Аналитика

Саммит БРИКС: не все ожидания оправдались

Айгуль Омарова

26.11.2024

Состоявшийся в октябре саммит БРИКС по-прежнему находится в центре внимания общественности

Такой интерес к БРИКС и очередному саммиту оправдан по многим причинам. Так, количество жителей стран, входящих в это объединение, составляет 45% населения Земли. А на сами страны приходится огромные запасы редкоземельных металлов и иных полезных ископаемых.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Клуб полезных связей — почему Казахстан не спешит в БРИКС

БРИКС: политический запрос на альтернативу

В поисках баланса

Нынешний саммит проходил под девизом «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности». Эта многосторонность сказывается и в росте числа стран БРИКС. Если до января текущего года в организации были Индия, Китай, Бразилия, Россия и Южная Африка, то сейчас присоединились Египет, Иран, Эфиопия, ОАЭ и Саудовская Аравия. Как было заявлено, еще 34 страны проявляют интерес к БРИКС, 20 из них подали заявки на членство. Одним словом, БРИКС сегодня — двигатель перемен в мире, о чем сказал лидер КНР Си Цзиньпин: «Перемены, которых не было 100 лет. И мы вместе продвигаем эти перемены».

Наверное, нужно отметить, что среди стран-участников БРИКС три государства относятся к ядерным державам. Это Россия, КНР и Индия, что не может не заставить Запад внимательно относиться ко всему, что происходит с БРИКС. К тому же Россия, Китай, Индия и Бразилия сегодня считаются одними из крупнейших экономик мира.

Все вместе взятое дает понять, почему был так велик интерес к саммиту в Казани. Оправдались ли ожидания от саммита и чего ждать от БРИКС? На эти и другие вопросы сегодня отвечает кандидат исторических наук, заведующий сектором Центральной Азии Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Станислав Притчин.

Долгосрочный проект

По мнению Станислава Притчина, ожидания от саммита в Казани были высокими.

— Особенно в условиях сегодняшней ситуации, когда мы видим полную деградацию безопасности международной, финансовой системы,  юридической, которые выступали бы основой для долгосрочного сотрудничества, — говорит Станислав Александрович. — Требуют решения конфликтные точки на международной арене. В таких условиях, когда нарастает конфронтация по линии Россия – Запад, Китай – Запад, Иран с коалицией западных государств, с Израилем, встреча лидеров стран не Запада, но заинтересованных в том, чтобы мировая система в области финансов, права, безопасности стала более справедливой, более инклюзивной, ожидания, конечно, были самые высокие. Само по себе заявка, что такое количество лидеров примет участие, породила ожидания, что могут быть приняты какие-то судьбоносные решения, которые в ближайшее время уже будут влиять на развитие международной повестки.

Но оправдалось ли эти ожидания? На этот вопрос политолог отвечает следующее:

— Не все ожидания оправдались, мы должны быть объективны здесь. Из публичных встреч и заявлений мы не можем судить, достиг ли саммит тех целей, которые строились. В первую очередь, это вопросы по созданию альтернативной финансовой системы. Однако в публичном пространстве не было таких заявлений.

Не было принято решения, — продолжает Станислав Притчин, — и о какой-то глубокой институционализации отношений в рамках БРИКС, то есть, пока серьезной формализации, институционализации в построении инструментов превращения БРИКС в реально работающую с повесткой структуру не произошло. И в определенной степени это — разочарование, но, с другой стороны, объяснимо, потому что любая такая серьезная инициатива по созданию — долгосрочный проект, который требует и инвестиций, и технологических подходов и самое главное — политической воли. С учетом того, что есть различные препятствия на пути создания такой организации.

Запрос велик

Оценки итогов прошедшего саммита разнятся. Так, в западных СМИ встречаются мнения о том, что БРИКС — организация, которой стоит опасаться. Диаметрально противоположны таким выводам утверждения о том, что саммит ничего не решил и потому всерьез воспринимать его итоги не стоит.

Станислав Притчин считает, что истина находится где-то посередине. Он уверен, что есть некая группа западных экспертов, которая отличается алармистским подходом и пытается изобразить из БРИКС угрозу для мира. Другие аналитики отмечают, что БРИКС на самом деле структурируется и в будущем может выработать альтернативу существующей системе. Саммит показал, что лидеры стран готовы встречаться, обсуждать проблемы, не боясь санкций. И это уже серьезный прорыв, подчеркивает Станислав Александрович. 

— И то, что такое количество государств подают заявки на вступление в БРИКС, даже при нынешней ситуации без серьезной структуры и институционализации, говорит о том, что запрос на такое не западное объединение в мире огромный, — резюмирует политолог.

Заявка на более тесное взаимодействие

Положительным фактором в БРИКС Станислав Притчин считает новый статус некоторых государств. У организации есть несколько статусов, отмечает он. Очевидно, что в будущем предстоит все эти статусы прописать с точки зрения юридических процедур. Что касается того, что Казахстан, Узбекистан и Турция получили статус партнеров, говорит о том, что БРИКС — организация, открытая для новых участников и предложений. Круг стран, с которыми напрямую сотрудничает организация, расширяется. Можно предполагать, что голоса этих трех стран будут звучать уверенно и услышаны внутри БРИКС, а это уже заявка на более тесное взаимодействие.

Надежный партнер

Саммит в Казани посетил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Станислав Притчин уверен:

— Приезд Антониу Гутерриша и его участие в саммите является признанием БРИКС как международной организации с большими амбициями.

Мало можно перечислить прецедентов, когда Генеральный секретарь ООН участвовал в саммитах подобного рода организаций, подчеркивает он.

Его участие говорит о том, что ООН не рассматривает БРИКС как какую-то враждебную, конфликтную организацию, а видит данное объединение как надежную, долгосрочную и важную для международных отношений организацию, вес которой возрастает. ООН готова это признавать и в таком личностном, персональном ключе поддерживать.

Есть ли изоляция России?

Саммит в Казани проходил в ситуации, когда по-прежнему существуют санкции западных стран в отношении России, Эти санкции направлены на международную изоляцию РФ. 

Станислав Притчин не склонен считать, что Россия находится в международной изоляции.

— По поводу изоляции я разделяю позитивную оценку саммита, — указывает он. — Лидеры стран, не входящих в западную коалицию, не считают Россию токсичной, не признают для себя неприемлемым приезжать в Россию, встречаться в России и проводить двусторонние встречи и контакты с Владимиром Путиным. Поэтому то, что саммит собрал такое большое количество лидеров государства, еще большее количество представителей на уровне глав правительств, министерств, доказывает: как таковой изоляции нет. Есть изоляция России странами Запада, но с учетом того, что роль и место западных стран во многом снижается и в политическом, и в экономическом плане, то такая изоляция условна, если смотреть с точки зрения международного масштаба.

Однозначно сказать невозможно

Станет ли БРИКС полноценной организацией? На этот вопрос Станислав Притчин отвечает сдержанно:

— Однозначно я не могу сказать. В то же время, если ситуация в отношениях Запад – Китай, Запад – Россия, Запад – Иран будет ухудшаться, конечно же, запрос на социализацию будет возрастать и тогда это будет практически единственным вариантом усиления этой организации. Потребуется создание БРИКС как института, не западного объединения. При других сценариях может быть не настолько строгое усиление организации, может быть, постепенное, поэтому здесь опять же очень много будет зависеть от исходов тайваньского и украинского кризисов.

Фото из открытых источников


Айгуль Омарова

Публикации автора

Повестка дня: о чем будут говорить Токаев и Путин

Саммит БРИКС: не все ожидания оправдались

В РК работает сеть информационного воздействия — эксперт

Бесконтрольная благотворительность

Александра Сергазинова: До всего есть дело

Данияр Каскарауов: Я должен оправдать доверие земляков

Топ-тема

Другие темы

КУЛЬТУРА | 27.11.2024

Продолжение не следует

ИНТЕРВЬЮ | 27.11.2024

Повестка дня: о чем будут говорить Токаев и Путин

НОВОСТИ | 26.11.2024

Кино с изюминкой: прошел первый конкурсный день МКФ «Евразия»

НОВОСТИ | 26.11.2024

90% вокзалов и станций в Казахстане нуждаются в ремонте

НОВОСТИ | 26.11.2024

Пожизненное заключение для «оборотней в погонах» введут в РК

НОВОСТИ | 26.11.2024

22 млрд кубометров достиг объем воды в Аральском море