Аналитика

Проблема-2029 и возможный путь ее решения

Мурат Халилов

21.05.2025

Почему преемственность власти сейчас важнее личности преемника

В последнее время некоторые СМИ и отдельные блогеры стали качать тему «третьего президента». Одни делают это объективно и рационально, а другие, как говорится, откровенно хайпуют. Есть и такие, кто заявляет, что это чуть ли ни запрещенная тема и обсуждению она не подлежит. Однако поднимать ее по различным причинам все же надо. Сегодня мы тоже присоединимся к обсуждению этой темы, предварительно обозначив, в каком ключе, по нашему мнению, это следовало бы делать.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Как не скатиться в пучину хаоса — казахстанский рецепт

В интересах Родины. Многовекторность при турбулентности

Прогноз непогоды: турбулентность продолжается

Очередные внеочередные?

Действительно, вроде бы как-то неудобно сейчас говорить о том, кто может стать следующим главой государства — ведь до конца срока действующего еще четыре года. Однако время от времени появляются «версии» того, что Касым-Жомарт Токаев по каким-то причинам сложит свои полномочия до 2029 года. Может ли такое случиться?

Тут надо заметить, что вплоть до начала этого года подобных суждений было больше. Однако в своем интервью от 3 января Касым-Жомарт Кемелевич дал ясно понять, что уходить не собирается, а работа в ООН — это дело прошлого. Поэтому разговоры и откровенные домыслы об очередных внеочередных президентских выборах значительно сократились, но, увы, не исчезли совсем. Более того, особо озабоченные личности, в том числе находящиеся за пределами страны и, как следствие, уже давно оторванные от окружающей казахстанцев реальности, стали говорить даже о насильственном свержении власти или том, что президента якобы вынудят уйти.

Можно было даже не комментировать такие глупости, заодно напомнив, что обсуждение здоровья президента запрещено законом. Но следует подчеркнуть, что подобные домыслы не всегда появляются лишь для хайпа. Некоторые прямо или косвенно намекают на то, что Токаев якобы не справляется с объявленными им самим реформами, в том числе и из-за тех, кто саботирует президентские инициативы внутри самой власти. Безусловно, факты, имеющие некоторые признаки саботажа, иногда наблюдаются, но говорить об этом как о повальном явлении никак нельзя.

Вообще, такие разговоры больше напоминают попытку дискредитации верховной власти. Конечно, в этом плане можно было привести множество примеров того, как проходят реформы в стране, но это немного другая тема. Просто отметим, что даже конструктивные оппоненты признают: Акорде удалось добиться многого за последние годы, а если говорить конкретно, то многие пункты предвыборной программы Токаева 2022 года уже выполнены, а оставшиеся продолжают исполняться в срок. Это уже не говоря о других инициативах главы государства, озвученных с различных трибун.

И другой важный момент — даже многие зарубежные политики и политологи подчеркивают, что господин Токаев является символом перемен и реформ в Казахстане, причем, делают это не из-за дипломатического этикета, а вполне осознанно и обоснованно. Впрочем, как и в самой стране. Поэтому (и не только поэтому) было бы логично, чтобы Касым-Жомарт Кемелевич закончил начатое. 

О больших планах

Однако надо понимать, что с окончанием его президентского срока реформы в стране не закончатся. Как бы банально это не звучало, но реформирование ряда направлений является делом постоянным. Тут, как нам представляется, главное — в самом настрое и механизмах реализации. Первое у нас есть в достаточном количестве, а вот второе, признаться, нужно налаживать и каждый раз совершенствовать. То есть, на текущий момент важно, скажем так, наладить и запустить маховик, который будет эффективно работать еще много лет.

Может быть, мы сейчас скажем крамолу, но при налаженном и четко работающем механизме особо не важно, кто именно станет следующим президентом. Не спорим, личность первого лица в государстве, которое является лидером в регионе и уже названо средней державой, имеет не последнее значение. Но мы немного о другом — о том, что более значимо движение вперед, развитие страны и улучшение социально-бытовых условий для населения, да и совершенствование политической системы, естественно.

Но даже если посмотреть чисто с технической стороны, то налаживание упомянутого механизма — это тоже большая работа, которую нельзя прерывать, а делать это должен тот, кто начал. Исходя из этого, уже более глубоко понимаешь слова, сказанные главой государства в интервью газете «Ана тілі»: «У меня большие планы по развитию страны на много лет вперед, которые я намерен реализовать».

К слову, кто-то почему-то увидел в этой цитате намек на то, что Токаев захочет править и дальше 2029 года, но это тоже домыслы, буквально ни на чем не основанные. Более того, эти слова говорят о сбалансированном и трезвом подходе к реформированию, как таковому. Вот некоторые вроде бы соображающие и уважаемые личности предлагают действовать по принципу «все и сразу», начиная с выборности акимов областей и заканчивая введением института шерифов. Но это только на страничке в Facebook подобное может выглядеть красиво, а вот в реальности, тем более, когда нужно модернизировать саму систему власти (включая исполнительную), необходим постепенный и очень продуманный подход. Поэтому «большие планы» — это, кроме прочего, еще и показатель того, что многое нам предстоит увидеть и сделать. 

Думается, в процессе реализации этих реформ и модернизации системы не нужно забывать и о том, кто продолжит начатое. Как мы отмечали выше, тут дело не в определенной личности, а в том, как будет работать преемник. Кстати, почему-то вокруг этого понятия — преемник — сложился некий негативный ореол с признаками автократии. Возможно, это просто наследие «Старого Казахстана», но на самом деле здесь нет ничего плохого. Абсолютно любая власть готовит продолжателя своих дел, а «преемственность» является не только признаком пресловутой стабильности, но и совершенствованием самой этой власти.

Кто на новенького?

Получается, необходимо исходить из принципа, о котором говорят казахские аксакалы: «Если ты занят правильным и нужным делом, то его обязательно продолжат». Но также надо понимать, что определенную значимость приобретает не простое продолжение дела, заложенного нынешним президентом, а еще умение управлять упомянутыми выше механизмами. К тому же на того, кого уже сейчас можно назвать «третьим президентом», будут возложены новые дополнительные задачи.

Сейчас заранее, конечно, трудно говорить, особенно в быстро меняющейся геополитической обстановке, но, возможно, на первый план выйдут вопросы экологии, водной и энергетической безопасности, умения оперативно реагировать на новые вызовы и кризисы. Понятно одно, что пост главы государства — это будет нелегкая деятельность, связанная с ответственностью, утомительным режимом работы и так далее.

Логично предположить, что третий президент должен пройти хорошую практику в команде второго. Это не обязательное условие, как вы понимаете, но очень желательный плюс. По фамилиям мы сейчас никого называть не будем и не станем играть с предположениями, как это уже начали делать некоторые блогеры и политологи — об этом просто, действительно, рано говорить. Но смеем предположить, что кандидат от действующей власти еще не определен. Думается, в этом для Акорды нет никакого секрета, и нынешняя администрация Токаева не станет как-то манипулировать этим. Напротив, верховная власть, по нашему мнению, как раз настроена на коллективную работу, а в качестве потенциального преемника будет выбран наиболее достойный из этой команды.

В этом плане это будет тот самый настоящий «наемный менеджер», о котором не раз говорил сам Касым-Жомарт Кемелевич, упоминая о работе президента. Да и работать, судя по всему, будет именно команда. По крайней мере, это видно по сегодняшнему настрою АП и правительства страны. Поэтому, наверное, вопрос о преемнике сейчас не обсуждается и не выносится в общественное поле. Но, опять-таки, есть прямые намеки именно на преемственность власти, а не на конкретную личность.

А вот тем, кто желает быть конкурентом, хорошо было бы об этом заявить уже сейчас и начинать агитационную работу, а не делать это накануне объявления выборов или сразу после подписания соответствующего указа. Впрочем, это уже несколько другая тема, хотя нужно признать, что альтернатив действующему президенту пока не видно — даже если пристально вглядываться. Ну, а участие в президентской гонке только ради участия — это уже вчерашний день, пусть даже это не запрещено законом и может сулить какие-то политические дивиденды.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Топ-тема