Поручение президента
Начнем с официальной новости. Накануне глава государства Касым-Жомарт Токаев принял Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане Динару Закиеву. Как сообщила пресс-служба Акорды, детский омбудсмен доложила президенту о проделанной за год работе по защите прав и обеспечению безопасности подрастающего поколения нашей республики.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Физическое насилие – часть психического насилия
О преодолении психологических проблем
Касым-Жомарт Токаев отметил, что с принятием законодательных изменений по защите прав женщин и детей усилены меры по профилактике семейно-бытового насилия, ужесточено наказание за все формы насилия в отношении детей. В закон вошел блок норм, инициированных Уполномоченным по правам ребенка совместно с гражданским сектором.
По словам Динары Закиевой, ведется активная работа по практической реализации данных законодательных норм. В частности, функционирует Единый контакт-центр 111, в школах внедряется программа по борьбе с буллингом KiVa, а с сентября 2024 года будут введены уроки безопасности. Начинается обучение сотрудников медико-социальных учреждений для детей. Прорабатывается вопрос усиления органов опеки и попечительства.
Кроме того, в партнерстве c ФНБ «Самрук Қазына», фондами «Қазақстан халқына» и «Қамқорлық» открыты шесть аутизм-центров и 11 региональных реабилитационных центров.
Заслушав отчет, президент подчеркнул важность повышения уровня правовой грамотности и культивирования принципа «Закон и порядок» среди школьников.
В этой связи Касым-Жомарт Токаев напомнил, что по его поручению, данному на заседании Национального курултая в Туркестане, разработана Единая программа воспитания. Она нацелена на привитие подрастающему поколению человеческих и национальных ценностей, развитие творческого потенциала детей, формирование у них навыков самостоятельности и креативного мышления. Уполномоченному поручено обеспечить скоординированную работу педагогов и родителей по реализации программы.
В ходе встречи были обсуждены вопросы выделения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также развития инфраструктуры для детей в сельской местности.
В завершение Глава государства поручил держать на особом контроле вопрос профилактики детского травматизма и несчастных случаев и отметил необходимость принять комплексные меры по предотвращению суицидальных настроений среди детей и подростков.
Незаметное улучшение
Стоит уточнить, что ситуация с суицидальными настроениями среди взрослых в Казахстане постепенно улучшается. В 2021 году, по данным ВОЗ, наша республика занимала третье место в мире по количеству самоубийств и лидирующее среди стран Центральной Азии.
Но уже в 2022 году, по данным Комитета по правовой статистике и спецучетам Генпрокуратуры РК, количество завершенных случаев сократилось с 4 тыс. до 3,7 тыс. — на 7%. Как отмечают аналитики Ranking.kz, это средний показатель за последние пять лет. А динамика в минус 7% сложилась из-за исключительно высокого числа самоубийств в 2021-м.
Как отмечается в отчете, суицидальному поведению в Казахстане по-прежнему наиболее подвержены мужчины. В 78,9% случаев жертвами завершенных попыток суицида были казахстанцы именно мужского пола: 2,9 тыс., против 770 женщин. Разница — почти в четыре раза.
К сожалению, не дается ответа и на вопрос, почему самоубийцы решаются на такой шаг. Причины указаны лишь в 15,6% случаев суицида, и среди них на первом месте стоит проблема одиночества. В 2022 году было зафиксировано 230 случаев завершенных суицидов с такой формулировкой предшествующих психологических проблем. Как отмечают эксперты, в сравнении с 2021-м количество таких случаев выросло на 98.
Отмечался и рост количества самоубийств из-за тяжелого материального положения (164 случая против 127 в 2021 году) и неблагоприятных жилищных условий (37 случаев против 29). Чаще всего в полицейских отчетах такие стресс-факторы указывали при гибели мужчин (77%). Сложные отношения со второй половиной или болезненный развод подтолкнули к самоубийству 67 человек, в 2021 году был 61 подобный случай. Почти столько же казахстанцев — 63 человека — погибли, так как предпочли смерть жизни с тяжелой болезнью.
Невзирая на то, что в отечественных СМИ и на государственном уровне тема подросткового суицида находится в центре внимания, самой уязвимой возрастной группой в этом плане стали граждане среднего возраста — от 30 до 45 лет. Доля этой категории в общей статистике завершенных попыток составила 54,9%. На втором месте люди старшего возраста: каждый четвертый суицид (23,5%) совершали казахстанцы в возрасте от 55 лет.
Проблема с историей
Удельный вес молодежи в возрасте от 18 до 29 лет в статистике завершенных суицидов за 2022 год составил 17,3%. Но уже в прошлом году произошел скачок статистики детских самоубийств сразу на 30% при общем росте количества суицидов на 3,4%. За десять месяцев 2023 года из жизни ушли 169 несовершеннолетних казахстанцев, из них 27,8% — дети в возрасте от 5 до 14 лет, 72,2% — подростки от 15 до 17 лет.
