Общество

Казахстанская метка в спортивной гимнастике

Виктор Майлин

14.08.2024

Обзор казахской прессы

Амалбек Тшанов разгромил Мырзагали Айтжанова

Завершилась парижская Олимпиада, начался новый олимпийский цикл, Казахстан чествует своих медалистов, возвратившихся с спортивных ристалищ… А страна тем временем недовольно гудит. Индия, в которой проживает более одного миллиарда населения, не имеет золотой олимпийской медали — а Елдос Сметов, казах, подарил ее своей Родине. Но чувства удовлетворения общенародного как не было еще с токийской Олимпиады, так и нет. Такое впечатление, что из более чем 20 миллионов казахстанцев как минимум половина едва ли не скорбит из-за того, что боксеры уже вторые Олимпийские игры остаются без золотой медали…

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Спорт оставил травмы — судьба бывшего кумира

Кто кого должен больше уважать — жена мужа или наоборот?

От гардероба до могилы — что волнует общество

Почему казахстанский бокс вновь проигрывает главные старты четырехлетия? Эту животрепещущую тему взялся раскрыть YouTube-канал ASSYLTAS TV, чей ведущий Ержан Шайжан пригласил на беседу Амалбека Тшанова, легендарного человека и просто колоритную фигуру. Который был министром, акимом Жамбылской области, депутатом мажилиса и много лет работал директором республиканского спортивного колледжа. В молодости серьезно занимался боксом, имеет спортивные разряды в этом виде спорта. Несмотря на достаточно преклонные годы, г-н Тшанов очень точно и красочно излагает свои мысли и взгляды. Передача, вышедшая 12 августа, в понедельник, называется очень просто и жестко: «Тшанов: Мырзағали Махмуд Сабырханға иттік жасады» — «Тшанов: Мырзагали в отношении Махмуда Сабырхана поступил «по-собачьи» (т.е. очень плохо, подло – прим. авт.)».

Речь идет о Мырзагали Айтжанове, главном тренере сборной РК по боксу. Махмуд Сабырхан — это отличный, суперталантливый боксер, чемпион мира по боксу, который ничего не добился на Олимпиаде, проиграв в первом же бою. Амалбек-ага считает, что чехарда с весами, которую затеял главный тренер в отношении как Махмуда Сабырханова, так и Сакена Бибосынова привела к непоправимым и очевидным ошибкам...

Что касается единственного шанса выиграть «золото», который имел Нурлыбек Оралбай в полутяжелом весе в финале против украинца Александра Хижняка, то было явно видно, что запасного плана у казахского боксера не оказалось. Ведь еще до начала Олимпиады в принципе можно было ожидать, что пути этих боксеров могли пересечься. И судьба их таки свела именно в финале. Но в чем же был шанс Нурлыбека, если довериться мнению Амалбека Тшанова?

Всем давно было известно, что Хижняк очень сильный, крепкий боец — но он однообразный, берет темпом, постоянной агрессией. Как с ним можно было расправиться, показала прошлая Олимпиада. Противник вроде гнулся, гнулся и… выиграл нокаутом! А Нурлыбек, который может сам бить очень крепко, имел все шансы победить, но лишь в том случае, если бы усилил свой бокс за счет обладания так называемым игровым, контратакующим боксом. В котором большую роль имеют ноги, то есть перемещения, уход с фронтального сближения. А он большую часть времени стал банально рубиться. Но ведь даже в этом раскладе он ни в коем случае не проиграл вчистую — но «перерубить» Хижняка, сегодня, в принципе, во всем мировом любительском боксе мало кто сумел бы. Амалбек-ага заметил даже такую деталь, что стоявший в углу Оралбека, в числе других, Мырзагали Айтжанов, практически ничего не подсказывал своему боксеру. Угол казахского боксера не горел так, как украинский, который гнал вперед своего крепыша.

Многие казахскоязычные YouTube-каналы уделили внимание фиаско казахского бокса в Париже, но пока можно сказать, что тшановские суждения достаточно универсальны, то есть он практически охватил все стороны нынешнего состояния бокса и в какой-то степени общества. Он считает, что определенная коммерциализация всего и вся губят многое, в том числе и спорт, и такой отдельно взятый его вид, как бокс. Мало напитать казахстанский бокс деньгами, важнее установить контроль за профессионализмом института главного тренера сборной. Фигура главного тренера вдруг стала довлеющей, а куда делись тренеры, которые собственноручно воспитали бойцов? Другим словами, на фоне скрытой коррупции (спикер и об этом сказал) начался самый настоящий застой. Главный тренер, благодаря окружившему его слою, стал недосягаем ни для советов, ни для критики. А ведь наверняка необходим был бы контакт с такими людьми, предшественниками Мырзагали, как тот же Турсунгали Едилов, когда-то успешно тренировавший и своих боксеров и возглавлявший сборную.

