Общество

Просто добавь воды

01.06.2021

Питьевая вода в Атырау теперь на вес золота: люди уже выходят на улицы в знак протеста из-за ее нехватки. Станет ли населенный пункт с гордым названием «нефтяная столица Казахстана» городом-призраком?

29 мая жители окраин Атырау вышли на улицы в знак протеста из-за нехватки питьевой воды. Вода поступает к ним только ночью.

«Каждый год мы страдаем от нехватки питьевой воды. Это ужасно – жить в городе и быть без воды. Мы неоднократно писали акимам, но безрезультатно. Они даже не приходят и не знакомятся с положением населения. Вода по капле начинает течь в 00:01 ночи. Мы не спим до утра и наполняем бочки, пятилитровые бутыли. Нет воды для купания», – сетует жительница города Гульнар Канатова, на которую ссылается агентство КазТАГ.

Подача воды в микрорайоне, по словам жильцов, осуществляется с полуночи и до 7:00 утра. Дефицит живительной влаги привел к тому, что сады и огороды пришли в запустение.

«Как начинается апрель, начинаются проблемы с водой. Прошло уже пять лет. Фактически капля воды превратилась в дефицит. Воду для питья начали привозить на водовозах, о поливной воде говорить и вовсе не приходится. Ежегодно акимы уверяют, что решат проблему и выпроваживают нас», – говорит жительница Атырау Айгуль Сарсенова.

Горожане тщетно ждали представителей городского акимата. Приехал Мухтар Кумаргалиев – аким Еркинкалинского сельского округа, входящего в состав Атырау.

«Это не только в микрорайонах Балауса и Еркинкала, но и в сельских округах, пригородных поселках, которые относятся к городскому акимату. Аким города поручил установить резервуар емкостью 100 тонн, надеемся, что с ним давление воды повысится», – «успокоил» Кумаргалиев.

В пресс-службе акимата Атырау уверяют, что планируют установить 12 резервуаров емкостью 100 тонн.

«Для этого в апреле 2021 года был подписан контракт с ТОО «ТОВЕР». В связи с этим в июне планируется получить первую партию подготовленных резервуаров и установить их, прежде всего, в самых нуждающихся населенных пунктах», – утверждают в горакимате.

Богатейшая нефтеносная Атырауская область является главным донором бюджета Казахстана, при этом оставаясь неблагоприятным с точки зрения экологии местом проживания. Это и суровый климат с испепеляющей жарой летом и пронизывающим до костей ветром зимой, агрессивная соленая почва, которая почти непригодна для земледелия, хищническая нефтедобыча, убивающая все живое. Условия, прямо скажем, экстремальные.

А в последние десятилетия стремительно мелеет и деградирует главная водная артерия региона – река Ақ Жайық (Урал). Как известно, она берет начало в России, которая построила целый ряд водохранилищ (и строит новые), тем самым, создавая не только дефицит питьевой воды, но и прямую угрозу флоре и фауне: из-за мелководья рыба не может добраться до своих привычных нерестилищ.

По мнению известного архитектора Айдара Ергали, предки которого являются уроженцами Атырауской области, нефтяная столица в скором времени может стать городом-призраком.

«Город Атырау в нынешнем виде – результат отсутствия в государстве какой-либо внятной политики расселения. Проще говоря, глупость, причём совершенно невероятная по своим масштабам и последствиям. Дело в том, что место это совершенно не подходящее для градостроительства. Это ведь не земля, это дно морское. Помимо климата, тут чрезвычайно агрессивные грунтовые воды, которые делают многоэтажное строительство чрезмерно дорогим», – говорит А.Ергали.

Но даже не в этом главная проблема.

«Здесь нет пресной воды. Коммунисты в советское время проблему эту отлично понимали, держали город на правах вахтового городка и в таком страшном состоянии, что ни один здравомыслящий человек добровольно там жить не захотел бы. Как сейчас я это понимаю, делали они это совершенно сознательно. Город, который под конец советского времени населяло порядка 140-150 тысяч человек, должен был быть настолько большим, насколько это было функционально необходимо. А взамен они «качали» Актюбинск и Уральск в качестве крупных промышленных центров. Но настала пора независимого Казахстана. Независимого от всякого здравого смысла. И начались торжественные похороны миллиардов халявных долларов на алтарь «нефтяной столицы». С песнями и плясками. И теперь там стоит четырехсоттысячный город», – продолжил он.

В ноябре 2020 года депутат сената парламента Ляззат Рысбекова обратилась к главе правительства и попросила ускорить решение проблемы с обмелением реки Ақ Жайық. Она напомнила, что по межрегиональному соглашению проводятся заседания российско-казахстанской комиссии, утвержден план мероприятий по улучшению экосистемы бассейна и предотвращению трансграничного загрязнения Урала. Однако проблема до сих пор не решена.

