Аналитика

Остались детьми — главная социальная беда Казахстана

Евгений Рахимжанов

19.06.2024

В минувшем году количество казахстанских подростков, решивших свести счеты с жизнью, выросло сразу на треть. Неслучайно буквально вчера президент сделал акцент на необходимости принять вдумчивые меры по предотвращению подобных настроений среди казахстанских детей. Надо отметить, что эта беда началась не вчера, однако о необходимости предпринять системные шаги для избавления нашего общества от нее заговорили недавно.

Поручение президента

Начнем с официальной новости. Накануне глава государства Касым-Жомарт Токаев принял Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане Динару Закиеву. Как сообщила пресс-служба Акорды, детский омбудсмен доложила президенту о проделанной за год работе по защите прав и обеспечению безопасности подрастающего поколения нашей республики.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Защитить защитника

Физическое насилие – часть психического насилия

О преодолении психологических проблем

Касым-Жомарт Токаев отметил, что с принятием законодательных изменений по защите прав женщин и детей усилены меры по профилактике семейно-бытового насилия, ужесточено наказание за все формы насилия в отношении детей. В закон вошел блок норм, инициированных Уполномоченным по правам ребенка совместно с гражданским сектором.

По словам Динары Закиевой, ведется активная работа по практической реализации данных законодательных норм. В частности, функционирует Единый контакт-центр 111, в школах внедряется программа по борьбе с буллингом KiVa, а с сентября 2024 года будут введены уроки безопасности. Начинается обучение сотрудников медико-социальных учреждений для детей. Прорабатывается вопрос усиления органов опеки и попечительства.

Кроме того, в партнерстве c ФНБ «Самрук Қазына», фондами «Қазақстан халқына» и «Қамқорлық» открыты шесть аутизм-центров и 11 региональных реабилитационных центров.

Заслушав отчет, президент подчеркнул важность повышения уровня правовой грамотности и культивирования принципа «Закон и порядок» среди школьников.

В этой связи Касым-Жомарт Токаев напомнил, что по его поручению, данному на заседании Национального курултая в Туркестане, разработана Единая программа воспитания. Она нацелена на привитие подрастающему поколению человеческих и национальных ценностей, развитие творческого потенциала детей, формирование у них навыков самостоятельности и креативного мышления. Уполномоченному поручено обеспечить скоординированную работу педагогов и родителей по реализации программы.

В ходе встречи были обсуждены вопросы выделения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также развития инфраструктуры для детей в сельской местности.

В завершение Глава государства поручил держать на особом контроле вопрос профилактики детского травматизма и несчастных случаев и отметил необходимость принять комплексные меры по предотвращению суицидальных настроений среди детей и подростков.

Незаметное улучшение

Стоит уточнить, что ситуация с суицидальными настроениями среди взрослых в Казахстане постепенно улучшается. В 2021 году, по данным ВОЗ, наша республика занимала третье место в мире по количеству самоубийств и лидирующее среди стран Центральной Азии.

Но уже в 2022 году, по данным Комитета по правовой статистике и спецучетам Генпрокуратуры РК, количество завершенных случаев сократилось с 4 тыс. до 3,7 тыс. — на 7%. Как отмечают аналитики Ranking.kz, это средний показатель за последние пять лет. А динамика в минус 7% сложилась из-за исключительно высокого числа самоубийств в 2021-м.

Как отмечается в отчете, суицидальному поведению в Казахстане по-прежнему наиболее подвержены мужчины. В 78,9% случаев жертвами завершенных попыток суицида были казахстанцы именно мужского пола: 2,9 тыс., против 770 женщин. Разница — почти в четыре раза.

К сожалению, не дается ответа и на вопрос, почему самоубийцы решаются на такой шаг. Причины указаны лишь в 15,6% случаев суицида, и среди них на первом месте стоит проблема одиночества. В 2022 году было зафиксировано 230 случаев завершенных суицидов с такой формулировкой предшествующих психологических проблем. Как отмечают эксперты, в сравнении с 2021-м количество таких случаев выросло на 98.

Отмечался и рост количества самоубийств из-за тяжелого материального положения (164 случая против 127 в 2021 году) и неблагоприятных жилищных условий (37 случаев против 29). Чаще всего в полицейских отчетах такие стресс-факторы указывали при гибели мужчин (77%). Сложные отношения со второй половиной или болезненный развод подтолкнули к самоубийству 67 человек, в 2021 году был 61 подобный случай. Почти столько же казахстанцев — 63 человека — погибли, так как предпочли смерть жизни с тяжелой болезнью.

Невзирая на то, что в отечественных СМИ и на государственном уровне тема подросткового суицида находится в центре внимания, самой уязвимой возрастной группой в этом плане стали граждане среднего возраста — от 30 до 45 лет. Доля этой категории в общей статистике завершенных попыток составила 54,9%. На втором месте люди старшего возраста: каждый четвертый суицид (23,5%) совершали казахстанцы в возрасте от 55 лет.

Проблема с историей

Удельный вес молодежи в возрасте от 18 до 29 лет в статистике завершенных суицидов за 2022 год составил 17,3%. Но уже в прошлом году произошел скачок статистики детских самоубийств сразу на 30% при общем росте количества суицидов на 3,4%. За десять месяцев 2023 года из жизни ушли 169 несовершеннолетних казахстанцев, из них 27,8% — дети в возрасте от 5 до 14 лет, 72,2% — подростки от 15 до 17 лет.

Как отмечают аналитики Ranking, многолетние данные Комитета правовой статистики Генпрокуратуры РК говорят об отсутствии четко выраженного тренда подростковых суицидов и попыток.

