Общество

Палитра проблем: дорогое такси и «дешевый» язык

Виктор Майлин

14.05.2024

Обзор казахской прессы

Почему услуги такси в Казахстане одни из самых дорогих в странах СНГ?

Таким вопросом озаботилась газета «Жас Алаш», старейшее издание Казахстана. Обозреватель Дариға Асаниязова, ссылаясь на мониторинги таких ресурсов, как Numbeo и Ranking, приводит следующие сведения. Объемы пассажирских перевозок на такси за апрель текущего года в целом по стране составили 13,9 млн человеко-обращений. Вместе с тем это почти на 5% меньше, чем за такой же период в прошлом году. Но средняя цена не упала, а только возросла. На текущий момент Ranking фиксирует, что оплата проезда в такси уже составила 2 млрд тенге, тогда как за такой же период в 2023 году – 1,4 млрд тенге. Если округлить, то получается, рост составил целых 46,5 процента.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

От деструкции до абьюза

Паводки и мажилисмены: депутаты выехали в пострадавшие регионы

ММА для особенных детей — необычный центр работает в Астане

По регионам картина выглядит следующим образом: чемпионами являются Алматы (2,5 млн обращений), Астана (1,5 млн) и Карагандинская область (1,1 млн). Минимальные показатели зафиксированы в области Жетысу - 277 тыс.; городе Атырау - 290,8 тыс. и Алматинской области - 306,5 тыс.

По данным Numbeo, Казахстан по оплате в такси одного километра маршрута среди 97 охваченных мониторингом стран занимает 73 место – у нас эта цена составляет 0,67 американского доллара. Если сравнивать с участниками рейтинга из СНГ и других стран, некогда входивших в СССР, то в Узбекистане и Украине этот показатель составляет 0,30, в России – 0,33, в Белорусии – 0,31, в Азербайджане – 0,59, в Армении и Молдове - 0,28 доллара.

Неудивительно, что жительница Астаны Жансая Ыдырысова считает, что в столице цены на такси являются непомерно высокими. «По сравнению с общественным транспортом, конечно же, такси очень удобный вид перемещения по городу. Но с точки зрения оплаты услуг слишком дорого выходит это удовольствие. Особенно это ощущается, когда стоит непогода. Цены взмывают едва ли не в двое. Для кошелька простого народа это очень осязаемо», - свидетельствует она. Она же, побывав в Алматы, обрисовала обстановку с такси следующим образом: «Возможно это из-за того, что город очень большой, но куда бы ты ни поехал, цена не падала ниже 3 тысяч. Это очень дорого», – резюмировала жительница столицы.

Экономист Ғалымжан Керімбек считает, что на постоянный рост цены на услуги такси влияет тот факт, что монополистами этого рынка являются две зарубежные платформы – «Яндекс.Такси» и inDrive. Других игроков нет. Его коллега Сапарбай Жобаев считает: «Наше государство не вмешивается в ценообразование в этой сфере. Тут классический случай, когда спрос диктует цены на такси и, соответственно, получается такая рыночная наценка».

Кто такая Мария Бишимбаева

Портал Dalanews.kz задался вопросом «Туркістан облысында Бишімбаевтың әжесінің атындағы көше бары рас па?» - «Правда ли, что в Туркестанской области есть улица, названная в честь бабушки Бишимбаева?». К материалу, вызвавшему резонанс определенного свойства, придан фотоснимок, на котором изображен билборд с надписью, из которого выходит, что в названной области есть улица Марии Бишимбаевой.

Разумеется, после такой вводной большинство читателей вряд ли сразу поймут, кем может быть некая «Мария Бишимбаева», но кто такой «просто» Бишимбаев, теперь знает уже полпланеты. Но какая тут связь с «просто» Бишимбаевым, который днями получил приговор?.. Да нет никакой связи, как потом разъясняется в заметке.

«Бишимбаева Мария является почетным гражданином Толебийского района. За заслуги перед районом улица Садовая в городе Ленгер Толебийского района была переименована в улицу Марии Бишимбаевой решением акимата города Ленгер от 6 июля 2001 года за номером №215», - говорится в сообщении.

Далее: «Мария Бишимбаева – заслуженный гражданин, внесший большой вклад в развитие области, района, несколько лет возглавляла сельсовет Казыгурта. В свое время была избрана секретарем Бадамского сельсовета - в 1940 году, председателем с 1947 года. В 1949 году советы шести сел были объединены в Казыгуртский сельсовет. Мария Бишимбаева была председателем этого сельсовета на протяжении 45 лет. Казыгуртский сельсовет во главе с М. Бишимбаевой на протяжении многих лет признан в республике лучшим сельским советом. Она являлась не только депутатом сельского, но и областного совета, делегатом XIII съезда Компартии Казахстана». И объяснение: «Одним словом, человек с таким именем не имеет никакой связи с Куандыком Бишимбаевым, которого судят за убийство совей жены»...

В связи с вышеизложенным возникает лишь один вопрос – а если все-таки была бы родственная связь между этими носителями одной фамилии? Что бы это изменило, по большому счету?.. Ну, как минимум, заслуги Марии Бишимбаевой остались бы при ней во веки веков.

Опять виноваты власти и «русскоязычное» советское наследие

Именно так ставит проблему известный педагог, создатель проекта сети частных школ QazBilim Аятжан Ахметжан. Согласно его сведениям, из 66 частных школ Астаны лишь пять весь школьный курс преподают на казахском (напоминаем, государственном) языке. Этой проблеме, согласно заявлениям этого подвижника казахской педагогики, уже более ста лет. Заголовок к этой статье, пересыпанной мыслями Аятжана Ахметжана, дан такой: «Ақылы мектептің бәрі өзге тілде. Сонда біздің тіл арзан ба? - белгілі педагог» – «Во все крутых школах язык преподавания русский – получается, наш язык дешевле? – говорит известный педагог».

«С момента обретения независимости казахские школы были восстановлены. До 2016 года увеличилось количество детей, посещавших казахский класс. Но с 2017 года эта тенденция была нарушена. Этому есть разные причины, такие как политика трехъязычия, инициатива перехода на латиницу, наглость и безразличие властей. В 2021 году даже удалось достичь самого низкого показателя по стране. Со всех сторон встревожились. В 2022 году в одной из столичных школ мы услышали дурацкий совет: «Если не откроешь русский класс, я скажу Путину». «Я не знаю», – ответил я. Но ни Астана, ни казахские власти не извлекли уроки из этого дела», – сказал Ахметжан.

Далее он вновь сетует на застарелые и вредные понятия, которые, как подчеркнула автор материала Мөлдір Қалымбет, Аятжан Ахметжан нанизал «как на нитку»: «По его словам, в обществе еще живы утверждения, согласно которым «Те, кто не знает русского, не могут найти приличной работы, им трудно начать какой-нибудь бизнес, им трудно адаптироваться в городе». Из-за чего «в итоге мы видим, что 40% вновь выбирают русскоязычную школу». Это позор, считает он. Пришло время серьезно взяться за этот вопрос, искоренить это «советское наследие». Как бы то ни было, на сегодняшний день в восьми городах он внедрил школы QazBilim, в которых задействован педагогический коллектив, насчитывающий 400 специалистов.

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Публикации автора

Казахские подкасты и русский язык

Палитра проблем: дорогое такси и «дешевый» язык

От деструкции до абьюза

Элита Казахстана: психологи для жен, подачки для народа

Вспомнить всё…

Паводки и мажилисмены: депутаты выехали в пострадавшие регионы

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 24.05.2024

В этот день. Подправить историю

ОБЩЕСТВО | 23.05.2024

Казахские подкасты и русский язык

ГЕОПОЛИТИКА | 23.05.2024

Грузия: Столица подержанных автомобилей Евразии

ИНТЕРВЬЮ | 22.05.2024

Выступление Токаева носило программный характер – эксперт о СМИД ШОС

ГЕОПОЛИТИКА | 22.05.2024

Задействовать все резервы для свободы движения товаров

ИНТЕРВЬЮ | 22.05.2024

Превентивные меры для выявления потенциальных угроз