Аналитика

В этот день. Пришел, увидел, победил

Мурат Халилов

02.08.2024

Второй день последнего месяца лета оказался довольно насыщенным на разного рода события, которые имели знаковое значение и (или) как-то повлияли на дальнейший мировой порядок. Однако сегодня мы обратим внимание лишь на то, что происходило 2 августа до Рождества Христова. Об этом вы можете помнить по школьным учебникам, но мы добавим кое-что, чего в них не было.

Начнем с так называемой битвы при Херонее. Ее название многие, наверное, не помнят, но вот ее значение застряло в памяти исторической. Она произошла 2 августа 338 года до нашей эры — то есть, 2362 года назад. Это место примерно в сотне километрах к северо-западу от Афин. Расстояние не такое уж и большое, но оно тоже имело определенное значение в тогдашних событиях.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Свобода, независимость и… рабство

В этот день. Как Трумэн предсказал распад СССР

В этот день. Юлий Цезарь и другие именинники

Дело в том, что в середине IV века до н. э., а именно в 338 году Македония находилась в состоянии войны с античными греками, а точнее — с Амфиссой и Афинами. В начале года Филипп II выступил в поход, причем, довольно удачный. Он мечом и дипломатией подчинил себе несколько разрозненных античных квазигосударств и, заручившись поддержкой, решил идти на Афины. Афиняне, конечно, встревожились и стали искать союзников, одновременно собирая войско, но вынуждены были пойти на ряд уступок — территориальных и политических.

В итоге, в жаркое лето 338-го два войска встретились неподалеку от Херонеи. В принципе, по численности они были сопоставимы и тогдашние «олимпбеты» принимали бы ставки 1 к 1. Но на стороне афинян (и фивийцев) было некоторое тактическое преимущество. Например, на заболоченной равнине действия македонских фаланги и конницы (а это их козыри) были затруднены. Греческие стратеги предполагали, что исход битвы решится в лобовом столкновении. Но македонцы взяли тактикой и, если коротко, благодаря нескольким маневрам Филиппа II, смогли наголову разгромить союзные силы греков.

Вообще, битва при Херонее имела важное значение как для Македонии, так и всей Греции, а следовательно — для всего тогдашнего античного мира. После выигранного сражения Филипп смог подчинить своей гегемонии практически всю Грецию. Но есть и другой аспект, который косвенно повлиял и на национальную историю Казахстана. В этой битве проявил себя молодой царевич Александр — он приобрел репутацию успешного полководца и укрепил свое положение в Македонии. Древнегреческие полисы потеряли свою независимость, что стало одним из факторов завершения эпохи классической Греции. Потом, когда власть перешла к Александру Македонскому (Искандеру Двурогому), он совершил свой знаменитый поход в Азию, подчиняя себе один народ за другим, громя одну империю за другой.

Это, естественно, другая история, но отметим, что первое и наиболее сокрушительное поражение он потерпел от саков. Тогда наши предки (из рода тихрахауда) заманили передовые отряды Македонского и его самого на свою территорию, а потом разбили их. Спустя тысячелетия такой тактикой будут пользоваться казахи в войне с захватчиками (в первую очередь, с российскими колониальными войсками в XVII–XIX веках), а потом — Бауыржан Момышулы под Москвой.

Но все это будет потом. А вот ровно 2240 лет назад (в 216 году до н.э.) состоялась другая знаменательная битва — при Каннах. Понятно, что речь не про курортный город во Франции, а про нынешнюю провинцию на юго-востоке Италии (это как раз «каблук сапога» Апеннинского полуострова, чтобы вам было легче воспринимать географически) — в тогдашней плодородной области Апулия. Именно там карфагеняне встретились с римлянами. Помните, чем это закончилось?

Если нет, то коротко напомним. Карфагенская армия полководца Ганнибала (не путать с Ганнибалом Лектером) нанесла сокрушительное поражение превосходящей ее по численности римской армии под командованием консулов Луция Эмилия Павла и Гая Теренция Варрона. Приблизительно 60-70 тысяч римлян были убиты (включая консула Павла, проконсула Гемина и восемьдесят римских сенаторов) или захвачены в плен в двух лагерях римской армии. После битвы несколько других итальянских городов-государств откололись от Римской республики. Аналогично Пирру, а позднее Спартаку, Ганнибал так и не смог воспользоваться преимуществом победителя, но и сегодня блистательная победа карфагенян при Каннах является одним из наиболее ярких примеров тактического мастерства в военной истории.

