Аналитика

В этот день. Время последних

Мурат Халилов

24.10.2024

24 октября — от финального раздела Польши до последнего полета «Конкорда»

Замечено, что в нашей рубрике попадается немало событий, к которым смело можно добавлять слова «впервые» или «первый». В принципе, это логично и часто обосновано тем, что в Истории запоминаются именно пионеры. Но сегодня мы немного отойдем от этого принципа и обратим внимание на то, к чему (забегая вперед — и к кому) можно добавлять эпитет «последний». Мы сами удивились, что так совпало.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Галстук, конфеты и женское счастье

В этот день. Это просто космос!

В этот день. Как отстояли Казахстан

Начнем с того, о чем мы ранее писали в нашей рубрике — о разделе Речи Посполитой (Польши). Поэтому повторяться не будем, а поговорим сразу о событии, которое попало в нашу сегодняшнюю хронологию. Так вот, 24 октября 1795 года произошел третий и последний раздел. Поводом для раздела польско-литовского государства послужило поражение восстания Костюшко 1794 года, как раз направленное против очередной перекройки страны. Одновременно с этим условием был подписан тайный договор в Петербурге между Австрией и Россией, явно враждебный Пруссии — о военной помощи в случае, если Пруссия нападет на какое-нибудь из союзных государств. А вывезенный в Гродно польский король Станислав Август Понятовский сложил свои полномочия через месяц.

В итоге Россия получила земли к востоку от Буга и линии Немиров общей площадью 120 тысяч квадратных километров и населением 1,2 миллиона человек. Здесь появились три губернии, но сохранена прежняя правовая система (Литовский статут), выборность судей и маршалков на сеймиках, а также крепостное право. Пруссия приобрела территории, населенные этническими поляками, к западу от рек Пилицы, Вислы, Буга и Немана вместе с Варшавой (получившие название Южной Пруссии), а также земли в Западной Литве (Сувалкия), общей площадью 55 тыс. кв. км и населением в 1 млн человек. Тут тоже были созданы три провинции, официальным языком стал немецкий, введены прусское земское право и немецкая школа, земли «королевщины» и духовные имения отобраны в казну. А под власть Австрии перешли Краков и часть Малой Польши между Пилицей, Вислой и Бугом, часть Подляшья и Мазовии, общей площадью 47 тыс. кв. км и населением 1,2 млн человек. Ново-австрийские земли получили название Галиция и Лодомерия, они были разделены на 12 округов. Здесь также были введены немецкая школа и австрийское право.

В следующие два века наверняка были события и факты, которые можно было назвать «последними», в том числе и в 24-й день октября. Например, если брать юлианский календарь, то 24.10.1917 был последний полноценный рабочий день Временного правительства Керенского в Российской империи — на следующий день произошел вооруженный переворот, который потом назовут революцией. А вот в 1956-м это был последний день революции в Венгрии — в этот день в Будапешт были введены советские войска, который подавили восстание танками. Можно было еще рассказать про последний рейс торгового судна с романтический названием «Поэт», которое вышло из Филадельфии (США) в Порт-Саид (Египет) 24 октября 1980 года, но развернутой информации о нем нет. Известно только то, что экипаж состоял из 34 человек, а само судно бесследно исчезло. Кстати, если вы немного знакомы с географией и помните о Бермудском треугольнике, то с ним таинственное исчезновение точно не связано.

Чуть побольше можно было рассказать о 24 октября 1999 года — в этот день в городе Рогатино (Ивано-Франковская область Украины) был открыт памятник Роксолане — любимой жене османского султана Сулеймана Великолепного. При чем здесь Украина и наша сегодняшняя подборка? Дело в том, что Роксолана сначала была наложницей правителя, а потом стала третей (и последней) его женой. В турецких источниках она именуется как Хюррем Хасеки-султан, а вот поздние источники, в первую очередь, литературные указывают, что она была родом как раз из Рогатино, которое тогда (в начале XVI века) входило в состав Королевства Польского. В общем, это не доказанная, но и не опровергнутая красивая легенда о дочери местного православного священника, которую похитили, продали в рабство, после чего она оказалась в гареме Сулеймана Великолепного, из фаворитки превратившись в любимую жену и мать наследника престола.

Что-то мы, двигаясь в хронологическом порядке, перескочили через другое событие. 24 октября 1990 года в Советском Союзе прошло последнее в стране испытание ядерного оружия. Нет, не на Семипалатинском полигоне (СИЯП), а на Новой Земле. К этому времени в Казахстане и за его пределами уже во всю мощь было развернуто движение «Невада-Семей» и, как говорят, Москва не стала рисковать и не произвела испытания у нас. Но заметим, что не только движение, возглавляемое Олжасом Сулейменовым, послужило поводом для того, чтобы перенести испытание «от греха подальше», но и протестное движение, прокатившееся по всей стране. В первую очередь, речь идет о забастовке шахтеров в СССР, одним из очагов которого была Караганда. Именно здесь, как подтверждает хроника, к чисто экономическим и социальным требованиям были добавлены политические, касающиеся партии и правительства. В частности, в Караганде заявили о присоединении к движению «Невада-Семей».

