Аналитика

Прогноз непогоды: турбулентность продолжается

Мурат Халилов

18.12.2024

Что нас ждет в 2025-м в плане геополитики и как это отразится на Казахстане

Составлять прогнозы, как известно, дело неблагодарное. Особенно, если это касается геополитических моментов, которые могут кардинально измениться буквально в течение нескольких недель. Однако любое событие имеет базис и не может появиться из ниоткуда. Поэтому мы и посмотрим на предстоящий год с позиции того, что имеем на день сегодняшний, и того, что может случиться буквально завтра. При этом не забудем и Казахстан — не только как члена мирового сообщества, но и ту самую среднюю державу, которая может и должна влиять на большую геополитику.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Казахстан поможет

Россия не может быть побеждена военным путем — президент Казахстана

Предложение Токаева имеет историческое значение — эксперт

Действительно, как говорил булгаковский герой, человек не может предсказать свое будущее даже на такой смехотворный срок, как 1000 лет. Да и действия отдельных политиков и кое-каких государств тоже могут внести свои штрихи, от которых зависят судьбы миллионов. Скажем, еще месяц назад мало кто мог бы подумать о падении режима Асада в Сирии, что повлияло на другие страны, причем, не только соседние, но и дальние.

Единственное, что трудно предсказать, это стихийные бедствия или техногенные катастрофы. В этом году жара, наводнения и штормы внесли свою лепту в мировые новости, унеся тысячи жизней и принеся национальным экономикам ущерб на десятки миллиардов долларов. Но в основном, несмотря на всю трагедию, это все же относилось к местным новостям и значимого влияния на большую политику не оказало. Что касается Казахстана, то весенние паводки стали настоящим испытанием не только для экономики нашей страны, но и общества, а также выявили некоторые негативные факты коррупции и мошенничества.

Но это так, к слову. Если говорить о геополитических моментах обозримого будущего, то, безусловно, хотим мы того или нет, многое зависит от того, насколько предвыборные обещания избранного президента США Дональда Трампа будут выполнены им и его администрацией. В этом плане стоит отметить два основных аспекта, которые мы не будем сравнивать по значимости, в том числе и потому, что они взаимосвязаны.

Начнем с более больного для нас вопроса, который некоторые чиновники предпочитают не замечать, считая, что Трамп не пойдет на такой шаг. Речь о его обещании снизить цену за баррель нефти до 40–50 долларов в первые 100 дней после инаугурации. Да, можно утешать себя мыслью, что еще при первом своем 47-й президент США исполнил в полной мере свои обещания. Тем более, заявление о таком намерении мистер Трамп сделал, кроме прочего, аргументируя тем, что обвал цен на нефтерынке скажется на стране-агрессоре и ее экономике, что добавит дополнительные аргументы для «принуждения к миру» в Украине.

Как бы кто ни относился к России, следует признать, что в военном отношении ее действительно трудно победить, особенно когда на кон ставятся многие моменты. Поэтому, это не очень убедительный аргумент — если его и применять, то в комплексе с другими. Зато почти двукратное снижение цен на углеводородное сырье серьезно и крайне негативно может сказаться на казахстанской экономике. Многие эксперты уже успели высказаться по этому поводу, и пересказывать их мнения мы не станем. Однако тут есть два момента. Во-первых, надеемся, что наше правительство в курсе этих угроз следующего американского президента и уже действует из принципа «Кто предупрежден, тот вооружен». А во-вторых, все же, маловероятно, что этот план будет исполнен в обещанном объеме. Ведь тут завязаны интересы не только Казахстана, но и ряда других стран, в том числе «держателей» в ОПЕК.

Другой момент — более позитивный. Это обещания прекратить войну в Украине. Еще в ходе предвыборной гонки Трамп заверял, что добьется мира в течение 24 часов с момента возвращения в Белый дом. Сегодня эта уверенность поубавилась, но совсем отказываться от этой мысли он не желает. Более того, все больше аналитиков приходят к мысли, что «какой-никакой мир» в Украине все-таки будет достигнут в первой половине 2025 года.

Тут, конечно, все сложнее, и никто не может дать даже предварительных гарантий — ни в Киеве, ни в Москве, ни в Вашингтоне. Однако, если говорить о влиянии этих процессов на Казахстан, то они не менее важны, чем цена за бочку нефти на мировых рынках. Более того, в последнее время Акорда и МИД РК отмечают, что, наоборот, готовы принять участие в осуществлении механизмов, ведущих к переговорам между Россией и Украиной. Мы уже несколько раз об этом писали, в том числе тогда, когда мало кто об этом задумывался, поэтому повторяться не станем. Хотя в последнее время даже стали выдвигать предположения, что Астана (или Алматы) может стать тем местом, где встретятся Трамп, Зеленский и Путин или просто Зеленский и Путин. Не станем опровергать эту версию, но и подтверждать ее еще преждевременно.

В любом случае, можно и нужно отметить, что Казахстан и его президент уже включились в процесс, а Касым-Жомарт Токаев, будучи опытным дипломатом (в отличие от того же мистера Дональда или двоих Владимиров), не стремится говорить о чем-то заранее, спеша заработать политические очки или что-то в этом роде. Безусловно, попытки примирить стороны не на словах, а на деле положительно скажутся на международном имидже нашей страны и лично Токаева, даже если он будет отмечать, что предлагались варианты, выдвинутые Китаем или Бразилией. В общем, как отмечалось ранее, Акорда готова стать миротворцем-посредником, в том числе в роли некоего объективного и нейтрального секунданта со стороны России.

При этом отметим, что Астана занимает позицию классического нейтралитета в данном вопросе. Напротив, мы пусть дипломатично, но достаточно ясно выражали свое мнение — квазигосударства «ЛДНР» (еще до их «выступления» в состав РФ) мы не признаем, выступаем только за мирное решение конфликта, причем главными действующими лицами должны быть только Киев и Москва, а также призываем следовать исключительно в соответствии с нормами Устава ООН. Одновременно Казахстан неоднократно выражал свои позиции по антироссийским санкциям — мы их не поддерживаем, но никоим образом обходить не станем.

Что касается последствий возможного мира, то он скажется на нас не только политически, но и экономически. Ведь не секрет, что от западной санкционной политики так или иначе страдает и Казахстан. С другой стороны, это и новые возможности, которые могут (точнее — должны) в полной мере проявить себя в наступающем 2025 году. Речь здесь идет о Среднем коридоре, о развитии транспортных маршрутов «Запад – Восток» и «Север – Юг», участие Казахстана в международных и двусторонних проектах со странами Евросоюза и так далее.

Однако кое-какие сложности могут создать непредсказуемые события на Ближнем Востоке. Ситуацию вокруг Сирии, хоть и избавившейся от диктатора, никак не назовешь стабильной. Этим могут воспользоваться соседи с севера, запада и востока от Дамаска. Например, один их хабов Среднего коридора, выходящего в Восточное Средиземноморье, находится в непосредственной близости от зоны возможного конфликта.

Определенные риски и возможности в следующем году связаны с финансовыми проблемами ведущих экономик мира. Если про ситуацию с «обвалом доллара» и проблемами с внешним долгом США прокомментировали все, кому не лень, то вот про непонятное положение китайского юаня еще мало что сказано. Если коротко, то некоторые эксперты прогнозируют, будто в 2025 году Китай решит, что проведет рефляцию, как единственный выход из создавшегося балансового кризиса и корпоративной задолжности, превысившей ВВП на 150%. В Пекине сочтут, что смогут обуздать инфляционные риски, и примут колоссальный пакет мер стимулирования размером более 50 трлн юаней. Значительная часть этих средств окажется в кошельках потребителей в виде цифровых юаней и попадет непосредственно в экономику. Китай также будет активно использовать социальные механизмы стимулирования, подталкивая компании к сокращению продолжительности рабочего дня для повышения качества жизни. Как прогнозируется, эти меры Пекина приведут к заметным последствиям во всем мире. Экономики развивающихся стран будут расти быстрее экономик развитых стран и самого Китая. Сырьевые цены вырастут, а юань укрепится. Учитывая торгово-экономические и финансово-энергетические связи наших стран, то нужно будет готовиться и к такому развитию событий – чтобы получить максимум для себя от всего этого.

Гораздо сложнее прогнозировать, что будет с криптовалютой. Точнее, можно с определенной долей уверенности говорить о ее росте в течение какого-то времени, а вот то, успеет ли воспользоваться этим Казахстан, как один из крупнейших криптодобытчиков, сказать трудно. Тут главное — найти удачный момент, но при этом не забывать, что в тех же Штатах и соседней России есть кое-какие нюансы на законодательном уровне. Впрочем, это уже другая тема для разговора. А по поводу прогнозов в той или иной сфере — мы еще вернемся к этой теме в уходящем году, заодно подведя его итоги.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Прогноз непогоды: турбулентность продолжается

Демократическое обновление: 33 года спустя

В этот день. Операция «СНГ», или В шаге от Независимости

Дело Шерзата: вопросы и провокации

Сирийский излом. Из двух зол

Грузия. Путь в Европу

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 18.12.2024

Полицейского осудили спустя семь лет в Казахстане

НОВОСТИ | 18.12.2024

Казахстан может организовать экспорт зерна в Африку

НОВОСТИ | 18.12.2024

Линию метро от центра города до аэропорта проложат в Алматы

НОВОСТИ | 18.12.2024

Бомба замедленного действия — мажилисмен о биометрии

НОВОСТИ | 18.12.2024

Гвинея-Бисау хочет обучать своих студентов в Казахстане

НОВОСТИ | 18.12.2024

Запретить продажу и распитие алкоголя могут в Туркестане