«Динамику таких несчастных случаев скорее можно назвать скачкообразной. Например, после двухлетнего периода роста в первый год пандемии количество самоубийств сократилось сразу на 20,6%, а на следующий год, после окончания локдаунов, показатели вернулись к прежнему уровню. В 2022-м аналитики КПСиСУ ГП РК вновь сообщили о небольшом снижении показателей (минус 11,4%)», — отмечают исследователи.

На ситуацию с детским суицидом в Казахстане международные организации обратили внимание еще в 2014 году, когда Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) опубликовал отчет, согласной которому наша страна вошла в группу государства, где самоубийство стало лидирующей причиной смерти от неестественных причин среди подростков и молодежи. В 2016 году, после предпринятых ЮНИСЕФ мер, отмечалось снижение количества подростковых суицидов по сравнению с показателями 2013 года на 48,7%. По данным Комитета по правовой статистике, в 2016 году в республике зарегистрировано 175 случаев завершенного суицида среди несовершеннолетних, а в 2013-м — 341.

Но самое главное – именно тогда широким народным массам объявили, что Казахстан уже десятилетие (то есть, с 2004–2005 гг.) входит в тройку лидеров среди стран мира по числу самоубийств среди подростков. Пик подростковых суицидов пришелся на 2008 год. Тогда Казахстан оказался на первом месте по количеству самоубийств, совершенных юношами и девушками в возрасте 15–19 лет.

Не оставлять без внимания

С 2014 года не прекращается обсуждение причин, которые привели к подобной социальной беде. Основной способ профилактики, конечно же, был найден сразу — родительские любовь и внимание. Но где их взять, когда родители вынуждены от восхода до заката крутиться как белка в колесе? Или, когда самих родителей никто не учил ответственности?

Тем не менее, необходимо еще раз напомнить рекомендации экспертов – даже если суицидальное поведение ребенка может быть попыткой манипулирования или «наказания» окружающих, к таким вещам ни в коем случае нельзя относиться легкомысленно. Психологи обращают внимание, что унылое настроение, низкая самооценка, нарушения сна и аппетита, неспособность сосредоточиться, прогулы, соматические жалобы и суицидальная озабоченность — очень частые предвестники суицидов. Более того, после совершенного самоубийства риск добровольного ухода из жизни может увеличиться для других людей в окружении решившегося на суицид ребенка, в первую очередь о том же могут задуматься друзья и одноклассники погибших детей.

Аналитики же в свою очередь отмечают, что лишь в 15% случаев дети по социальному статусу росли в неполных или нуждающихся семьях. Основная часть тех, кому уже никогда не стать взрослыми, были из полноценных семей с мамами и папами. Судя по статистике, 97% умерших несовершеннолетних в последний момент своей жизни были трезвы.

Страна детского счастья

С 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев особое внимание в своей деятельности отводит благополучию казахстанских детей. Причины, приводящие юных казахстанцев к непоправимым решениям, постепенно устраняются, подвергаются профилактике – вроде школьного буллинга, насилия над детьми. Повышенное внимание – организации системы психологической поддержки.

Как сообщила на прошедшем в октябре прошлого года Глобальном форуме для подростков, организованном ВОЗ директор департамента охраны здоровья матери и ребенка Минздрава РК Магрипа Ембергенова, для оказания специализированной психолого-психиатрической помощи детям и подросткам в нашей республике развернуто 77 первичных центров психического здоровья на уровне ПМСП в городских условиях и более 200 кабинетов психического здоровья на сельском уровне.

Законодательно определена необходимость поддержки в области психического здоровья в рамках школьной медицины, отдельно урегулированы вопросы предоставления услуг по охране репродуктивного и психического здоровья детей от 10 до 18 лет, определяющие конфиденциальность, получение любой помощи по самообращению – медицинской, психологической, социальной, юридической в более 200 молодежных центров здоровья при ПМСП.

Совместно ЮНИСЕФ сейчас апробируется цифровая программа Ussuport, особенность которой — возможность анонимного доступа к видео- и аудио-чатам со специалистами по наиболее распространенным и преобладающим проблемам психического здоровья и психосоциальным трудностям подростков. Программа Ussuport разработана на основе передового опыта мировых экспертов в области электронных услуг психического здоровья.

Словом, определенный задел для того, чтобы сделать детство юных казахстанцев беззаботным и безоблачным, уже есть. Эту работу необходимо продолжать на системном уровне, о чем и говорил президент на встрече с детским омбудсменом.

Фото из открытых источников


Евгений Рахимжанов

Публикации автора

Мы готовы? Дискуссия о строительстве АЭС стартовала в Казахстане

Допарились — как Казахстан решил очиститься от вейпов

Остались детьми — главная социальная беда Казахстана

Манипуляция сознанием: нужны ли казахстанцам курсы фактчекинга?

Заговорщики включили План Б

Казахское масонство: от Алихана Букейханова до Рахата Алиева

Топ-тема

Другие темы

ИНТЕРВЬЮ | 03.07.2024

Адиль Каукенов: ШОС обеспечивает диалог в сложном регионе

ГЕОПОЛИТИКА | 02.07.2024

Ажиотаж вокруг саммита ШОС объясним — Никита Шаталов

ОБЩЕСТВО | 02.07.2024

Поэт двух эпох

АНАЛИТИКА | 02.07.2024

Наследие предков и забота о потомках. Часть IV

ИНТЕРВЬЮ | 01.07.2024

Соблюдайте осторожность — как в РК наказывают за фейки

ГЕОПОЛИТИКА | 01.07.2024

Индия — новая «фабрика мира»?