«В прошлом году международная геодезическая организация присвоила реке пятый, самый последний, уровень загрязнения, фактически признав ее непригодной для использования человеком. За последние пять лет река обмелела настолько, что судоходство по ней стало практически невозможным, резко увеличились намывные полосы суши, именуемые косами. На сегодня уровень воды в Урале достиг рекордного минимума», – цитирует сенатора «Спутник-Казахстан».

По мнению А.Ергали, из-за строительства новых водохранилищ со стороны России в ближайшем будущем сброс воды будет снижен, а значит, река Урал будет мелеть и дальше.

«Нам они (Россия. – Check-point) воду почти уже не спускают, а в будущем не будут спускать вообще. Причём в ближайшем. И никакие «вечные дружбы», соглашения о трансграничных реках никак не помогут. Атырау в этой длинной очереди стоит самый последний, а там, в начале очереди, уже драка. Есть в области пару месторождений, но они небольшие, и вода там соленая, поэтому на это можно не надеяться. Есть одно мощное месторождение в соседней Актюбинской области – Көкжиде. Это действительно шикарный источник чистейший воды, причём в огромных количествах, он стал бы спасением. Но нет свежих исследований. Последние проводились в восьмидесятые годы», – говорит Ергали.

Тем временем Көкжиде находится близ одноименного нефтяного месторождения, которое разрабатывают китайцы.

«Нетрудно догадаться, что добыча нефти изменяет баланс давления в пластах, это крайне опасно для воды. Да и принадлежит ли это месторождение все ещё нам – это вопрос. Китайцы используют эту артезианскую воду в своих промышленных целях, что по нашему законодательству категорически запрещено. Когда речь идет о деньгах, об огромных деньгах, интересы местных аборигенов никого не интересуют. Так что и на Көкжиде можно тоже не рассчитывать, скорее всего. Есть ещё волжская вода, которую качают по гигантской трубе с Кигаша, но на ней уже сидит огромное количество нефтяников и населенных пунктов и мало того, в Волге вода тоже серьезно просела», – констатирует Айдар Ергали и советует атыраучанам серьезно задуматься о переселении.

«Я, если бы жил в Атырау, думал, как оттуда уехать при любой возможности. Уехать, не дожидаясь того дня, когда вода в кране реально пропадёт. Потому что вместе с водой пропадёт и цена на недвижимость, и я уже не смогу за эти деньги купить что-то адекватное в других городах. И что им делать? Надо готовиться к этому. Целенаправленно и серьезно. Надо усиленно развивать водосберегающие технологии. Каждый житель города в сутки сейчас потребляет в среднем 330 литров питьевой воды. Надо понять, что теперь это непозволительная роскошь. Надо внедрять в городе повсеместный технический водопровод! Такой же, какой когда-то был предусмотрен в Актау. Питьевая вода будет стоить очень дорого, она и должна стоить дорого и будет использоваться только для непосредственного питья и приготовления пищи. Все остальное: смыв в туалетах, полив, мытьё машин, стиральные и посудомоечные машины и даже душ, – все должно быть на технической рециркулируемой воде. Поверьте, то, о чем я говорю, – это не рационализаторское предложение. Это то, как будет. Хочет этого кто-то или нет. Даже если сейчас вам это кажется чем-то фантастическим. Так можно сократить потребление воды в разы, и только так это можно сделать. Вариантов нет и не предвидится. Так что привыкайте – будущее уже наступило!» – резюмировал Айдар Ергали.

P.S.: От дефицита питьевой воды страдает не только Атырауская, но и другая нефтеносная область – Мангистауская. Интернет-издание «Лада» сообщает, что жители Актау до ночи стоят в очереди к водовозу. Власти города сообщили, что проблемы с питьевой водой возникли из-за планового ремонта на одной из опреснительных установок завода «МАЭК-Казатомпром».


Публикации автора

Арсен Керимбеков: «Тезис о том, что казахстанцы едят натурпродукты – фикция»

Где захоронен темник Золотой Орды, как дети съели свою мать и почему Макпал Жунусова взялась за лопату

Демограф Александр Алексеенко: «Число городских жителей в Казахстане растет быстрее, чем сельских»

Избить за тонну угля, кто отстоял территорию Казахстана и отправят ли не знающих госязык чиновников в аул?

Айдын Аимбетов: «Думаю, что «рутинные» полеты в космос – это вопрос времени»

Казахоязычные СМИ: Репрессии против верующих, степная Рапунцель и уроки казахского для африканского зятя

Топ-тема

Другие темы

ПОЛИТИКА | 19.04.2024

Аргументов становится всё меньше

АНАЛИТИКА | 19.04.2024

В этот день. Независимость, «Копейка» и Симпсоны

ГЕОПОЛИТИКА | 18.04.2024

Наводнения между Россией и Казахстаном

ПОЛИТИКА | 17.04.2024

«Закон Салтанат». Точки над «Ё»

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Паводки и мажилисмены: депутаты выехали в пострадавшие регионы

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН