Общество

Как вернуть бывшим номадам психологию победителей

Виктор Майлин

03.10.2024

Обзор казахской прессы

Рабочие теплоснабжения Жезказгана стонут

Один из самых, мягко говоря, малоблагополучных в социально-экономическом плане регион РК, по всей видимости, — Улытауская область. И, соответственно, ее административный центр — город Жезказган. Как сообщает сайт издания «Жас Алаш», два дня перед зданием акимата Улытауской области стояли в пикете около ста человек. Все эти люди являются работниками «Предприятия тепловодоснабжения Жезказгана». И это не первый случай возмущения, корневым вопросом которого является низкая заработная плата работников этого незаменимого для города во всех смыслах предприятия. Журналист Тұрсынбек Башар в материале «Шайжанов алдапты, Әбдіғалиұлы Астанаға бармапты» — «Шайжанов обманул, а Абдигалиулы не ездил в Астану» подробно разобрал суть претензий.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Кто Родине больше ценен: просветители или ортодоксы?

Поющий аким и нерабочая сеть

Панацея от проблем

В прошлом году руководство компании заявило: «Мы не можем повысить вам зарплату в этом году. Бюджет прошлого года утвержден. Но со следующего года мы поднимем зарплаты». Прошел год и наступил сентябрь, но это обещание так и не было выполнено. Теперь работников важнейшей отрасли ориентируют в данном вопросе на 2025 год. Раньше предприятие было на балансе корпорации «Казахмыс». После передачи в город начались не только пустые обещания, но и перебои с зарплатой. И это при том, что зарплаты не соответствуют, по мнению работников, текущему рынку. Например, сварщик по имени Айбек Оспанов в учреждении получает 290–300 тысяч тенге. Это одна из самых высоких зарплат в этой компании, но от нее, после выплаты кредита и других расходов останется всего 35 тысяч тенге.

Другой сотрудник учреждения Айтбек работает слесарем. Говорит, что получает более 300 тысяч ежемесячно, если работает без выходных и праздников. А в остальное время его зарплата меньше 300 тысяч. «Подумайте сами, что можно сделать за 300 тысяч? Вы покупаете еду, одежду, тратите деньги на детей. Один из моих сыновей — студент. Мы должны отправлять ему деньги каждый месяц. Собираем еду и собираем за нее деньги. Зайдите в любой магазин, там все дорого. Приходите и попробуйте, если не верите. Вода, которую мы пьем, представляет собой желтую грязь. Это наша экология», — говорит он.

Жезказганцы не могут обратиться в больницу за лечением, некоторые сотрудники не получали медицинскую страховку в течение 3 месяцев. Из-за этого они также не могут получить кредиты. Такая ситуация происходит не в первый раз, специалисты учреждения живут в таком режиме уже два года. «У нас много проблем. Некоторые сотрудники работают на трубопроводе. И это не оплачивается дополнительно. Одним словом, их труд не оценен по достоинству. Сколько бы вы ни работали, вы получите только те же 220 000 тенге. Если мы спросим у руководства причину этого, они отговорятся, что тариф низкий. Кроме того, речь идет о долге учреждения. По мнению руководства, компания в настоящее время не в состоянии погасить эти долги. Но они не говорят, кому и где они должны деньги», — рассказали сотрудники.

Также они добавили: «Сейчас мы ждем ответа от администрации. В акимате сообщили, что «бюджет на следующий год пересмотрен». Еще мы боимся, что скажут, что мы не вошли в план. Если это случится, то кому мы сообщим о нашей проблеме, куда нам обратиться? Они сказали подождать год, и мы стали ждать. Но ничего не изменилось. Что они делают, почему им плевать на положение людей?».

Получается, что ничего не изменилось в лучшую сторону с момента образования Улытауской области (аким области Берик Әбдіғалиұлы, а города — Кайрат Шайжанов), и претензии работников предприятия подтверждает журналист газеты «Жас Алаш». Который, в свою очередь, свидетельствует от первого лица: в ноябре прошлого года специально посетил Улытауский район и ознакомился с жизнью Жезказгана. Тогда жители говорили, что продукты питания слишком дорогие по сравнению с другими регионами. И это правда. Ничего с тех пор не изменилось. И еще. На момент визита журналиста также выяснилось следующее. Если пролетарии считают, что аким города их обманул обещаниями, то про акима области можно сказать то же самое. Было сообщено, что он выезжал на днях в столицу, на переговоры с вице-премьером Романом Скляром по поводу складывающейся ситуации. Журналист позвонил в пресс-службу акимата, и выяснилось, что ни в какую Астану аким не поехал, а следовательно и не решал (и не решил на текущий час!) затянувшуюся социальную проблему. Когда она разрешится – об этом Тұрсынбек Башар, видимо, когда-нибудь расскажет, а пока точного ответа ни у кого нет.

