На этот раз в нашей рубрике опять получились интересные совпадения. Оказалось, что сегодняшнее число тесно связано с религиозными событиями истории. Хотя (и скоро вы в этом убедитесь), здесь больше замешана политика, а также войны, революции и стремление к переменам.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В это день. Культура, искусство и ХХ век
В этот день. От взрыва «Джо-1» до закрытия СИЯП
Начнем как раз с перемен. Именно сегодня исполняется 1402 «солнечных» года с момента переселения мусульманской общины под предводительством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Позднее эта дата, 20 сентября 622-го, стала первым днем исламского лунного календаря — хиджры.
Вообще, сначала проповеди Мухаммеда не волновали мекканскую аристократию, но потом стали напрягать. Постепенно вводились различные санкции в отношении ранних мусульман и их общины, что подвигло некоторых из них переселиться в Аксумское царство (современная Эфиопия) еще в 614-615 годы. Ситуация для общины ухудшалась, и было принято решение о переселении всей общины в Ясриб (тогдашнее название Медины). Кстати, население этого оазиса не было чисто арабским: значительную часть его составляли еврейские (а также иудаизированные арабские) племена бану кайнука, курайза, надир, фитьяун. Они враждовали между собой, а пророк стал неким третейским судьей, положившим конец этой вражде.
Ровно через 656 лет после этого, 20 сентября 1187 года Аль-Малик ан-Насир Салах (Салах ад-Дин аль-Айюби или просто Саладин) начал осаду Иерусалима. Не будем напоминать о том, что это мусульманский полководец и лидер XII века, основатель династии Айюбидов. Кстати, курд по происхождению. Точно также, наверное, не стоит рассказывать о предыстории этой стадии очередного противостояния на Ближнем Востоке, а вот немного про саму осаду, а точнее про ее последствия рассказать можно.
Она длилась менее двух недель, закончившись 2 октября полных поражением основных сил Иерусалимского королевства при Хаттине. Тогдашним хозяевам города пришлось пойти на капитуляцию, причем, заплатив за своих сторонников большой выкуп — чтобы они могли свободно его покинуть. Но не за всех. Как гласят хроники того времени, 15 тысяч человек, из которых большая часть — женщины и дети, а также 7 тысяч мужчин попади в рабство. Но историки говорят, что зверства мусульман и репрессии могли быть преувеличены. По крайней мере, Салах ад-Дин разрешил христианские паломничества в Иерусалим и оставил в христианских руках Храм Гроба Господня. Но некоторые беженцы, в том числе архиепископ Тира Йоския, прибыв в Европу, заявили о кровавом режиме Саладина, что побудило римского Папу Григория VIII заявить о необходимости «божьей кары» в виде Третьего крестового похода, а в Англии и Франции была введена «десятина Саладина», что, мягко говоря, не порадовало рядовых жителей. Поход начался двумя годами позднее, но это уже другая история.
К теме пап и папства мы еще вернемся, а пока перенесемся в год 1258-й. Тогда (как вы догадались, 20 сентября) был освящен Солсберийский собор, который строился всего 38 лет. Это сравнительно немного для того времени, особенно видя то, что получилось. Собор считается чистейшим образцом раннеанглийской готики. А знаменит своим 123-метровым шпилем, будучи самым высоким средневековым зданием в Великобритании. Особое внимание тех, кто не бывал в этой части Англии и не интересуется архитектурой этого периоды, Солсбери приковал к себе благодаря Петрову и Боширову (не путать с Петровым и Васечкиным) — офицерам ГРУ, обвинявшимся в отравлении Скрипалей. Но это точно совершенно другой сюжет. Лучше вернемся в историю — тем более, мы обещали про пап рассказать.
Так совпало, что именно 20 сентября, но уже 1378 года в католичестве начинается Великий раскол — Великая смута или, говоря церковным языком, схизма. Дело в том, что после смерти Григория XI на папский престол были избраны сразу два претендента. Сначала кардиналы избирают папу Урбана VI. Но его политика быстро вызывает недовольство многих выборщиков, да и вечный спор между итальянцев с французами по этому поводу добавил масла в огонь. В общем, против Урбана началась настоящая информационная война, его распоряжения саботировались, а сам он был объявлен душевнобольным.
В итоге выборы его были признаны недействительными, и 20 сентября часть кардиналов избирает нового папу — Климента VII. Но другая часть кардиналов уверена, что первые выборы проведены вполне законно — и отказывается признавать Климента в качестве понтифика. Понятно, что каждый из них считал себя настоящим «рабом божьих рабов», а другого — нелояльным и незаконным. И тут началась борьба за власть и влияние, что не могло не отразиться на простых верующих, которые не понимали, кому верить — и Рим, и Италия, и весь католический мир раскалывается на две партии. Каждый из пап издает свои постановления, отменяя постановления другого папы, каждый утверждает, что церковные сборы, налоги, следует платить только ему — и в управлении церковью наступает анархия. Доходило дело и до вооруженных столкновений. Закончилась эта схизма только через 40 лет, когда оба папы отошли в мир иной, и был избран новый. На этот раз — один.
Вообще, надо сказать, что одно время (долгое время) существовала так называемая Папская область — теократическое (когда правит духовенство) государство, появившееся в центральной Италии и возглавляемое патриархами Римской католической церкви. И существовало это церковное государство вплоть до 20 сентября 1870 года. Формальное начало этому было положено с итальянской революции 1848–49 годов, а потом продолжено в серии войн между европейскими государствами. Там долго объяснять, да и сами местные историки могут запутаться.
В общем, власть тогдашнего папы оказалась под сомнением и даже под угрозой. Чтобы дать возможность «сохранить лицо» Пию IX сардинский король Виктор Эммануил II отправил личное послание, предлагая организовать мирное вступление итальянской армии в Рим под предлогом защиты понтифика. Послание тот получил 10 сентября, на что ответил своеобразным отказом: «Я не пророк, и не сын пророка, однако утверждаю, что вы никогда не войдете в Рим!»
Буквально на следующий день итальянская армия под командованием генерала Рафаэле Кадорна пересекла границу Папской области и начала неспешное продвижение к Риму — предполагалось, что город сдадут миром. По большей части так и происходило — многие гарнизоны сдавались без боя. В общем, к стене Аврелиана, окружавшей Рим в то время, войска подошли лишь к 19-му числу. Защитниками стали швейцарские гвардейцы и так называемые «папские зуавы» общей численностью чуть больше 13 тысяч бойцов. Итальянская армия же насчитывала порядка 50 тысяч человек. 20 сентября после трехчасового артобстрела сардинские берсальеры вошли в Рим. Гарнизон по приказу руководства оказал символическое сопротивление, хотя были потери — 49 итальянских солдат и офицеров и 19 папских защитников.
Что-то мы эту тему расписали больше других, но все же дополним еще одной деталью. В течение многих лет после этого римско-католическая церковь отказывалась признавать аннексию Папской области. «Римский вопрос» был разрешен лишь в 1929 году, когда в результате Латеранских соглашений папа отказался от претензий на территории вне Ватикана. Вот теперь вы знаете историю этого города-государства в другом городе, и на этом сегодняшнее повествование можно закончить.
Фото из открытых источников