Подкасты, прежде всего в виде интервью, бесед на самые различные темы стали сегодня удобной формой распространения информации. Одними из наиболее часто просматриваемых (прослушиваемых) подкастов являются те, которые так или иначе задевают тему религии. Имеются в виду те, в ходе которых священнослужителей, проповедников и прочих «пропагандистов веры» опрашивают ведущие, большей частью профессиональные журналисты, которые задают им простые и сложные вопросы, беседуют с ними. Приглашают их так или иначе, что называется, раскрученные, с именем YouTube-каналы, как Уақыт Көрсетеді, Abay Live и другие.
Надо ли говорить, что если мы говорим о казахскоязычных каналах, то речь идет отнюдь не о буддизме или христианстве, баптистских сектах или шаманах, зовущих вернуться к языческому Тенгри. В нашем случае говорят только об исламе.
Две грани религии
Современное казахское общество испытывает нескольких разнонаправленных трендов. С одной стороны, в нем происходят процессы архаизации, особенно части титульной нации. Для нее характерно поклонение казахским обычаям и традициям, идеализация старины, казахской истории, патриархального уклада. Да, возвращение к истокам — это прекрасно. Но прекрасно только в одном случае — когда оно проходит на качественно новом, прогрессивно- модернизированном уровне, и не тянет обратно в средние века. С другой стороны, выкристаллизовывается часть казахов, которая придерживается прозападных либеральных взглядов. Она иронизирует над патриархальными воззрениями.
Наконец, есть еще люди в «коротких штанишках». Речь идет о салафитах, приверженцах вахаббитского толкования ислама. Сегодня это наиболее быстрорастущая страта общества. Понятно, что раз это религия, то бишь система, то там есть свои адепты, свои вожди-имамы. Часто салафитов путают с традиционалистами, хотя, по сути, для казахского общества салафизм — это своего рода нео-ислам, это нетрадиционный мазхаб, который сегодня формирует новый поведенческий кодекс, ранее не наблюдаемый в казахском социуме. Им же противостоит другое, не менее заметное течение — «сопылар», т. е. одна из разновидностей суфийского понимания ислама. Самое интересно, что светскому государству, каким позиционирует себя Казахстан, приходится буквально бороться то с одними, то с другими, а в целом — со всеми. Сказать, что Духовное управление мусульман Казахстана полностью контролирует ситуацию — крайне затруднительно. По той простой причине, что в государственной и бизнес-элите есть группы, которые так или иначе связаны как с салафитами, так и с суфиями, для которых верховный муфтий РК не авторитет. Вот, например, выходит на свободу Кайрат Сатыбалды, которого все знают как одного из главных покровителей салафитов. А у салафитов одним из авторитетов является знаменитый богослов Дарын Мубаров, и он явно ни в чем в этой жизни не ущемлен.
Его антиподом, предводителем суфиев в Казахстане является уроженец Афганистана Исматулла кари, получивший тюремный срок. По сути дела, он возглавлял тоталитарную секту.
Что же можно наблюдать в связи с вышеизложенным в текущем моменте? Покровители салафитов садились в тюрьмы, предводители суфиев тоже были посажены властями в тюрьму. Это было еще до Кантара. А вот Дарын Мубаров довольно активен в интернете. У него есть свой канал, и он вещает, читает «уагызы», т.е. по сути, проповеди.
Суфий Санжар Керимбаев, занявшийся переводами, написанием книг и книгоиздательством — тоже частый гость на самых различных подкастах. Они, например, даже косвенно упоминают друг на друга, не называя имен. Так, буквально 14 августа текущего года Дарын Мубаров в программе под названием «ДАРЫННЫҢ ҚЫЗДАРЫН ТОҚАЛДЫҚҚА АЛУҒА БОЛА МА? | ДАРЫН МУБАРОВ |» — «Можно ли взять во вторые и третьи жены дочерей Дарына? Дарын Мубаров |» на канале Уақыт Көрсетеді со скрытой насмешкой ответил на вопрос ведущего, мол, с ним ничего не случилось после того как Исматула кари (верховный суфий, оказавшийся на тюремных нарах) несколько раз его проклял. Он спокойно, но со скрытым ехидством добавил: «видите, я жив и моя шея оказалась на месте».
Что касается суфия Санжара Керимбая, он появляется в различных подкастах довольно часто и тоже пускает в стрелы в своих «антагонистов», не называя напрямую, кому они адресованы. Допустим, таким образом: мол, а что, кому-то за это время помогли бесконечные проповеди?
Появления Санжара Керимбая на тех или иных подкастах информативны и достаточно интересны. К тому же он не священнослужитель, не имам, как Дарын Мубаров, учившийся этому на Ближнем Востоке. Например, на YouTube-канале Nartay Aralbayuli еще полгода тому назад появился такой подкаст: «САНЖАР КЕРІМБАЙ: Саналы ұрпақ пен сапалы қазақты қалай тәрбиелейміз? | Сопылық пен салафизм» — «САНЖАР КЕРИМБАЙ: Как вырастить сознательное поколение и качественного казаха? | Суфизм и салафизм». Санжар Керимбай лично сеет семена просвещения, выпускает полезные для мусульманина-казаха книги, в которых и знания исторического свойства о своем народе, и экзистенция, и философия. Другими словами, Санжар Керимбай не просто призывает принять веру, а выступает уже как бы в роли просветителя, не чураясь в целом достижений современной науки и образования, цитируя изречения мировых ученых и исследователей, близких к философии... Единственное условие — чтобы все это соответствовало исламским ценностям.
Одним словом, слушая обоих, можно только диву даваться: за что ваших соратников преследовало государство по статьям УК? Разве не с вашими последователямипроисходили эксцессы с применением огнестрельного оружия и командировками в горячие точки планеты? Причем, эти упреки скорее не к суфиям, а именно к салафитам. Ну а пока эти два течения, которые в светском обществе и государстве воспринимаются, мягко говоря, неоднозначно, продолжают быть гостями YouTube-каналов и подкастов и имеют свой информационный профит.
Арабский язык в медицинских целях
Обратим внимание на еще один достаточно любопытный подкаст — Narikbi LIVE. Его ведущий Нарикби Максут, молодой человек, известный в профессиональной среде программист, работал в компании Booking.com. Прославился тем, что в дни Кантара помогал поддерживать связь в условиях глушения интернета в Алматы. Свежий гость Нарикби Максута, запись с которым вышла под названием «Абдрашит Түлкібай: мидің мүмкіндіктері, депрессия, салмақ тастау/» — «Абдрашит Тулкибай: возможности мозга, депрессия, потеря веса/» —выпускник Астанинского медицинского университета Абдрашит Тулкибай, специалист в области психофизиологии. Он рассказал, как работает человеческий мозг, каковы его возможности в реальности, какие мифы существуют вокруг деятельности этого органа. Начинал он с клинической диетологии, но со временем перешел в психологию. Почему? Проблемы с весом на самом деле в большинстве своем связаны с психологией. Допустим, человек, впавший в депрессию, быстро запускает себя. Первый признак — он не уделяет должного внимания гигиене. Начинает плохо питаться. И у большинства таких людей быстро нарушается обмен веществ и появляются различные болезни.
Но все эти интересные и специфические медицинские факты упакованы в совершенно удивительное общение. Парни беседуют на казахском, оба прекрасно им владеют, но иногда переходят и на русский, его применяет спикер. И на английском тоже — тут они оба включались. Но кроме того Абдрашит Тулкибай приводит массу терминов на арабском. Идут отсылки к Корану и великим представителям исламской культуры, например, цитируется Газали. Исторические реминисценции относительно связи между, грубо говоря, грязью, антисанитарией и эпидемиями, от которых страдали когда-то целые страны и даже континенты. А ведь именно Восток познакомил тогдашнюю Европу с той же личной гигиеной…
Далее спикер объясняет легко и просто проблемы современного урбанизированного человека: почему похудение или, наоборот, набор лишнего веса зависят от нашего мозга и понимания человеком самого себя, окружающего мира и своего места в его координатах; как определить, что у человека депрессия; почему человек часто оказывается в долгах, не в состоянии контролировать свой бизнес (причем без разницы — маленький он или гигантский) и так далее. Спикер показывает себя знатоком Корана, но применение арабского языка в русле выбранной темы просто удивляет.
Фото из открытых источников