И вообще практика, когда боксер отрывается от своего «родного» тренера и попадает под эгиду главного тренера и его команды — это неправильно, считает г-н Тшанов. Главный тренер, который оперирует «сборниками», должен оценить бойца, его подготовку, поддерживать ее, улучшать где надо в связи с возможными соперниками, отвечать за медицину, питание, содержание и прочее. А рядом с бойцами должны и на соревнованиях находиться люди, которые их знают гораздо лучше, чем главный тренер, понимают, как мотивировать, что подсказать, о чем напомнить и т.д. А важно вышагивающий и даже «не поворачивающий никуда голову» Айтжанов должен освободить свой пост. Возможно, уже давно. А со «сборниками» надо иметь, кроме первого, второй, а то и третий составы и вести с ними работу на новом, в том числе научном уровне, вплоть до привлечения психологов и других специалистов.

Ислам и бокс должны быть разведены  

Другой крайне любопытной вещью в выкладках Амлабека Тшанова несомненно можно считать то, как он относиться к увлечением религией казахских спортсменов, в том числе и представителей единоборческих дисциплин. В связи с чем он вспомнил, как однажды вместе с прославленным борцом греко-римского стиля, Даулетом Турлыхановым, съездили за рубеж, на какой-то крупный международный турнир. Единственной, кто тогда занял первое место, оказалась представительница женской сборной Гюзель Манюрова. Все остальные проиграли. И все эти проигравшие, прежде всего мужчины, читали намаз.

По мнению Тшанова, отправление ритуалов веры не может происходить во время соревнований. И вообще, это достаточно странное увлечение религией и подчеркивание этого по поводу и без повода, будто бы для какой-то демонстрации, ни к чему хорошему не приведет. У предков казахов на почетном месте восседали аксакалы, бии, батыры, уважаемые люди… А сегодня на любом мероприятии на почетное место, на тор усаживается человек в чалме, зачастую намного младше сидящих подле него, тех, кто ниже его за дастарханом. И потом все слушают этого юного имама. Таких имамов, похоже, аксакал не любит так же люто, как институт легионерства в казахстанском спорте…     

Размышления известного спортивного журналиста  

YouTube-канал «Бірінші бол» — «Будь первым» (277 тыс. подписчиков) свой свежий сюжет-интервью открыл следующей преамбулой: «Завершились XXXIII летние Олимпийские игры в Париже. Спортсмены Казахстана заняли 43 место в командном зачете с одной золотой, тремя серебряными, тремя бронзовыми медалями. Это, конечно, лучший показатель по сравнению с Олимпиадой в Токио, но массовое поражение спортсменов, надеющихся на золото, вызвало значительный резонанс в казахстанском обществе. К тому же легионеры, потратившие миллионы денег, тоже вернулись из Парижа с пустыми руками. Это вызывает гнев отечественных болельщиков. Сейчас один из двоих говорит, что казахстанский спорт нуждается в реформе. Что это за реформа, что нужно изменить? В сегодняшнем выпуске мы обсудили этот вопрос со спортивным журналистом Есеем Женисулы».

Спортивный журналист Есей Женисулы по долгу своей специализации безотрывно следит за всеми спортивными событиями, а Олимпиады он смотрит и анализирует с 1996 года. Начинал в легендарной газете «Жас Алаш» во времена главного редактора Нурторе Жусипа (ныне депутата сената парламента РК), а сегодня он главный телеобозреватель и комментатор по Олимпийским играм. Считает, что самой мощной Олимпиадой, в том числе по своему резонансу, по тому заряду, породившему все наши ожидания от последующих олимпийских стартов, была, несомненно, сиднейская 2000 года. Именно тогдашняя Олимпиада как-то по особенному оттенила тот факт, что Казахстан вступил во второе десятилетие своей суверенной истории.

С тех пор утекло много воды, меняется время, вступили в жизнь новые поколения — но в целом повзрослевшим наше общество еще трудно назвать, считает гость студии. И это можно отследить в том числе и по отношению к очередной Олимпиаде, реальному состоянию казахстанского и мирового спорта. В чем это выражается? В горячности суждений о том, что Казахстан с каждым четырехлетием выступает все хуже и хуже. По мнению же Есея, несмотря на затянувшиеся «неудачи» тех же боксеров – история не заканчивается на Париже. Там даже на наших глазах родилось нечто новое, ранее неизведанное не только для казахстанского спорта — и проходит, получается, мимо нашего сознания. А в любой другой стране цивилизованного мира про это было бы сообщено и написано гораздо больше, чем в Казахстане. 

Так что же имел в виду Есей Женисулы? Спортивную гимнастику и первую в истории Казахстана медаль в упражнении на «коне». Но сюрприз заканчивается не только этим фактом. Нариман Курбанов, выделывая гимнастические махи на снаряде, совершил прием, который до него никто никогда не делал. И этот прием официально уже назван его именем! Это одна из фишек спортивной гимнастики — атлет, таким образом, оставляет свое имя, свою метку навеки в данном виде спорта...

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Публикации автора

Благотворительность с подвохом

Нелегко быть женщиной в Казахстане. А мужчиной?

Аулы уходят в небо

Пояс Ангелины как раздражающий фактор

Газовая модернизация Казахстана: ключевые показатели

Сложный путь Казахстана к чистоте — вынужденные корректировки

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте