Общество

Кто Родине больше ценен: просветители или ортодоксы?

Виктор Майлин

27.09.2024

Обзор казахской прессы

Салафиты и суфии

В последнее время в казахском социуме вновь началась скрытая борьба между адептами салафизма и суфизма (течения в мусульманской религии). Государство через Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) и другие институты как бы постоянно борется с этим внутрирелигиозным раздраем. Так, лидер суфийской общины Казахстана Исматула был осужден, как и целый ряд других его соратников и единоверцев, за «экстремизм». При этом надо напомнить, что как одна, так и другая ветви ислама имели своих покровителей и симпатизирующих во власти. И тут явно перевес был за поклонниками салафитского учения. Но когда случился Кантар, то видные покровители салафитов либо бежали из страны и по сей день обретаются вне Отечества (например, Бекболат Тлеухан, многолетний депутат парламента РК), а другие покровители, как Кайрат Сатыбалды (племянник первого президента РК), были заключен под стражу. И только недавно, подав прошение о помиловании, он был выпущен из тюрьмы…

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Поющий аким и нерабочая сеть

Панацея от проблем

Между наукой и верой

В свое время именно салафиты (суфии в меньшей степени, хотя Исматула родом из Афганистана) целыми семьями уезжали в ту же Сирию и участвовали в боевых действиях. Потом правительству РК по программе «Жусан» пришлось вызволять жен и детей этих «духовных борцов», вернув их обратно на Родину. Между тем, влияние салафитов таково, что известное противостояние между верующими и властью, светской частью казахстанского общества, касающейся того, как должны (или обязаны?) быть одеты школьницы-мусульманки — это уже многолетний тренд, обостряющийся в канун 1 сентября и тянущийся до самых летних каникул. 

Тем временем есть множество школ в городах и селах, прежде всего юга и запада республики, где уже можно увидеть учениц разных возрастов, «покрытых» платками и одетых в платья «несветского» покроя. При этом почему-то основные из ряда вон выходящие истории, как школьный абьюз, избиения до смерти и другие эксцессы происходят именно в определенных регионах, где, как известно, народ не помещается во время пятничной молитвы в местных мечетях и откуда родом большинство имамов определенного течения. То есть, богобоязненным и почитающим добродетель народ на фоне случаев в школах твердо назвать, получается, нельзя? А несколько лет тому назад, аккурат во время ковидного карантина, похороны одного из «устазов», наставников (учителя салафитской общины в Сары-Агаше), превратившиеся в некое шествие с признаками коллективного (религиозного?) психоза озадачило миллионы казахстанцев, увидевших все это на экране своих мобильных телефонов… 

При этом самый известный салафит Дарын Мубаров является частым гостем всяких популярных видео-подкастов, как и его коллеги, не менее известные проповедники «чистого ислама». Основной их пропагандистско-лекторской работой является проповедь, «уагыз». На каждый жизненный случай, ситуацию, проблему существует неимоверное количество соответствующих «уагызов». При этом практически все отсылки идут на «сахабов», т. е. на сподвижников самого Пророка Мухаммеда. А что же их соперники по борьбе за паству, те самые «сопышылар» (последователи суфийского течения)? Их тоже нельзя назвать «безобидными», их практики выстраивания общин своих единомышленников, предполагают таких же упертых лидеров, как и Дарын Мубаров, просто называют они их не «устаз», а «пiр», «шейх». Они возглавляют «таррикаты», т. е. «братства». Со всеми вытекающими отсюда методами и своеобразной организованностью, в которой всегда играли особую роль мистические мотивы. На Кавказе, например, суфизм очень распространен среди чеченцев, но и там есть скрытое соперничество, ибо туда в краткую эпоху Шамиля Басаева, проникли салафиты, а родиной этого течения является королевство Саудовская Аравия.

