Аналитика

Наследие предков и забота о потомках. Часть III

Мурат Халилов

25.06.2024

Казахи веротерпимы, но не поддадутся чуждым ценностям

Мы продолжаем наш цикл о том, почему нужно поддерживать духовные и культурные ценности нашего народа. Ведь это не просто дежурные слова или какие-то «поручения сверху» – это направление, по которому нам следовало бы идти. И глава государства совершенно четко осознает это направление, отсюда и рождаются некоторые законодательные инициативы, продиктованные здравым смыслом. А внешние события показывают, что Казахстан действует на опережение даже в такой чувствительной сфере, как религия.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Наследие предков и забота о потомках

Допарились — как Казахстан решил очиститься от вейпов

Остались детьми — главная социальная беда Казахстана

Риски и тревоги

Начнем с того, почему президент (да и не только он) озаботился излишним и даже навязчивым увлечением радикальными религиозными течениями. Заметим, казахи и их предки на протяжении веков исповедовали ислам, но то, что мы видим сейчас — это нечто чуждое и враждебное. Причем, враждебное ко всем остальным, даже единоверцам. Речь идет о салафизме как о деструктивном направлении в исламе, о котором как-нибудь отдельно поговорим.

«Мы должны опираться на тысячелетние религиозные знания и духовные ориентиры именно наших предков. Для сохранения и укрепления духовного суверенитета страны нам нужно ориентироваться на традиционный для большинства тюркских народов, в том числе казахов, суннизм ханафитского толка», — сказал по этому поводу Токаев на III Национальном курултае в Атырау в марте этого года.

Не вдаваясь в терминологию религиоведения, напомним, что ислам на территории Казахстана на протяжении веков тесно переплелся с местными традиционными верованиям – это может кому-то не понравиться, но, скажем так, это наше личное дело, а «в чужом монастырь со своим уставом не лезут».

Само понятие «аруах» для казаха священно, ну а пришлые, исковерканные и при этом агрессивно навязываемые идеологии вполне реально угрожают ему. А вместе с ним угрожают тому, что принято называть «национальной идентичностью». Безусловно, общество этому будет противостоять, но такие противоречия открыто подрывают национальную безопасность посредством разжигания религиозной вражды. Это как минимум.

О таких рисках говорили уже давно, но рупорами в основном становились общественные деятели, а сами разговоры не выходили дальше рассуждений в соцсетях. Сейчас же это сказано главой государства, поэтому проблема стала приобретать политический характер. И это правильно.

Шапан vs хиджаб

Там же, в Атырау, Касым-Жомарт Кемелевич, говоря о тенденции возвращения к ношению национальной одежды, упомянул и о «черных одеяниях», которые мы тоже все чаще наблюдаем на улицах наших городов.

«Некоторые крупные компании и учебные заведения уже вводят практику ношения одежды в национальном стиле. Следует поддержать и расширить это правильное начинание. Это особенно важно сейчас. Дело в том, что в последние годы в нашей стране стало много закутанных в черные одеяния людей. Все об этом знают. И это не чужие люди, а наши сограждане. Облачение во все черное противоречит мировосприятию нашего народа, является бездумным копированием инородных норм, обусловленным религиозным фанатизмом. Мы не должны отрываться от своих духовных корней и размывать свою национальную идентичность», — сказал президент.

Эти опасения тоже не раз поднимались в обществе, но, бывало, встречали сопротивление. Тут необходимо признать, что нельзя судить человека по одежде, но в данном случае хиджабы и короткие штаны все чаще становятся не предметом религиозного гардероба, а вызовом нашему обществу. Между прочим, светскому. Можно было ничего не опасаться и даже ввести в Конституцию дополнительную статью, дающую гражданину РК право на свободный выбор одежды (только если не затрагивает нормы морали), но тут есть существенный нюанс – «черные одежды» действительно чужды нашему мировоззрению и мировосприятию. Примерно так же, как форма нациста времен Второй мировой. По крайне мере, такое нужно ограничивать в общественных местах и учебных заведениях.

Понятно, что радикалы не поддаются уговорам и апеллированию к предкам. Поэтому, как мы считаем, необходимо вводить законодательные ограничения. Именно об этом на прошлой неделе сказал мажилисмен Ермурат Бапи. Заметим, Бапи никак нельзя назвать провластным или человеком, который выступает за попирание прав человека. Тут как раз все наоборот. Поэтому инициативу депутата о разработке законопроекта по запрету ношения хиджабов в общественных местах необходимо воспринимать, как глас народа. Впрочем, если провести опрос и создать петицию на заданную тему, то она быстро наберет необходимое число голосов.

Ну а пока надо продолжать и всесторонне развивать практику ношения национальной одежды. И это была действительно инициатива снизу, а не сверху, как некоторые сейчас думают – еще в 2015 году общественные деятели и гражданские активисты предложили ввести в стране День национальной одежды. Теперь это становится более актуальным и в какой-то мере – мощным оружием против тех же хиджабов и коротких штанов.

Дух малахая

В принципе, любая национальная одежда абсолютно любого народа мира смотрится красиво и пестро. Особенно, если в нее наряжаются молодые люди и представители старшего поколения. В этом видится дух преемственности и некое единение прошлого, настоящего и будущего. Но бывают моменты, когда будущее оказывается под угрозой.

