Аналитика

Казахстан поможет

Мурат Халилов

30.09.2024

Может ли Астана стать посредником-миротворцем между Киевом и Москвой?

После встречи президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева с федеральным канцлером Германии Олафом Шольцем некоторые наши коллеги и отдельные политологи стали говорить о том, что Акорда может предоставить площадку для первой стадии мирных переговоров между Россией и Украиной. Эта версия имеет несколько аспектов и направлений, а события ближайшего будущего могут внести в нее свои коррективы. Поэтому, скорее всего, к этой теме мы еще вернемся, а сегодня рассмотрим несколько ее основополагающих моментов.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Россия не может быть побеждена военным путем — президент Казахстана

Предложение Токаева имеет историческое значение — эксперт

Астана и Душанбе шагнули в новую эру сотрудничества

Повод есть

Геополитическая ситуация в последнее время меняется практически каждый день. Новая большая война на Ближнем Востоке — это уже вопрос времени, а не чьих-либо решений. Российско-украинский конфликт также в любой момент может перейти в новую, более ожесточенную фазу, хотя, казалось бы, хуже уже быть не может. И то, и другое прямо касается и Казахстана, причем, как с политико-экономической, социально-бытовой стороны.

Впрочем, третья израильско-ливанская война фактически уже началась, но на этот раз мы не будем акцентировать на ней внимание, хотя она тоже имеет отношение к нашим интересам. Они, например, касаются логистических коридоров между Востоком и Западом, в чем Казахстан имеет далеко не последнее значение. Кроме этого, на Голанских высотах находится казахстанский миротворческий контингент. Он хоть на относительном отдалении от возможного непосредственного соприкосновения враждующих сил, но, как отмечалось, все может поменяться за считанные дни или даже часы. Но об этом в другой раз.

А начнем мы с того, что предшествовало визиту Олафа Шольца в Казахстан. Во-первых, канцлер ФРГ стал говорить о существовании какого-то мирного плана, который в дальнейшем так и остался под покровом тайны. Но это и некоторые другие действия Берлина позволили говорить европейским аналитикам и российским пропагандистам, что Шольц может выставить себя в качестве если не главного миротворца, то посланника Запада для установления контакта с Москвой. Напрямую это он сделать, понятное дело, не мог, даже если бы очень захотел.

За пару дней до визита украинские СМИ распространили заявление заместителя главы Офиса президента Украины Игоря Жовква о том, план Киева по установлению мира будет передан Москве «через страны, имеющие с ней соответствующий диалог». «Если РФ перестанет говорить на языке ультиматума и готова будет к обсуждению элементов такого плана или всего этого плана, то да, мы говорим о том, что на втором саммите могут быть представители России», — отметил Жовква.

И в тот же день на «Немецкой волне» появляется интервью вице-министра иностранных дел РК Романа Василенко под вполне конкретным названием (пусть и со знаком вопроса): «Может ли Казахстан стать посредником между РФ и Украиной?» В нем, кроме прочего, господин Василенко заявил, что власти в Астане готовы выступить в роли посредника между Москвой и Киевом или предложить им площадку для переговоров. «Мы рассчитываем, что в свое время наши услуги понадобятся, поэтому мы занимаем такую сдержанную позицию», — подчеркнул замминистра.

Не вырывая из контекста

Как нам стало известно, в протоколе визита немецкого канцлера в Казахстан не были указаны темы, связанные с геополитикой как таковой, и с украинско-российской войной, в частности. Но первое, о чем заговорил высокий гость, было как раз это — он поинтересовался у хозяина, что он думает по этому поводу. Ответ Касым-Жомарта Токаева был растерзан на куски (многие «вырывали из контекста»), из-за чего терялось общее понимание. Поэтому приведем его полностью:

— Фактом является то, что в военном отношении Россия непобедима. Дальнейшая эскалация войны приведет к непоправимым последствиям для всего человечества и, прежде всего, для всех стран, прямо вовлеченных в российско-украинский конфликт. К сожалению, хороший шанс на достижение хотя бы перемирия был упущен с отказом заключить Стамбульское соглашение. Но возможность для достижения мира по-прежнему существует. Нужно внимательно рассмотреть все мирные инициативы различных государств и прийти к решению остановить военные действия, а затем перейти к обсуждению территориальных вопросов. На наш взгляд, мирный план Китая и Бразилии заслуживает поддержки. Руководители государств приходят и уходят, а народы, тем более соседние народы должны жить в мире и взаимопонимании. С Россией Казахстан имеет самую протяженную в мире делимитированную сухопутную границу в мире, между нашими странами развивается сотрудничество в рамках стратегического партнерства и союзничества. В Казахстане с неподдельной симпатией относятся к украинскому народу, его самобытной культуре. Между нашими государствами никогда не было разногласий. Посольство нашей страны продолжает функционировать в Киеве.

Не откроем большой тайны, если скажем, что вряд ли можно считать интерес Шольца и ответ Токаева спонтанным. Ведь первый поинтересовался мнением, а второй уже известен миру, как принципиальный сторонник территориальной целостности любого государства, в том числе и Украины. Поэтому можно быть уверенным, что каждое слово с обеих сторон было четко выверено.

Это, между прочим, касалось «непобедимости» России. Да, это спорный вопрос, но в этих утверждениях прослеживался четкий дипломатический месседж, который вполне логично связывается со всем другим сказанным. Более того, его нельзя отделять или делить всю фразу на отдельные цитаты. Кроме этого, по нашему мнению, ее необходимо рассматривать вкупе с упомянутыми выше высказываниями замглавы администрации украинского президента и заммминистра казахстанского внешнеполитического ведомства. Как говорится, пазлы сошлись.

Это другое

При этом не стоит как-то акцентировать внимание на том, что Токаев упомянул про «силу» России, а если и брать это во внимание, то не забывать и про слова об общей границе. Тут, в принципе, даже не обязательно обладать дипломатическим складом ума, чтобы правильно перевести эту фразу. А она просто означает то, что Астана действительно может стать одним из посредников в переговорах, а своеобразные секунданты, как известно, хоть и являются объективными и желающими мира, но все-таки представляют одну из сторон. Так получилось, что мы представляем наших северных соседей, с которыми имеем самую протяженную в мире сухопутную границу.

Безусловно, можно было вспомнить тот факт, что Астана стала одной из первых площадок для переговоров по Сирийской проблеме. Они, по большому счету, к четким результатам не привели, но главное было достигнуто — сама возможность усадить за один стол потенциальных врагов. Более конкретные результаты были достигнуты на переговорах в Алматы между внешнеполитическими ведомствами Азербайджана и Армении, чему предшествовало личное участие казахстанского президента в виде визитов в Баку и Ереван. Здесь можно было в лишний раз напомнить об огромном дипломатическом опыте Токаева, его авторитете на международной арене и тому подобное. Но мы не станем этого делать — это очевидно даже для его оппонентов, а с другой, хотя в нынешней ситуации это тоже играет немаловажную роль.

Но здесь несколько другой случай. Даже совсем другой. В первую очередь, необходимо учитывать более масштабный конфликт, который прямо сказался не только на геополитической обстановке в мире, но и на глобальной экономике, торгово-логистических взаимоотношениях, вплоть до продовольственного кризиса, который, судя по всему, будет только разрастаться. Кроме этого, конфронтация между сторонами достигла своего предела, и ситуация может только ухудшиться в любой момент. Если коротко, то создалось впечатление, что не осталось поводов для компромиссных решений проблемы.

В этом плане, опять-таки, упоминание Касым-Жомартом Кемелевичем факта срыва Стамбульских соглашений также подчеркивает тот момент, что в то время была пройдена одна из точек невозврата. Вместе с тем, «китайский» или «бразильский» варианты, о которых сказал президент Казахстана, это тоже своеобразный месседж, который прямо намекает, что они могут быть взяты за основу для заключения пусть хрупкого, но мира. К слову, вариант Пекина не был «жестко раскритикован» официальным Киевом, как об этом говорили некоторые СМИ, а лишь подвергнут критическому анализу — это, между прочим, совершенно разные вещи. Более того, украинская делегация провела довольно плодотворную встречу с китайскими коллегами на полях Генеральной ассамблеи ООН, и это говорит о том, что не все потеряно.

Краткосрочная перспектива

К слову, в том, что Токаев на этот раз не принял участие в «Неделе высокого уровня» ГА ООН также нет никакой конспирологии. Ведь понятно, что такие визиты и выступления оговариваются заранее, и на этот раз у Акорды не было особой необходимости ехать в Нью-Йорк. Между прочим, на этот раз там собралось значительно меньше лидеров стран мира, чем в прошлом и позапрошлом годах. А вот участие в различных важных мероприятиях министра иностранных дел Казахстана Нуртлеу, скажем так, компенсирует отсутствие Токаева. Ведь он не только является вице-премьером РК, но и одним из ближайших соратников Касым-Жомарта Кемелевича. Но это так, к слову.

Заметим еще один немаловажный момент, который косвенно подтверждает, что возможная миротворческая миссия Астаны — это не наша выдача желаемого за действительное, а предмет предварительных договоренностей. Дело в том, что тот же официальный Киев фактически никак не отреагировал на слова Токаева о «непобедимости России в военном плане». Там прекрасно понимают, что война на истощение для РФ не имеет даже среднесрочных перспектив — там скорее урежут социальный бюджет и добавят новые идеологические скрепы. В общем, казалось бы, хороший повод для украинских политиков «проехаться» по Токаеву, но даже намеков на это не было, в том числе, со стороны влиятельных политологов (пара-тройка далеких от фронта деятелей — не в счет).

Также президент Казахстана не случайно напомнил о том, что у нас с «неподдельной симпатией» относятся к украинскому народу, а с самой Украиной у нас нет никаких разногласий. Это было в ключе его заявления на памятном саммите в Санкт-Петербурге в июне 2022 года, когда на вопрос о таком отношении Касым-Жомарт Кемелевич прямо намекнул, что у нас есть те, кто осуждает российское вторжение, а затем однозначно заявил, что мы не признаем никакие квазигосударства. С тех пор, между прочим, официальная внешняя политика Астаны не изменилась

С другой стороны, в России тоже практически никак не отреагировали на высказывания казахского лидера. Более того, в отличие от предыдущих подобных тезисов не было особых «наездов» на Астану со стороны прокремлевских идеологов и пропагандистов. А ведь даже меньшие поводы вызывали у них бурю возмущений, шквал напоминаний про «северные города» и помощь во время январских событий 2022 года.

С момента визита Шольца в Казахстан уже прошло две недели. Вроде бы, немного, но за это время прошла масса знаковых событий, прямо или косвенно касающихся российско-украинской войны. Однако все больше и все чаще стали говорить о том, что сторонам все-таки следует идти на какие-то уступки, как бы это ни казалось невозможным (особенно диванным экспертам, находящимся за тысячи километров от регионов, где каждый день погибают военные и гражданские). Как бы то ни было, пока мы еще не видели более серьезных доказательств того, что Акорда может стать одним из главных посредников в переговорах, равно как и не наблюдали свидетельств обратного — что это невозможно. Понятно, что вряд ли это будет прямая встреча Зеленского с Путиным, как и то, что предварительные переговоры могут пройти в Астане, но ведь главное на сегодняшний момент сделать первый шаг. И Казахстан в этом поможет в любом случае.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте