В принципе, недалеки от истины те, кто говорит, что история человечества — это хроника больших войн и отдельных битв. Однако сегодня речь пойдет не только о сражениях, как таковых, но и о других разновидностях битв. Например, той, что при соцреализме называлась «битвой за урожай». Но в основном, все-таки, мы вам расскажем об эпизодах настоящих войн, причем проявляются интересные совпадения – в первую очередь, по датам — в том, что произошло в разные годы 16 августа.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Пришел, увидел, победил
В этот день. Свобода, независимость и… рабство
В этот день. Как Трумэн предсказал распад СССР
На этот раз слишком глубоко в историю мы заходить не станем, а начнем с конца XVIII и Нового Света. Там в это время развернулась война за независимость, и в этот день произошли две битвы, каждая из которых имела стратегическое значение — причем, для разных сторон. Первая — это сражение при Беннингтоне в 1778 году, когда отряд американских ополченцев Нью-Гэмпшира и Массачусетса под командованием Джона Старка разбил и почти уничтожил немецкий отряд Фридриха Баума, а затем и подоспевшее подкрепление. Если коротко, немцы не думали, что местные жители организуют тактическую оборону и попали в мощную засаду (Баум там тоже погиб), а само сражение стало одним из поворотных моментов в американской войне за независимость, в том числе, в идеологическом плане. Например, эта победа заставила индейцев покинуть британскую армию, лишила ее провизии, и все это в итоге привело к разгрому Бергойна в сражении при Саратоге.
А вот через два года, 16 августа 1780-го, сокрушительное поражение потерпели американцы. Оно было нанесено в результате Кэмденского сражения между британскими войсками генерала Чарльза Корнуоллиса и американскими войсками генерала Горацио Гейтса на южном театре войны. Только что назначенный командир армии Юга Гейтс планировал одним броском захватить город Кэмден, где находился небольшой гарнизон британцев. Но генерал Корнуоллис, узнав об этом, вышел с двухтысячным корпусом в защиту, неожиданно столкнувшись с американскими ополченцами в сосновом лесу. Регулярная армия легко разбила и обратила их в бегство. Но нет худа без добра — Гейтс был политическим оппонентом Джорджа Вашингтона, и это поражение лишило его противника и позволило вскоре взять власть в свои руки, а в перспективе — попасть на однодолларовую купюру.
Американо-британская война была развязана и в XIX веке. Вначале она шла с переменным успехом, а одной из печальных ее страниц стало падение форта Детройт 16 августа 1812 года. Его практически без боя сдал американский генерал Халл, что внесло сумятицу в ряды оборонявшихся. Нельзя было сказать, что это явилось тактическим отступлением, как, скажем, историки объясняют поражение русских в Смоленском сражении. Оно, началось в тот же день — 16 августа и продлилось двое суток. Русская армия тогда оставила город вместе с местными жителями и тысячами раненных, многие из которых погибли без оказания помощи — французским оккупантам даже на своих раненных не хватало времени и перевязочных материалов.
Впрочем, как известно, Смоленское сражение 1812-го было широко распиарено советской пропагандой, что, в принципе, не удивительно. Точно также не особо удивляет то, что некоторые страницы своей «воинской славы» тогдашние и нынешние пропагандисты предпочитают либо побыстрее перелистнуть, либо вообще вырвать. Это касается, например, советско-польской войны, которую почему-то приписывают к Гражданской. На самом деле это была самая настоящая агрессия РСФСР против независимого государства. Но не будем отвлекаться.
16 августа 1920 года закончилась так называемая «Битва при Радзымне» —местности к северо-востоку от Варшавы. Вообще, это была часть Варшавского сражения в рамках этой самой советско-польской войны, но, по большому счету, она повлияла и на первое, и на второе. Битва при Радзымне началась 13 августа. Успеха наступающим удалось добиться лишь кратковременного, да и то далеко не на всех направлениях. Красные полагались на численное преимущество, использование бронетехники и идеологию, но натолкнулись на сопротивление ополченцев, а сама армия Польской Республики тоже использовала легкие танки «Рено». И последний факт произошел как раз 16 августа, сорвав последние попытки советов захватить стратегически важный город Радзымен.