Кому-то может не понравиться, но мы приведем пример с Днем вышиванки. Отмечать этот день еще в 2006 году предложила Леся Воронюк, распространившая свою идею среди своих одноклассников, а потом – однокурсников. Примечательно, что предложение облачаться в национальную одежду приходилось на будничный день – чтобы подчеркнуть, что «вышиванка является составляющей быта и культуры украинцев, а не древним артефактом». Первоначально Лесю поддержало лишь несколько сокурсников и пара преподавателей, но со временем эта инициатива разрослась до общенационального масштаба, а на следующий год после аннексии Крыма и появления «кавзигосудраств» типа «ЛДНР» (которое, как открыто заявил Касым-Жомарт Токаев, Казахстан не признает) была проведена акция «Подари вышиванку защитнику». Полномасштабное вторжение России в Украину вывело этот день (отмечается каждый третий четверг мая) на мировой уровень, а сам День вышиванки стал символом противостояния российской агрессии и народного единства.

Мы ни на что не намекаем… Хотя, нет – как раз намекаем и приводим красноречивый пример. Тем более, у нас есть свои предметы национальной одежды, которые могут объединять и демонстрировать, что это не архаика, а современность. А нынешние дизайнеры одежды и портные могут предложить весьма стильные, удобные и предметы гардероба, в которых легко будет узнаваться казахский дух. 

Малахай, например, кроме прочего, был, да и остается символом боевого духа наших предков. Тут даже особого современного дизайна не надо. Напротив – чем ближе он к оригиналу, тем «круче» смотрится. Если же говорить про нынешние «ремиксы» в национальной одежде, то, судя по каталогам и предложениям в интернете, можно позавидовать прекрасной половине человечества (именно человечества, а не только граждан РК – там огромное количество предложений всех видов одежды на любой вкус и цвет). Впрочем, если говорить про религиозную составляющую, то казахи даже чисто ритуальные и религиозные головные уборы (такие, как тақия – тюбетейка) снабдили узнаваемыми национальными узорами и собственным стилем. Отметим, что подобные узоры в тюбетейках в каноническом исламе не приветствуются, но сам этот факт лишний раз подчеркивает, что наши предки умело и гармонично соединили свои древние верования с пришлой магометанской. Это уже аксиома, о которой полтораста лет назад говорил Шокан Уалиханов.

Веротерпимость, но с пределом

Раз уж мы коснулись истории, то отметим, что на территории древнего Казахстана практически никогда не было религиозных войн. Арабские миссионеры попросту не смогли бы ввести здесь свою религию «огнем и мечом», как это было в других империях и странах. Начиная с раннего Средневековья в наших городах можно было встретить храмы и святилища самых различных конфессий – и несторианства, и мусульманства, и буддизма, и чего угодно. Более того, даже в отдельных казахских и протоказахских племенах и родах встречались представители разных религий. Это тоже аксиома.

По этому поводу глава государства тоже высказался дипломатично, но вполне прямо: «Казахстан всегда будет толерантен ко всем вероисповеданиям, воззрениям и учениям, которые не подрывают нашей государственности и общественной морали. Но мы не можем и не будем идти на поводу тех, кто под влиянием западных и иных веяний продвигает чуждые для нашей культуры ценности, к тому же идущие вразрез с дуалистической основой мира».

Тут, в принципе, и добавить нечего. Хотя нужно отметить, что некоторые наблюдатели и комментаторы стали вырывать из контекста. Причем, не только казахстанские. Например, российские официальные СМИ сделали упор именно на противостоянии «западным ценностям», хотя с ними все ясно. Но тут надо делать упор не на западных, северных или каких-либо других «ценностях» ценностях. И не потому, что это плохо (впрочем, если говорить про салафизм – это действительно плохо), а потому что у нас есть свои, на которые следует опираться. Тем более, Токаев говорил с упором на дуалистический характер мира.

Мы, конечно, не будем говорить, что выработанные тысячелетиями ценности наших предков лучше чьих-либо других. И вообще, такие вещи не нуждаются в сравнениях, так как они относятся к разным народам, которые развивались в разных природных, хозяйственных (как сказали бы при соцреализме), политических и всяких других условиях. Даже, казалось бы, соседи по региону и братья по крови разительно отличаются по части тех же национальных традиций. Это некий комплекс или даже микс из того, чем жил народ, в кого верил, с кем воевал, что ел и так далее.

Мы, понятное дело, не призываем пересесть с «Лексуса» на лошадей или переехать из пентхауса в юрту (хотя периодически делать это никому не помешает) – речь именно о духовных ценностях, которые в нашем государстве наконец-то начали защищать законодательно. А наша задача – попытаться объяснить обществу, почему это важно. 

То же самое мы наблюдаем и в дискуссиях о семейных ценностях, которые многие обозначают несколькими дежурными плоскими фразами, хотя на самом деле все намного глубже. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

В этот день. День рождения туризма

Наследие предков и забота о потомках. Часть IV

Включаем мозг. Как не заблудиться в потоке новостей

В этот день. Между Первой и Второй

Наследие предков и забота о потомках. Часть III

Наследие предков и забота о потомках

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 05.07.2024

Данияр Әлпиевке алданған салымшылар Президентке үндеу жасады

СПОРТ | 05.07.2024

Восемь пишем, четыре в уме: о шансах лучших на ЧЕ-2024

АНАЛИТИКА | 05.07.2024

Оразгали Селтеев: Казахстан – благоприятное место для переговоров

ПОЛИТИКА | 05.07.2024

Голос ШОС: как нам обустроить планету

АНАЛИТИКА | 05.07.2024

В этот день. День рождения туризма

ПОЛИТИКА | 04.07.2024

Мирные дискуссии на «островке спокойствия»