Подбирая наш калейдоскоп событий этого дня, мы исходим из разных аспектов, группируя их по тем или иным направлениям. Сегодня мы решили просто ограничиться хронологически — только ХХ веком, а тематику выбрали из области культуры. Интересные совпадения получились по тем событиям, что происходилы в разные годы прошлого столетия именно 6 сентября.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. От взрыва «Джо-1» до закрытия СИЯП
В этот день. Рабы, коммунисты, интернет, Курск
Начнем с Казахстана. 6 сентября 1925 года в журнале «Таң» было опубликовано первое исследование эпоса «Қобыланды». Автором труда был Алихан Букейханов. В принципе, это известный факт, но мало кто знает, что были и более ранние работы Букейханова на заданную тему. Так, за четверть века до этого, в мае-июне 1899 года в «Туркестанских ведомостях» (в Ташкенте) вышел цикл статей под названием «Женщина по киргизской былине «Кобланды». В принципе, это была первая и самая значительная исследовательская работа по казахскому устному народному творчеству. Кстати, автор подписался псевдонимом «Туземец».
Что касается самого эпоса, то он в основном записывался со слов сказителей и акынов, в том числе Марабая, Биржана, Нурпеиса и других. Фрагмент эпоса о походе Кобланды против хана Казана Алтынсарин поместил в «Киргизскую хрестоматию», вышедшую в 1879 году. Вообще, «Кобланды-батыр» является наиболее исследованным из казахских эпосов. Варианты эпоса указывают на пять периодов жизни батыра — от IX до XVIII века, однако, как считает большинство исследователей, реально он жил в XV веке — во времена хана Абылхайра и становления Казахского ханства. Как и кыргызский «Манас», в процессе написания он изменялся в соответствии с бытом, потребностями жизни, историческими периодами, что, в принципе, вполне объяснимо.
А теперь перенесемся в Уральск. 6 сентября 1927 года там состоялся первый вечер казахской музыки, организованный выдающимся искусствоведом, композитором и этнографом, народным артистом Казахстана Александром Затаевичем. Как известно, им были изданы такие популярные сборники, как «1000 песен казахского народа» и «500 казахских песен и кюев». Композитор также содействовал организации гастролей творческих коллективов Казахстана в Москве и других городах СССР. В октябре 1923 года в российской столице впервые прошел вечер казахской музыки, организованный Александром Викторовичем. Через четыре года подобный концерт состоялся в Московской консерватории, во время которого оркестр русских народных инструментов исполнил кюи в аранжировке Александра Затаевича.
Отметим, что Затаевич был одним из первых, кому присвоено звание Народного артиста Казахской АССР. Это было в 1923 году. А вот 6 сентября 1936-го было учреждено звание «Народный артист СССР». Вообще, звание «Народный артист Республики» появилось еще в 1919 году, но с момента принятия новой союзной Конституции было принято решение поднять этот статус до союзного уровня. В принципе, как говорили раньше, это звание было приравнено к Герою Советского Союза и Герою Социалистического Труда. Неофициально, конечно, но определенные льготы и повышенные гонорары у лауреатов были.
Список первых «народников» от 06.09.1936 состоял из 13 человек. Среди них были режиссер и критик Константин Станиславский, актеры Борис Щукин и Мария Литвиненко-Вольгмут, а также наша оперная певица Куляш Байсеитова. А вот последними артистами, удостоенными почетного звания «Народный артист СССР» (от 20 и 21 декабря 1991 года) стали 11 человек, включая Аллу Пугачеву, Софью Пилявскую, Олега Янковского и других. Всего его (звание) получили 1006 человек.
Вы удивитесь, но 6 сентября 1939 года было еще одно значимое событие в культурной жизни страны. Именно в этот день в Ленинграде был открыт Театр эстрады и миниатюр, который сейчас известен как «Сатирикон». В его организации принимали участие актеры Надежда Копелянская, 3инаида Рикоми и Роман Рубинштейн, режиссеры Нестор Сурин и Александр Шубин, о которых сейчас мало кто знает. Зато, наверное, многие помнят Аркадия Райкина, который стал работать в театре в качестве конферансье с самого начала. Вообще, концертная программа театра состояла из номеров различных жанров, объединенных конферансом, интермедиями и элементами театрализации, но Райкин имел значительное положение во многих программах театра.
После начала войны театр миниатюр был эвакуирован сначала в Ташкент, а потом на Дальний Восток. Он гастролировал в Центральной Азии, Казахстане и Сибири, выступая перед тружениками тыла и войсками. Именно в это время его возглавил Аркадий Райкин, оставаясь на посту до самой смерти в конце 1987-го. Еще в 1970-х театр перебрался в Москву, в том числе из-за некоторых разногласий с руководством Ленинградского обкома и скрытой творческой опалой самого Райкина. В 1992-м театр получил нынешнее название — Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
А теперь про другой театр — уже наш. 6 сентября 1944 года вышло постановление Совнаркома ЦК КП(б) Казахстана «Об организации в городе Алма-Ате театра юных зрителей» (ныне – Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Натальи Сац). 7 ноября 1945 года театр представил алматинцам свои первые спектакли: «Красная Шапочка» Евгения Шварца в постановке Наталии Сац, «Осада Лейдена» Исидора Штока в постановке драматурга и режиссера Виктора Розова.
Первоначально театр получил здание бывшего кинотеатра «Алатау», находившегося на тогдашней Красной площади города — пересечении улицы Мещанской и проспекта имени Сталина (Кабанбай-батыра и Абылай-хана). Здание пережило семь реконструкций, на фасаде включены в нишах барельефы Пушника и Джамбула, над входом панно «Сталин с девочкой Гелей», в сказочном декоре театральные залы «Голубой» и «Золотой». В торце зала стояла юрта с деревянной скульптурой «Поющий Джамбул», с сюжетами народного героя Амангельды, путешественника Шокана, пулеметчицы Маншук (интерьеры, скульптура с годами утрачены). После пожара в конце 1980-х переехал сначала в нынешнее здание казахского ТЮЗа, а потом — в бывший Дворец культуры АХБК в 12-м микрорайоне.
Из международных событий сегодняшнего дня можно выделить то, что у нас не принято ассоциировать с культурой и искусством. 6 сентября 1952 года в Женеве была подписана Всемирная конвенция об авторском праве (ВКАП). Задача конвенции состояла в том, чтобы ни одна страна не оставалась вне рамок международной системы охраны авторского права.
ВКАП предусматривает более низкий уровень охраны авторских прав по сравнению с Бернской конвенцией. Это связано с тем, что Женевская конвенция разрабатывалась и принималась с целью присоединения к ней как можно большего числа государств, в том числе и тех, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить уровень охраны авторских прав, предусмотренный Бернской конвенцией. В отличие от нее (исходящей из факта создания произведения как достаточного основания охраны авторских прав на него), ВКАП предусматривает выполнение определенных формальностей для предоставления такой охраны в отдельных странах-участницах. Именно тогда было принято решение о применении знака в виде латинской буквы C, заключенной в окружность (© — знак охраны авторского права) с именем владельца данного произведения и указанием года первого выпуска в свет. СССР присоединился к Конвенции лишь 21 год спустя.
А вот закончим сегодняшнюю подборку тем, что произошло уже в нынешнем веке, хотя его корни находятся в ХХ-ом и имеют параллели с тем, с чего мы начали этот материал. 6 сентября 2010 года вышло в свет новое издание уникальной, когда-то запрещенной по политическим причинам, книги — кандидатской диссертации Ельтока Дильмухамедова «Восстание казахов под руководством Кенесары Касымова в 1837–1847 годы». В сталинскую эпоху защита диссертации была аннулирована, монографию изъяли из всех библиотек Советского Союза, но семья Дильмухамедова все эти десятилетия бережно хранила единственный сохранившийся авторский экземпляр уникальной работы.
Фото из открытых источников