В новогодней суете и праздничных заботах затерялось сообщение о том, что в Китае сокращается население страны. С чем это связано и чем может грозить странам Центральной Азии и России — ближайшим соседям КНР? Комментирует известный китаевед, доктор политических наук Константина Сыроежкина.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Заповедь Маккиндера: как избежать стратегической летаргии
Люди полагают, будто перемены происходят за одну ночь — политолог
Двери в ШОС открыты отнюдь не для всех — Сыроежкин
— Константин Львович, Интерфакс-Казахстан сообщает, что население Китая уменьшилось. Критична ли такая ситуация для Китая?
— Государственное статистическое управление КНР опубликовало данные, которые подтверждают ускорение демографического кризиса: население Китая в 2025 году сократилось на 3,39 млн человек и составило 1,40489 млрд граждан. За год в Китае родились 7,92 млн детей, а умерли 11,31 млн человек. Коэффициент рождаемости составил всего 5,63‰, коэффициент смертности — 8,04‰. Трудоспособное население в возрасте от 16 до 59 лет сократилось на 0,7% — до 851,36 млн человек, в то время как количество людей старше 65 лет выросло на 1,5% — до 223,65 млн.
Критично ли это для Китая? Да, критично. Особенно с учетом того, что эта тенденция наблюдается с 2022 года. Для простого воспроизводства населения (когда каждое поколение замещает предыдущее без роста или сокращения) нужен коэффициент рождаемости около 2,1 ребенка на женщину. В Китае он составляет около 1,0-1,2. Это, конечно, больше, чем в Республике Корея или Японии, но мало даже для простого воспроизводства.
Вторая проблема — стремительное старение населения. В 2025 году лица старше 65 лет составили 16% населения Китая, увеличившись более чем вдвое с начала 2000-х годов. По прогнозам, к 2035 году эта доля вырастет до 20–25%, а к середине века — до 30–35%.
Третья проблема — сокращение трудоспособной части населения, которое падает на 0,7% в год. Через 20 лет в Китае будет около 400–500 млн пожилых людей и около 600–700 млн трудоспособных. А это означает, что социальная нагрузка на работающих людей существенно возрастет.
Следствие политики «одного ребенка»
— Чем вызвано такое сокращение: запретом рожать новых детей, кроме одного ребенка (вроде такой запрет снят уже) или нарастающей миграцией населения?
— Это — с одной стороны, следствие «политики одного ребенка», а с другой — изменение социальных условий в Китае и менталитета молодых китайцев.
Запрет на рождение второго ребенка был снят еще в 2014 году, в 2021 году разрешили иметь и трех детей, а в 2024 году вообще сняли всякие ограничения. Более того, были предприняты меры по стимулированию рождаемости: денежные выплаты семьям с детьми, налоговые льготы, субсидии на жилье, бесплатное образование и медицину для детей. В некоторых провинциях местные власти платят семьям тысячи юаней за каждого ребенка, предоставляют бесплатное жилье молодым семьям с детьми, строят детские сады и школы. Пока эффект от этого минимальный.
Проблема в том, что в Китае изменился менталитет молодежи, и «вирус потребительства» наблюдается все отчетливее. Молодые семьи хотят «пожить для себя» и не хотят жертвовать карьерой, свободой, комфортом ради детей. Существенно и то, что традиционный институт семьи в Китае практически разрушен. Старики, которые раньше считали необходимым ухаживать за внуками и правнуками, сегодня все больше отказываются от этого. Даже появился специальный термин — «дама» (большая мама), который описывает свободную от забот о семье и вполне обеспеченную старушку, предпочитающую путешествовать по миру.
— А миграция имеет отношение к этому и чем объясняется миграция?
— С миграцией из Китая эта проблема мало связана. Хотя нельзя не упомянуть о том, что дисбаланс между мужчинами и женщинами продолжает сохраняться. По данным на 2025 год, это 716,85 млн мужчин против 688,04 млн женщин. Понятно, что часть мужчин в процессе «поиска невесты» устремляется за пределы Китая. Но таковых все-таки не столь много. Во всяком случае, эта проблема существует с 1978 года, когда была введена «политика одного ребенка» и большинство семей хотели мальчика, но до 2022 года она как бы особо не влияла на воспроизводство населения и миграционные процессы.
К чему готовиться нам?
— И как такая ситуация может отразиться на ближайших соседях — Казахстане, России и Кыргызстане? Чего нам ждать, к чему готовиться?
— Присутствие китайцев в наших странах растет. Это факт. Но браков с местными народами отмечено не столь много, хотя они, безусловно, есть.
Более актуально — выезд наших граждан в Китай с целью трудоустройства. Эта тенденция набирает силу, хотя здесь пока есть некоторые ограничения — Китай с охотой принимает лишь тех специалистов, в которых остро нуждается; для остальных трудоустроиться в Китае весьма проблематично. Но это пока. Если демографическая ситуация в Китае будет развиваться столь же катастрофично, то в скором времени ему потребуются не только высококлассные специалисты, но и менее квалифицированная рабочая сила. Правда, в Китае уже сейчас наблюдается тенденция ее замены киборгами.
Фото из открытых источников