Мир покинул виднейший исследователь «Алаш-Орды»

В сентябре, на 68 году жизни скончался журналист, ученый-исследователь, Гарифолла Анес. Он занимался изучением значимых персон казахской нации, от культурных деятелей до политиков. Он по праву считается знатоком биографий, судеб, идей виднейших членов национальной партии «Алаш-Орда», возникшей на стыке царской и советской истории Казахстана. Практически все видные ее идеологи и организаторы погибли (большей частью — расстреляны) в годы так называемых «сталинских чисток», когда большевики извели всех тех, кто так или иначе пропагандировал и придерживался иной политики и идеологии. Разумеется, в советскую эпоху молодому и пытливому Гарифолле это было делать очень сложно. Но как только страна и нация получили государственный суверенитет, он с головой окунулся в исторический поиск и в далеком уже 1992 году основал фонд «Арыс». Тогда это было в диковинку, тем более это был некоммерческий фонд.

Гарифолла Анес вел кропотливую работу по сбору документальных данных в архивах сопредельных государств, некогда объединенных под коммунистическим правлением. При этом он был чужд наигранной сенсационности, когда добывал до него практически никому неизвестные факты, детали, имевшие отношение к движению и партии «Алаш-Орда» и в целом к тогдашней политической элите и народу, только-только отходившему от традиционного кочевого бытования. Мало того, что он находил время и средства для чисто исследовательского кейса, он развил издательскую деятельность и старался довести в печатном виде до научной среды, до общественности архивные документы и их первичный анализ.      

Как написал про него в еженедельнике Союза Писателей РК «Қазақ әдебиеті» публицист Бауыржан Омарұлы, в материале «Алаш, «Арыс» және Ғарифолла», этот человек делал работу целого научно-исследовательского института. Он нашел, зафиксировал, ввел в научный оборот и в информационное поле многие объективно позабытые несколькими поколениями казахов идеологемы, планы устройства культурной автономии. Одним словом, всего того, чего хотела добиться первая казахская национально ориентированная политическая организация.

Уникальность как основа

Недавно в Астане, в университете «Туран» казахстанские и азербайджанские ученые провели международную конференцию и учредили новый фонд. В конференции принял участие известный казахстанский философ Әбдірашит Бәкірұлы, который выступил с докладом. Этот доклад в сокращенном виде был опубликован на известном ресурсе — портале Аbai.kz. В научно-популярном опусе «Тұлға тәрбиесі - Қазақ халқының өмірмәндік мәселесі!» — «Воспитание личности – жизненно важный вопрос казахского народа!» ученый рассуждает, как выполнить вынесенную в заголовок задачу. Сначала надо понять, что подразумевается под формулировкой «Феномен личности в казахском национальном мировоззрении», которая указывает именно на оригинальность казахов. А феномен заключается в том, что казахи — наследники кочевой цивилизации, очень специфической и, что немаловажно, практически исчезнувшей. Казалось бы, особой тайны здесь нет. Но в казахах генетически живет дух номадизма, и его не надо прятать и понимать как нечто отжившее.

Ученый заявляет: «Цель моего исследования – определить «самородное происхождение» личности кочевника и очистить его от нанесенной на него пыли истории и других влияний. Таким образом, наш прадедушка – кочевник – станет настоящим феноменом для сегодняшней науки и для наших современников». Специфический номадический экзистенциализм, который является, по сути, древней, оригинальной и стойкой философией в новейших цивилизационных реальностях может стать путеводной звездой. Например, самое очевидное, это ведь номады придумали первый смычковый инструмент (прародительницу современной скрипки), что явствует из древнейших общетюркских эпосов об Асасне Кайгы, Коркуте Ата. Эти предки, являющиеся общими для бывших кочевников, должны вселить в казахов психологию победителей.

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Публикации автора

Как вернуть бывшим номадам психологию победителей

Как навариться на АЭС? Краткая инструкция

Кто Родине больше ценен: просветители или ортодоксы?

Точки прогресса: продолжается газовая модернизация Казахстана

У нас не мусорят — сложный путь Казахстане к чистоте

Поющий аким и нерабочая сеть

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 06.10.2024

Соломоново решение — депутаты о строительстве АЭС

НОВОСТИ | 06.10.2024

Референдум чемпионов — проголосовал Маулен Мамыров

НОВОСТИ | 06.10.2024

Референдум под надежным присмотром

НОВОСТИ | 06.10.2024

Креативно проголосовали на референдуме артисты из Атырау

НОВОСТИ | 06.10.2024

Старейшая жительница Павлодара проголосовала на референдуме

НОВОСТИ | 06.10.2024

«Золотая» семья проголосовала на референдуме в Улытау