Аналитика

В этот день. Это просто космос!

Мурат Халилов

11.10.2024

Лунная программа СССР, первая американка в вакууме и погоня за «девятой планетой»

Наша сегодняшняя подборка связана с освоением человечеством космического пространства. Как в теории, так и на практике. Правда, практика нередко заканчивалась неудачами, но на ошибках учатся. Что касается теории, то, чтобы ее доказать или опровергнуть, нужны годы. Впрочем, давайте ближе к теме.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Как отстояли Казахстан

В этот день. Туризм, Google и конина

В этот день. Пророк, Саладин и папы

За два с половиной года до первого полета человека в космос и через год после отправки на орбиту первого искусственного спутника Земли на Байконуре был еще один старт, который также мог стать историческим. Но о нем долгие годы не было ничего известно, да и сейчас немногие знают об этом. Итак, 11 октября 1958 года с нашего космодрома стартовала ракета-носитель «Восток-Л». На ее борту находилась автоматическая межпланетная станция (АМПС) «Е-1(2)», которая должна была долететь до Луны. Однако вскоре после взлета ракета взорвалась или, как отмечали в секретных отчетах, «разрушилась из-за возникших автоколебаний».

Это была не первая попытка. За три недели до этого, 23 сентября, также был неудачный пуск, а потом еще 4 декабря — тоже «разрушение» ракетоносителя. Вообще, лунная программа на тот момент подразумевала четыре варианта. «Е-1» должна была просто достичь видимой стороны Луны, а заодно заявить, что мы опередили американцев. На «Е-2» была возложена более ответственная миссия — сфотографировать обратную ее сторону, «Е-3» должна была сделать примерно то же самое, но под другим углом. Снимки планировалось передать на Землю через специальный телеканал, когда АМПС подлетела бы к ней поближе.

Обращает на себя внимание проект «Е-4», который предложил физик-ядерщик, один из создателей советской атомной, а затем и водородной бомбы Яков Зельдович. Он предложил отправить на Луну ядерный заряд и подорвать его там. В Москве предложение восприняли с воодушевлением, но вскоре Зельдович кардинально изменил свое мнение, убедив руководство страны передумать. Действительно, из-за ряда неудач была высокая степень вероятности, что взрыв мог произойти на самом Байконуре, или ракета могла отклониться от курса и попасть в другую часть света — в Соединенные Штаты, например. Но это так, к слову. В любом случае, понятно, что неудачи — это тоже своеобразный путь к успеху. На ошибках учатся, как говорится.

Понятно и то, что за всю историю освоения космоса между СССР и США шла гонка, и в первую очередь это касалось пилотируемых полетов. Не будем рассказывать о качестве новых достижений и удобстве полетов, а также о том, во сколько они обходились бюджетам соперничающих стран — это отдельный разговор. Однако Советский Союз нередко был первым. Например, первый выход женщины в открытый космос — 25 июля 1984 года. Ею, как известно, была летчик-испытатель Светлана Савицкая, которая сейчас заседает в Госдуме и находится под западными санкциями. Ее напарником и командиром экипажа стал наш земляк Владимир Джанибеков. Но мы сейчас не о них.

Менее чем через три месяца после этого, 11 октября 1984-го, в космос вышла 33-летняя Кэтрин Салливан, военный океанограф. Вообще, этот полет тоже можно назвать «первым». Кроме того, что Салливан оказалась первой американкой, покинувшей борт корабля, на нем впервые полетели сразу две женщины. Кроме этого, на тот момент впервые на борту «Челленджера» было сразу семеро астронавтов. Кстати, сегодня еще Всемирный день девочек, но это, скорее всего, просто совпадение. Но красивое совпадение. А так, полет STS-41G оказался тринадцатым по счету в программе «Спейс Шаттл» и шестым самого «Челенджера».

Продолжая космическую тему, отметим, что насколько бы быстро ни развивалась эта отрасль, дальше Луны человек не летал (да и то, туда — только единожды). Но вот «глубины космоса» он изучает испокон веков, применяя для этого не только различные технологии, но и по большей части теоретические выводы. Доказать их порой сложно, а иногда и невозможно, однако бывает так, что и опровергнуть не получается. Это относится и к заявлению британского астронома Джона Мюррея об открытии десятой планеты Солнечной системы, и произошло это 11 октября 1999 года.

Гипотеза была основана на многолетнем наблюдении за траекторией движения 13 так называемых периодических комет. В ходе исследований ученый пришел к выводу, что их орбиты подвергаются воздействию планеты, в несколько раз превышающей по размерам Юпитер. Планета якобы путешествовала по Вселенной, а затем попала на солнечную орбиту и стала обращаться вокруг светила очень медленно — один оборот составляет почти 6 миллионов лет.

Впрочем, теория Мюррея вызвала скептицизм у большинства известных и не очень астрономов. Они отмечали, что Солнечная система очень тщательно изучается, и на данный момент нет никаких подтвержденных сведений о существовании такой огромной планеты на десятой орбите. Ученые также напоминают, что астрономические открытия исходят из наблюдений, доказательств и научных исследований, и они должны подтверждаться повторяемыми наблюдениями и анализами перед тем, как быть признанными научным сообществом. Поэтому утверждения о существовании таких планет требуют серьезной проверки и доказательств.

Вместе с тем, за прошедшие с того момента четверть века астрономы несколько пересмотрели свой взгляд на Солнечную систему. Так, в 2006 году Плутон было решено переквалифицировать в карликовую планету, так образом, если бы планета Мюррея существовала, то ее впору называть «девятой». Впрочем, среди научно-теоретического бомонда словосочетание «девятая планета» уже закрепилось за другим предполагаемым объектом. Если коротко, то сравнительно недавно, в начале 2016 года, астрономы из Калифорнийского технологического института Майкл Браун и Константин Батыгин объявили о возможной девятой планете на окраине Солнечной системы, за пределами орбиты Плутона. Планета примерно в десять раз массивнее, чем Земля, удалена от Солнца примерно в 20 раз дальше, чем Нептун (90 миллиардов километров), и делает оборот вокруг Солнца за 10-20 тысяч лет. Вот ученые пока и называют эту гипотетическую планету «девятой».

А закончим мы сегодняшнюю подборку с того, с чего начали — с неудачного пуска, о котором многие, наверное, помнят. 11 октября 2018 года через полторы минуты после старта произошла авария ракетоносителя «Союз-ФГ», который должен был доставить на орбиту пилотируемый корабль «Союз МС-10» с двумя космонавтами на борту (россиянина и американца). Если вам это что-то скажет, то авария произошла из-за нештатного отделения бокового блока «Д», ударившего носовой частью центральный блок «А» в районе бака горючего, что привело к его разгерметизации. Как следствие, была потеряна стабилизация ракеты. Система аварийного спасения сработала четко — сам корабль был отстыкован и отброшен по баллистической траектории. Позже его обнаружили в 25 километрах от Жезказгана и в 400 километрах от стартовой площадки. Экипаж не пострадал.

Интересно, что риски при запуске ракеты-носителя вместе с космическим кораблем были застрахованы на 4,65 млрд рублей (более 23 млрд тенге), но после аварии российские фирмы отказались страховать предстоящие пуски ракет-носителей семейства «Союз-ФГ». Но потом к делу подключили государственные и окологосударственные страховые компании.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 14.11.2024

Политолог рассказал о целях визита Токаева во Францию

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане