Политика

«Между строк» встречи президента и премьера

Мурат Халилов

20.05.2024

В минувшую пятницу премьер-министр Бектенов был с докладом в Акорде. Основной темой разговора была ситуация с паводками в стране и борьбе с ними. Конечно, из сухого официального пресс-релиза не всегда можно понять, о чем конкретно была речь, но все же ясно – власти контролируют происходящее. Кроме этого, нам дали понять, что под контролем находится не только «большая вода», но и общественный порядок в регионах. Что это все значит? Давайте, разберемся.

Сразу же заметим, что в сообщении пресс-службы Акорды основной акцент был сделан не на докладе Олжаса Бектенова, а на поручениях, данных главой государства. Это не потому, что доклад главы правительства как-то засекречен. Напротив, кабмин и отдельные министерства регулярно дают сводки о происходящем в зонах стихийного бедствия, а также о том, как и какая помощь оказывается пострадавшему населению. Поэтому более важно было услышать, как реагирует на это Токаев.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Наводнения между Россией и Казахстаном

Уроки паводков

Паводки и мажилисмены: депутаты выехали в пострадавшие регионы

Итак, из официального сообщения выделяется три направления. Первое – немного общее и предсказуемое. Оно касается поручения президента «обеспечить пострадавших качественным жильем, приступить к ремонту и строительству гражданской инфраструктуры в городах и населенных пунктах». Причем, отмечается, что надо усилить работу в этом направлении. То есть, ясно, что Касым-Жомарт Кемелевич держит это дело на постоянном контроле, а местные и республиканские власти хоть и неплохо работают, но все-таки нужно больше.

Во-вторых, Токаев подчеркнул, что акимы и другие представители местной власти «обязаны активно и эффективно работать с гражданами, доходчиво разъяснять государственную политику и предпринимаемые меры по решению возникающих вопросов и обоснованных требований». Тут тоже все, вроде бы ясно. Еще на памяти, когда президент, вернувшись из зарубежной поездки, собрал срочное совещание и дал хорошую взбучку членам правительства и акимам регионов – вплоть до объявления выговоров. Но тогда речь в большей степени шла о неготовности к стихии, неумении оперативно реагировать на происходящее и согласовывать действия между ведомствами.

За прошедшие пару месяцев положение изменилось – вода стала отходить, люди возвращаются домой, оценивается ущерб, выплачиваются компенсации и так далее. И в данный момент наиболее актуальным становится работа с населением, а точнее – выстраивание диалога и взаимопонимания. Именно об этом говорил Токаев с Бектеновым в этой части разговора. Такое, например, отражается в «доходчивом разъяснении государственной политики». Не стоит это понимать, как какое-то идеологическое направление – что-то вроде «разъяснение Послания». Дело в том, что правительство и местные власти делают все, исходя из разработанных и принятых программ, не имея никакой возможности выходить за их рамки. И здесь, по нашему убеждению, должны принимать участие не только акимы с министрами, но и журналисты с гражданскими активистами, волонтерами и теми, кого принято называть лидерами общественного мнения.

Такие разъяснения необходимо проводить в более широком масштабе – чтобы они коснулись всех казахстанцев, многие из которых, живя в других регионах страны, считают, что власти могут по мановению некой волшебной палочки в один миг восстановить все, как было. Безусловно, мы понимаем, что немало тех, кто потерял буквально все, но есть же и правовые параметры оценки ущерба, а также нужно учитывать ограниченность бюджета. Поэтому и был сделан акцент именно на «обоснованных требованиях». Ведь, скажем, требовать за потерянный дом и имущество от 200 миллионов тенге и выше – это, мягко говоря, нечестно.

И тут обращает на себя внимание заключительный тезис в пресс-релизе Акорды. Приведем его полностью: «В то же время правительство, акиматы совместно с правоохранительными органами должны обеспечить общественный порядок в строгом соответствии с законом». За него, вырывая из контекста, зацепились некоторые активисты и наши коллеги, утверждая, что это прямые угрозы тем, кто требует справедливости в зоне бедствия. Но, опять-таки, справедливость – это дело особенное, и его каждый понимает по-своему, причем, государство обязано это делать исключительно в рамках права.

Однако те, кто начинает раздувать истерию, приводят лишь обрывки цитат президента, как-то «забывая», что он говорил обо всем другом. Некоторые прямо говорят, что эти слова следует понимать, как прямой приказ на силовое подавление мирных митингов, которые на прошлой неделе прошли с Кульсары. Заметим, что эти «активисты» живут в теплых и сухих квартирах далеко от зоны бедствия, а некоторые и вовсе «вещают из забугра». В принципе, имеют право, но тут не можем не вспомнить то, о чем предупреждал Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении на заседании XXXIIІ сессии Ассамблеи народа Казахстана.

«Средства массовой информации и отдельные граждане, называющие себя блогерами, должны понимать, что нагнетание истерии вокруг стихийного бедствия и огульные обвинения идут во вред консолидации общества, создают иллюзию утраты контроля за ситуацией со стороны государственных органов, что является дезинформацией. Подобные действия порождают социальную депрессию со всеми ее очевидными последствиями для репутации нашего народа. Поэтому власть во избежание такого рода нежелательных явлений будет принимать меры правового воздействия на лиц, ведущих атаки на безопасность нашего государства», – сказал он 26 апреля.

Тогда тоже некоторые посчитали это угрозой, но были и трезвомыслящие наши коллеги (в том числе, из независимого лагеря), которые восприняли эти слова как ответ Акорды на действительно имевшие место нападки на власть. Блогеры и некоторые журналисты, находящиеся за тысячи километров от зон подтопления, утверждали, что верховная власть не может контролировать ситуацию, прямо обвиняя ее в происходящем. По сути, пытаясь дискредитировать государство, они дискредитировали сами себя, тем более, большая часть общества хорошо понимала «откуда ветер дует».

Впрочем, не можем не согласиться с тем, что каждый отдельный случай надо рассматривать тщательно и скрупулезно, а не обобщать. Уж поверьте, власти сейчас делают все возможное на местах, чтобы компенсировать потерянное. Более того, по секрету скажем, что уже проводятся определенные мероприятия для предотвращения желания кого-либо из чиновников «навариться» на беде. Этого исключать нельзя – ведь привычка «пилить и воровать» (клептомания) еще не изжита, судя по регулярным сообщениям Антикора. Но огульно обвинять всех в том, что полученные от государства и бизнеса миллиарды уже разворованы – по меньшей мере, непрофессионально, а по большому счет, подлежит преследованию по закону.

Это мы не говорим о скрытых кукловодах, которые подстегивают к митингам и, как следствие, к нервозной обстановке. Такие или им подобные уже стояли за некоторыми забастовками в Мангыстау и в других регионах страны. Мы сейчас не станем конкретизировать, заметив, что некоторые требования действительно обоснованы и справедливы – такое нужно только поддерживать. Но как отличить законные требования от тех, которые под собой имеет совершенно другие, скрытые цели? Очень просто – они, эти требования, заведомо невыполнимые. Например, вынуждать власть заплатить каждой семье от 300 до 800 тысяч долларов – это заведомо невыполнимо. Или построить хоромы, причем, именно для них в первую очередь, это непросто несправедливо, но и нагло.

Поэтому и было сказано про «обеспечение общественного порядка в строгом соответствии с законом». Причем, если читать эту фразу «между строк», то речь идет о превентивных действиях, а не о каких-либо репрессивных действиях против местного населения.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Наследие предков и забота о потомках. Часть IV

Включаем мозг. Как не заблудиться в потоке новостей

В этот день. Между Первой и Второй

Наследие предков и забота о потомках. Часть III

Наследие предков и забота о потомках

В этот день. Йога, селфи и солнцестояние

Топ-тема

Другие темы

ИНТЕРВЬЮ | 03.07.2024

Адиль Каукенов: ШОС обеспечивает диалог в сложном регионе

ГЕОПОЛИТИКА | 02.07.2024

Ажиотаж вокруг саммита ШОС объясним — Никита Шаталов

ОБЩЕСТВО | 02.07.2024

Поэт двух эпох

АНАЛИТИКА | 02.07.2024

Наследие предков и забота о потомках. Часть IV

ИНТЕРВЬЮ | 01.07.2024

Соблюдайте осторожность — как в РК наказывают за фейки

ГЕОПОЛИТИКА | 01.07.2024

Индия — новая «фабрика мира»?