На этом можно было ограничиться в рассказе про это сражение, но необходимо добавить несколько занимательных моментов. Вторая Пуническая война изначально дала ряд преимуществ Карфагену. Ганнибал сумел вторгнуться на территорию Римской империи с севера — через Альпы. Его тактика сводилась к внезапности, мощному удару, а в целом — к войне на истощение. Кроме того, он умело использовал пропаганду — склонял местные племена и вассальные княжества к сотрудничеству под предлогом избавления от римской колониальной политики, обретения независимости, уменьшения налогов и, что наиболее важно, возвращения земель. В самой тогдашней Италии царила смута. Народ был возмущен и подавлен, власти не могли определить, кто должен нести ответственность, войска были подавлены.

Все это предвещало большую беду, но даже самые пессимистические ожидания в конечном счете оказались наивными. Интересно, что римский Сенат отказался от предложения мирных переговоров, объявив полную мобилизацию мужского населения Рима начиная с семнадцати лет, в новые легионы также включали безземельных крестьян и рабов. Само слово «мир» было запрещено, траур ограничился 30 днями, а проливать слезы нельзя было даже женщинам, хотя это входило в «национальные традиции». Конечно, в итоге, после государственно-партизанской войны, основанной на осаде крепостей и игнорировании больших столкновений, римляне отстояли часть своей независимости. Но именно в то пору появилось крылатое выражение «Карфаген должен быть разбит». Впрочем, есть и другая фраза из латыни, которая привязывается к сегодняшней дате. Это «Veni, vidi, vici» («Пришел, увидел, победил»).

Эта фраза, ставшая крылатой, как известно, принадлежит Гаю Юлию Цезарю, и выдал он ее как раз 2 августа 47 года до нашей эры. Все знают эту фразу, но немногие в курсе, по какому поводу она была произнесена. Если объективно, то к тому времени Римская империя катилась к своему закату. Цезарь много чего делал для сохранения государства и власти, в том числе для сохранения и даже укрепления влияния в провинциях — в частности, на Черном мое, которое греки называли Понтийским. Владыка Боспорского царства Фарнак II, воспользовавшись эллинскими междоусобицами (конкретно, между Цезарем и Помпеем), взял под контроль Колхиду, часть Каппадокии и даже несколько римских городов в провинции Вифиния и Понт. Туда для «разборок» был послан элитный отряд под командованием Гнея Кальвина, но он был наголову разбит.

Если посмотреть глазами римлян, то ситуация становилась критической — империя стремительно теряла контроль над провинциями. Тогда Юлию Цезарю пришлось взять дело в свои руки. И вот ровно 2071 год назад он прибывает в Азию и практически сразу вступает в бой с Фарнаком. Это произошло на территории современной Турции, в северной ее части, в местечке у города Зела. Боспорский царь, ведомый «головокружением от успехов», был уверен в своей победе. Тем более, что римский легион был вдвое меньше по численности передовых отрядов боспорцев. Поэтому Фарнак, говоря современным языком, особо не заморачивался, и это стоило ему потери всего, что было сделано (завоевано) на тот момент.

Бой был короткий и жесткий. На рассвете 2 августа понтийцы, уверенные в своей победе, провели тактическую перегруппировку — стали спускаться по крутому склону горы, и как раз в этот момент на них напали отборные отряды Цезаря. В общем, получилось наоборот — вместо римлян в бегство пустились «фарнакцы», причем, во главе со своим царем.

Когда Гай Юлий Цезарь вернулся в Рим, он, конечно же, отметил свой триумф, но это было сделано как бы между прочим — мол, пока сам не займешься решением проблемы, ничего не получится. Но во время триумфальной процессии была замечена табличка с надписью «Veni, vidi, vici», и эта фраза стала одной из главных цитат Цезаря на все времена.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте