Журнал «Үркер» добавляет штрихи к портрету знаменитого учителя, рассказывая о его внешности, характере, привычках, мировоззрении.
«Двери его дома были всегда открыты для гостей. Он помогал каждому не только дельным советом, но и давал в долг бедным казахам, за которые не брал процентов, а во многих случаях не требовал его возврата, просто забывал. Русские поселенцы тоже знали его как доброго и честного человека» (из воспоминаний Ф.Соколова). Другой современник говорил, что в дом Алтынсарина «приходят разные люди, но ко всем он относится одинаково гостеприимно и не делит людей на богатых и бедных».
Во время голода в Торгае в 1879-1880 годах Ибрай не просто рассказал о постигшем казахов горе читателям газеты «Оренбургский листок», но и вместе с главой района полковником Яковлевым построил русско-казахскую школу. На стройке были задействованы местные жители, которые смогли заработать в лихую годину и спастись от голода. По инициативе Алтынсарина для казахов были организованы курсы по рыбной ловле. Кроме того, он завещал полученные в наследство от отца 500 десятин земли сельскохозяйственной школе, которая должна была открыться в Костанае.
Вот, как описывается внешность Ибрая Алтынсарина:
«Он был среднего роста и телосложения, у него было типичное для казахов круглое лицо, светлая кожа, носил усы и бороду, которые ему очень шли, и носил парик, потому что у него были редкие волосы, которые он сбривал. Парик он надевал на службу, а дома носил тюбетейку».
Знавшие его люди рассказывали, что он придерживался казахских традиций и обычаев, играл на домбре и хорошо пел. В домашнее хозяйство не вмешивался, этим всецело заведовала его супруга.
Вот что пишет автор о мировоззрении Ибрая: «Он был мусульманином, он не поддавался слепой вере. Это роднит его с Абаем. Религия была для обоих средством познания истины. Основой педагогических взглядов Ибрая был ислам, хадисы пророка Мухаммеда. При этом, как и Абай, наряду с исламскими ценностями, он впитал восточную, западную, русскую литературу и философию».
Газета «Ана тілі» опубликовала материал о казахах, которые в XIX веке обучались в Неплюевском военном училище в Оренбурге.
Это была своего рода предтеча программы «Болашақ», но в рамках Российской империи.
«Неплюевское военное училище было первым, где по стипендии могли учиться казахские дети. С 1825 по 1866 год его окончили 35 казахских детей, – говорится в публикации. – 15 сентября 1825 года газета «Русский инвалид» опубликовала статью об открытии школы. На открытии школы присутствовал хан Младшего жуза Шергазы вместе со своей свитой».