Открытый фронт Санжара Керимбая

Имеет смысл остановиться на Санжаре Керимбае. Этот приверженец суфийского направления сейчас не менее популярный гость на различных YouTube-каналах. При этом, насколько нам известно, у него нет персонального канала, как у того же вождя салафитов Дарына Мубарова. И его отличает от «идейных противников» прежде всего то, что он представляется прежде всего как культуролог, просветитель и даже как политолог. Он находит новые смыслы в деятельности вполне себе светских людей, оставивших след в науке, в конкретном деле национальной по духу и содержанию самоидентификации казахов, в дальнейшем строительстве подлинной государственности казахов. Одна из его книг так и называется — «Культурный фронт». Его издательство также выпустило ряд книг, повествующих в исследовательском ключе о значимости таких титанов науки и культуры для своей нации, как академик Каныш Сатпаев и Мухтар Ауэзов. И ведь эти личности, акцентирует внимание слушателя спикер, в отрочестве, с детства, кроме изустных преданий, народных сказок были знакомы и с исламом. И первые нарративы, связанные с верой, они черпали из Книги — что и означает слово «Коран». Вместе с тем они оказались открыты прогрессу, новым задачам, которые поставила перед бывшими кочевниками наступившая эпоха.

Например, Сатпаев со своими единомышленниками способствовал открытию Академии наук КазССР в 1946 году, и это было достижение, воплощавшее составленный им вместе с Ауэзовым определенный план по развитию нации посредством наук, специализаций как политехнического цикла, так и гуманитарного. Например, прежде всего были систематизированы древние нарративные сказания предков («жыры-поэмы»), а Каныш Сатпаев, будучи выдающимся геологом и управленцем, по сути технократом, в АН КазССР уделял этому большое значение и способствовал академической деятельности своего соратника – Мухтара Ауэзова, заложившего основы академического института казахской филологии и литературы (языкознания), одного из старейших исследовательских подразделений, созданных и работавших именно в системе Академии Наук.  

Об этом и многом другом Санжар Керимбай рассказал ведущему YouTube-канала Qazaq AIRAN Амирболату Кусайынулы — «Назарбаевтың кезінде ғалымдар қоңыз теріп кетті» Жұмаққа қай дін өкілдері түседі? I Санжар Керімбай» — «Назарбаев в свое время практически пустил по миру ученых. Приверженцы какой веры попадут в рай». В нескольких моментах он косвенно вступал в полемику с салафитами. Впрочем, он это делает всегда, когда дает интервью. Например, он иронизирует над тем, что за «уагызами» (исходящими понятно от кого) скрывается пустота, чрезмерно сдобренная цитатами на арабском языке. Определенные люди, известные артисты, договорились до того, что древние батыры казахской степи не просто сражались с врагами, а делали это осознанно, как «шахиды», т. е. принимали раны и гибли во имя веры. Такие суждения он называет «профанацией» истории, самой религии, к которой безусловно принадлежали эти воины. Тут поневоле согласишься с мнением, что суфизм стоит вне «политического ислама», этому течению чужд тренд к стремлению исламизировать все и вся (подлинную историю, образование, государственно-политические институты), чего не скажешь о казахских салафитах, так или иначе, постоянно впадающих в форменный радикализм… Здесь явно пропадает толерантность мусульманского учения, основывающегося на принципе «в религии нет принуждения». Негативно высказался он и по поводу шумного скандала, источником которого оказался известный салафит — «устаз» Қабылбек, который на одном из подкастов заявил, что казахский язык на 70% состоит из арабских слов.

Разумеется, рамках обзора невозможно охватить всю проблематику вопроса, но даже такое сравнительно небольшое обращение к ней создает ощущение, что он имеет тенденции к обострению.

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Публикации автора

Благотворительность с подвохом

Нелегко быть женщиной в Казахстане. А мужчиной?

Аулы уходят в небо

Пояс Ангелины как раздражающий фактор

Газовая модернизация Казахстана: ключевые показатели

Сложный путь Казахстана к чистоте — вынужденные корректировки

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте

НОВОСТИ | 21.11.2024

Экстрадированному из РФ казахстанцу грозит пожизненное

ГЕОПОЛИТИКА | 21.11.2024

Санкционные противоречия и Казахстан