлять жанровое однообразие казахстанского кино у картины «Тор» дебютанта Виталия Кичатова.

Когда-то он работал как хип-хоп исполнитель под псевдонимом KICHA, а после пробовал свои силы в клипмейкерстве. «Тор» — его дебют в большом кино.

Это психологическая драма о заключенном, который потерял память и пытается вспомнить за что же он оказался в тюрьме, приговоренным к пожизненному сроку. Почти сразу после водворения в камеру главный герой по имени Арман Асылов встречает весьма странного и загадочного соседа по нарам Амана. Общение с ним и крайне странные и подозрительные игры следователя и психиатра – собственно и есть весь его странный досуг.

Герой силится вспомнить что с ним случилось, но зрителю до конца не понятно. То ли он действительно не может вспомнить, то ли боится копнуть дальше, страшась узнать о себе нечто невообразимое. А может, герой и вовсе не виноват и стал жертвой чьего-то дьявольского плана?

Как правило, провальность казахстанских фильмов в жанре триллера и хоррора кроется в актерском мастерстве. А вернее в отсутствии оного. Ведь не секрет, что комедии часто вылезают на типажах актеров, на гротеске, да и попросту говоря - на кривлянии. А в более серьезных жанрах эти методы не работают. В «Торе» же призваны довольно серьезные актерские силы, которые местами может и провисают, но в целом, как говорится «держат марку». Здесь собран по-своему звездный актерский ансамбль – главную роль исполняет актер и рэп-певец Назар Шархан, известный по фильму «Путь боксера». Вторая главная роль отдана Жандосу Айбасову – актеру и режиссеру, чья харизма спасала многие фильмы. Абсолютно на своих местах и исполнители ролей следователя и психиатра – Максат Сабитов и Сергей Уфимцев соответственно.

Собственно, весь фильм – это один сплошной саспенс. Режиссер по максимуму в течение почти всего фильма старается подать нам героя, как положительного персонажа. Однако по всем законам подобного жанра – в конце нас ожидает сюжетный выподверт. Нельзя сказать, что слишком уж непредсказуемый.

И тем не менее, даже несмотря на некоторую банальность ходов и предсказуемость сюжета, фильм все же стоит посмотреть. Ибо любая премьера в таком жанре стала редкостью. В нынешних условиях такие фильмы выпускать крайне сложно. По сути дела, создатели вынуждены снимать такие фильмы на собственные средства или на деньги крайне редко встречающихся меценатов. Частные инвесторы дают деньги только на комедии, Центр поддержки национального кино подобного жанра попросту чурается.

Поэтому за любую попытку приучить зрителя к другому кино, отличному от «киноржачки» спасибо и низкий поклон.

Фото: Алена Шестакова


Константин Козлов

Публикации автора

Адольф Арцишевский: Рубен не давал задремать совести человека

Наталья Сац: право на второй шанс

ЖЗЛ в кинематографе: от Шокая до Хаджимукана

Не Бекмамбетовым единым. Режиссеры РК, состоявшиеся в России

Затерянный город. Судьба многострадального Талхиза

Усть-Каменогорск литературный: Абай и Михаэлис

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте

НОВОСТИ | 21.11.2024

Экстрадированному из РФ казахстанцу грозит пожизненное

ГЕОПОЛИТИКА | 21.11.2024

Санкционные противоречия и Казахстан