Состоявшееся в октябре 1990 года испытание на самом деле было подготовлено еще в конце 1989-го, однако «неоднократно откладывалось из-за сложной международной обстановки и перестройки в самой стране» (так говорили тогдашние депутаты Верховного совета). По официальным данным, всего в СССР состоялось 715 ядерных испытаний, из которых 468 пришлись на СИЯП. На Новой Земле их было 132, но вместе с тем суммарная мощность взрывов достигла 94 процентов от общего показателя за всю историю Советского Союза. Что неудивительно, ведь именно там 30 октября 1961 года взорвали «Царь-бомбу» мощностью 58,6 мегатонны, она же АН-602 или «Кузькина мать» — самую мощная из когда-либо созданных человеком. Последний же взрыв был мощностью «всего» в 70 килотонн.

Но пойдем дальше и переберемся уже в нынешний, XXI век — к событию, которое, наверное, еще у многих в памяти. 24 октября 2003 года совершил свой последний коммерческий рейс сверхзвуковой лайнер Concorde («Конкорд») для авиакомпании British Airways. Спустя еще месяц от услуг первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета отказалась и компания Air France. Амбициозный совместный проект Франции и Великобритании считался апофеозом развития авиационных технологий и воплощением путешествий с роскошью и комфортом — путь от Нью-Йорка до Лондона он преодолевал менее чем за три часа. Однако и цена за это удовольствие была колоссальной —12 тысяч долларов за билеты в обе стороны.

Вообще, идея о перевозке пассажиров со сверхзвуковой скоростью появилась еще в конце 1940-х, когда впервые была преодолена лишь теоретическая на тот момент планка скорости в 1 мах. Проект «Конкорд» стал разрабатываться по франко-британскому договору в начале 1960-х, поэтому даже и получил свое название — с французского слово «Concorde» означает «Соглашение». Параллельно эта тема двигалась и в других странах. Но в США она осталась в чертежах, а вот в СССР стали играть в «догоним и перегоним», в результате чего появился Ту-144, уж очень похожий на «Конкорд». Их схожесть — это уже другая история, но скажем, что советский «сверхзвук» был испытан на три месяца раньше франко-британского.

Однако коммерческие рейсы «Конкорд» стал выполнять раньше (в Бахрейн летал из Парижа, например). 144-й же первый рабочий рейс совершил из Москвы в Алма-Ату — привез почту в декабре 1975-го, а регулярные рейсы стали совершаться только к 60-летию упомянутой выше Октябрьской революции. Планы были большие, но единственным маршрутом для Ту-144 стал «Москва – Алма-Ата – Москва» – раз в неделю и стоимостью 82 рубля 70 копеек (на обычной «тушке» — 62 рубля). Через семь месяцев и эти рейсы свернули, а пределы СССР он не покидал (кроме демонстрации в Ла-Бурже в 1973-м, когда самолет разбился — погиб весь экипаж, состоявший из опытных и высокопоставленных офицеров, и восемь человек на земле). Так что кадры из «Мимино», когда «Лос-Анджелес не принимает», были, с одной стороны, верны — не принимал ни он, ни Дели, никто. Вообще, 144-й перевез в общей сложности 3284 пассажира, а вот «Конкорд» – 2,5 миллиона. И последних — 24 октября 2003 года. Ой, мы повторяемся.

Ну и напоследок. 24 октября 1990 года — это де-юре последний день, когда мы полностью зависели от Центра. На следующий день постановлением Верховного Совета принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, которая, кроме прочего, подчеркнула политико-правовые основы Казахстана как независимого государства. В общем, с наступающим Днем Республики, дорогие читатели!

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

В этот день. Время последних

В интересах Родины: полезные союзы

В интересах Родины

В этот день. Галстук, конфеты и женское счастье

350 лет спустя: возврат ценностей Истории

Уроки Шерзата

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 24.10.2024

Обвинители по делу Бишимбаева получили госнаграды

НОВОСТИ | 24.10.2024

Пример вечной дружбы — бюст Абая открыли в Казани

НОВОСТИ | 24.10.2024

Узбекистан пригласил сенаторов Пакистана наблюдателями на выборах

НОВОСТИ | 24.10.2024

Цифровую трансформацию РК назвали примером для других стран

НОВОСТИ | 24.10.2024

Беспилотные поезда запустят по линии LRT в Астане

НОВОСТИ | 24.10.2024

14 человек с начала года погибли в ДТП с мопедами в Алматы