Как отмечают аналитики Ranking, многолетние данные Комитета правовой статистики Генпрокуратуры РК говорят об отсутствии четко выраженного тренда подростковых суицидов и попыток.
«Динамику таких несчастных случаев скорее можно назвать скачкообразной. Например, после двухлетнего периода роста в первый год пандемии количество самоубийств сократилось сразу на 20,6%, а на следующий год, после окончания локдаунов, показатели вернулись к прежнему уровню. В 2022-м аналитики КПСиСУ ГП РК вновь сообщили о небольшом снижении показателей (минус 11,4%)», — отмечают исследователи.
На ситуацию с детским суицидом в Казахстане международные организации обратили внимание еще в 2014 году, когда Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) опубликовал отчет, согласной которому наша страна вошла в группу государства, где самоубийство стало лидирующей причиной смерти от неестественных причин среди подростков и молодежи. В 2016 году, после предпринятых ЮНИСЕФ мер, отмечалось снижение количества подростковых суицидов по сравнению с показателями 2013 года на 48,7%. По данным Комитета по правовой статистике, в 2016 году в республике зарегистрировано 175 случаев завершенного суицида среди несовершеннолетних, а в 2013-м — 341.
Но самое главное – именно тогда широким народным массам объявили, что Казахстан уже десятилетие (то есть, с 2004–2005 гг.) входит в тройку лидеров среди стран мира по числу самоубийств среди подростков. Пик подростковых суицидов пришелся на 2008 год. Тогда Казахстан оказался на первом месте по количеству самоубийств, совершенных юношами и девушками в возрасте 15–19 лет.
Не оставлять без внимания
С 2014 года не прекращается обсуждение причин, которые привели к подобной социальной беде. Основной способ профилактики, конечно же, был найден сразу — родительские любовь и внимание. Но где их взять, когда родители вынуждены от восхода до заката крутиться как белка в колесе? Или, когда самих родителей никто не учил ответственности?
Тем не менее, необходимо еще раз напомнить рекомендации экспертов – даже если суицидальное поведение ребенка может быть попыткой манипулирования или «наказания» окружающих, к таким вещам ни в коем случае нельзя относиться легкомысленно. Психологи обращают внимание, что унылое настроение, низкая самооценка, нарушения сна и аппетита, неспособность сосредоточиться, прогулы, соматические жалобы и суицидальная озабоченность — очень частые предвестники суицидов. Более того, после совершенного самоубийства риск добровольного ухода из жизни может увеличиться для других людей в окружении решившегося на суицид ребенка, в первую очередь о том же могут задуматься друзья и одноклассники погибших детей.
Аналитики же в свою очередь отмечают, что лишь в 15% случаев дети по социальному статусу росли в неполных или нуждающихся семьях. Основная часть тех, кому уже никогда не стать взрослыми, были из полноценных семей с мамами и папами. Судя по статистике, 97% умерших несовершеннолетних в последний момент своей жизни были трезвы.
Страна детского счастья
С 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев особое внимание в своей деятельности отводит благополучию казахстанских детей. Причины, приводящие юных казахстанцев к непоправимым решениям, постепенно устраняются, подвергаются профилактике – вроде школьного буллинга, насилия над детьми. Повышенное внимание – организации системы психологической поддержки.
Как сообщила на прошедшем в октябре прошлого года Глобальном форуме для подростков, организованном ВОЗ директор департамента охраны здоровья матери и ребенка Минздрава РК Магрипа Ембергенова, для оказания специализированной психолого-психиатрической помощи детям и подросткам в нашей республике развернуто 77 первичных центров психического здоровья на уровне ПМСП в городских условиях и более 200 кабинетов психического здоровья на сельском уровне.
Законодательно определена необходимость поддержки в области психического здоровья в рамках школьной медицины, отдельно урегулированы вопросы предоставления услуг по охране репродуктивного и психического здоровья детей от 10 до 18 лет, определяющие конфиденциальность, получение любой помощи по самообращению – медицинской, психологической, социальной, юридической в более 200 молодежных центров здоровья при ПМСП.
Совместно ЮНИСЕФ сейчас апробируется цифровая программа Ussuport, особенность которой — возможность анонимного доступа к видео- и аудио-чатам со специалистами по наиболее распространенным и преобладающим проблемам психического здоровья и психосоциальным трудностям подростков. Программа Ussuport разработана на основе передового опыта мировых экспертов в области электронных услуг психического здоровья.
Словом, определенный задел для того, чтобы сделать детство юных казахстанцев беззаботным и безоблачным, уже есть. Эту работу необходимо продолжать на системном уровне, о чем и говорил президент на встрече с детским омбудсменом.
Фото из открытых источников