Интересно, что спустя 18 лет, 16 августа 1938 года, Исполком Коминтерна принял решение о роспуске Польской коммунистической партии в связи с проникновением туда фашистских агентов, а уже после Великой Отечественной (Вторая мировая еще шла) — 16 августа 1945-го между СССР и Польшей подписан договор о советско-польской границе, в основу которой была положена «линия Керзона», предложенная еще в 1919-1920 годах.
Вторая мировая тоже запомнилась некоторыми событиями, произошедшими в этот день, но в основном это были «бои местного значения» или детали какой-то большой операции — оборона того же Смоленска и военные действия в Курской области, сражения в Северной Африке и на Дальнем Востоке. Мы же обратим внимание на 16 августа 1941 года. Эта дата запомнилась фронтовикам как день выхода приказа №270 (или «16-08»), который определял, кого можно считать дезертиром и что за это будет. Согласно этому документу, каждый командир или политработник был обязан сражаться до последней возможности, даже если войсковое соединение было окружено силами противника — в плен сдаваться запрещалось. Нарушители могли быть расстреляны на месте. При этом они признавались дезертирами, а их семьи подлежали аресту и лишались всех государственных пособий и поддержки. Это не говоря уже о моральной стороне вопроса.
А вот 16 августа 1945 года, через неделю после атомной бомбардировки Нагасаки, командующий Квантунской армии генерал Ямада Оттодзо приказал своей армии сдаться. Приказ был отдан после получения прямого указания от императора Хирохито, который объявил о капитуляции Японии 14 августа 1945 года. Всего более полумиллиона японских солдат сдались в плен советским войскам после окончания боевых действий.
Отметим, что пункт №9 Потсдамской декларации (принята 26 июля 1945-го) гласит: «Японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь». Но СССР его не выполнил, в отличие от всех других стран, воевавших с Японией. Порядка 60 тысяч японцев попали в лагеря для военнопленных, расположенные в Казахстане. Они строили школы и больницы, хозяйственные и промышленные здания, прокладывали дороги и многое другое. В общем, поднимали нашу экономику. Домой вернулись далеко не все.
На экономике республики мощно сыграл еще один фактор, который имеет непосредственное отношение к сегодняшнему дню. 16 августа 1956 года было принято постановление ЦК и Совета Министров СССР «Об орошении и освоении целинных земель». Официально это решение было направлено «на борьбу с дефицитом сельскохозяйственных продуктов в стране и на освоение новых территорий для сельского хозяйства», а фактически Целина стала осваиваться еще с 1954 года, когда сюда стали засылаться молодежные бригады добровольцев.
Сейчас об этом можно говорить много, находя плюсы и минусы, но что произошло, то произошло. Однако еще при Союзе этот проект подвергался критике, в том числе со стороны партийных и советских лидеров. Так, Вячеслав Молотов еще в 1977 году отмечал, что целину начали осваивать преждевременно. «Безусловно, это была нелепость. В таком размере — авантюра», — писал он, подчеркивая, что был сторонником освоения целины в ограниченных масштабах, «а не в таких громадных, которые нас заставили огромные средства вложить, нести колоссальные расходы вместо того, чтобы в обжитых районах поднимать то, что уже готово».
О том, что эти самые «громадные масштабы» разрушили существующую тысячелетиями экосистему, уже многие говорили — это факт, не требующий особых доказательств. Некоторые специалисты и эксперты даже сравнивали полученный эффект, весьма обоснованно делая вывод не в пользу «миллионов гектаров». Но есть и то, о чем мало кто вспоминает или знает – это уничтожение бесценных исторических, археологических и культурных памятников, которые сейчас ни восстановлению, ни изучению не подлежат. Даже трудно предположить, сколько древних городов было распахано, какие ценные для науки и народа артефакты находились под уничтоженными курганами. Получается, освоение целины — это не только битва за урожай, но и сражение против нашей национальной истории, и его мы, к сожалению, проиграли.
Фото из открытых источников