Историк против
С 1 мая (День единства народов Казахстана) начинается череда майских праздников – далее 7 мая (День защитника Отечества), потом, спустя буквально пару дней, 9 мая - День Победы. И соответственно, по традиции, в казахстанских масс-медиа появляется масса материалов, так или иначе касающихся этих дат. Причем, уже никого не удивишь тем, что в духе, так сказать, плюрализма мнений, выходят в свет материалы, которые подвергают жесткой деструкции эти праздники. Например, нашумевшая передача видео-подкаста AIRAN, где четверо собеседников беспощадно раскритиковали 9 мая — «День Победы в Казахстане — культ войны и карнавал смерти? Мухтар Тайжан, Досым Сатпаев». Читатель вправе спросить: при чем тут русскоязычный подкаст, как он «залетел» в обзор казахскоязычных СМИ? А при том, что мы говорим об определенной тенденции, которая вовсю прослеживается не только в русскоязычных масс-медиа, но и в тех, которые вещают на государственном, т.е. казахском языке…
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Паводки и мажилисмены: депутаты выехали в пострадавшие регионы
ММА для особенных детей — необычный центр работает в Астане
Ахметбек Нурсила: Быть бедным – это тяжкий грех
Более того, мы сообщаем об аналогичном контенте на казахском языке, который «шагает еще дальше». В том смысле, что в нем отвергается не только 9 мая, но и 7 мая! Известный исследователь истории движения «Алаш-Орда» Султан-Хан Аккулы на ютуб-канале Qasqa Jol / Қасқа жол высказался в том смысле, что он не считает ни 7, ни 9 мая праздниками. И потом подробно разъясняет свою позицию, опираясь на некие исторические аргументы. Например, он считает, что День защитника казахского Отечества должен праздноваться 27 июня. Именно тогда, летом 1918 года алашевцы за подписью Алихана Букейханова основали Военный Совет, который возглавил бывший штабс-капитан, кавалер нескольких орденов Российской Империи, Хамит Токтасынов. Именно от этой точки надо отсчитывать День защитника – т.е., ему должно быть 106 лет, а не как сегодня – 32 года…
А если говорить о праздновании независимости Казахстана, то справедливее было бы вести отсчет не с рубежа распада СССР, а с 5—13 декабря 1917 года. Это когда в Оренбурге состоялся всеказахский съезд, утвердивший автономию (уничтоженную документально большевиками в 1920 году). Тогда получается казахскому государству - если считать от первой попытки - набирается 107 лет. Разумеется, при таком подходе пропадает и 9 мая. Советский этап истории казахов Султан-Хан Аккулы рассматривает исключительно в негативном и отрицательном смысле. Пересказав в этом духе историю Второй Мировой войны журналисту Жамбылу Зейнолле иначе, нежели это преподавалось в советское время и преподается в нынешнее, суверенитетное.
Вкратце это выглядит так: обиженные на Европу немцы вошли в альянс со сталинской империей, выросшей на костях Российской, и договорились перекроить карту Европы, образовавшуюся после Первой Мировой. Но в какой-то момент Гитлер понял военную слабость Советского Союза и решил «хакнуть» слабого союзника. В силу определенных причин он ошибся и Германия вновь проиграла международной коалиции. На этот раз еще более масштабную Вторую Мировую войну, вслед Первой. Что касается СССР, то в нем притеснялись все, но более всего всегда умалялись нерусские народы. На войне это выглядело как недооцененные, по справедливости, примеры проявляемого героизма со стороны солдат и офицеров из числа тех же казахов. В этой связи были названы имена Рахимжана Кошкарбаева и Бауржана Момышулы.
Далее интервьюируемый вспоминал прегрешения СССР в войне, в которой Сталин вместе с Жуковым воевали, не считаясь с людскими потерями, которые просто поражают любое воображение. Точно так же действовал Союз в Афганистане в 1980-х годах. Кстати, сам Султан-Хан Аккулы тогда без малого два года сам бывал в воюющем Афганистане и сказал, что потери ограниченного контингента советских войск сильно занижены. На самом деле, учитывая рельеф местности, характер боевых действий, там погибло советских солдат под сто тысяч…
Абьюз во всех направлениях
Тема абьюза сегодня одна из ключевых в повестке общественной дискуссии. Это нашло отображение в законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей», который вступит в силу 16 июня 2024 года. Его еще называют «Законом Салтанат» — как отсылка к громкому судебному процессу по делу убийства гражданской супруги бывшим высокопоставленным чиновником Куандыком Бишимбаевым. И он еще не закончился. В одном из СМИ новый закон обозначили как призванный бороться с «мужским шовинизмом». Однако не так уж и редко страдают мужчины — от женского абьюза.
Об это говорит и приводит примеры такого рода психотерапевт Мұхамед Алязұлы. К нему обращаются лудмоаны, наркоманы и люди, которых третируют близкие. Портал Nege опубликовал интервью с этим специалистом под красноречивым названием: «Абьюз әйел спортшы күйеуін жүндей түткен» - «Абьюз со стороны жены просто загнал мужчину, бывшего спортсмена».
Еще 30 лет назад такого явления, когда абьюз направлен на человека со стороны женщины, практически не было. А сейчас появились и обратные примеры. Процент вроде небольшой, но он постоянно растет.
Известно, что целью любого абьюза является подавление и контроль, ну, а всякие виды так называемой техники абьюза — это, по сути, манипуляции. Такие манипуляции используют некоторые женщины из-за того, что порой не в силах выстраивать нормальные отношения. Они начинают из собственного представления о комфорте, о безопасности, эгоистически вести себя. Создают постоянно ситуации, когда идет обесценивание партнера, который, напротив, ее по-настоящему любит. Одна такая женщина, постоянно скандалящая, противопоставляющая детей против отца, довела своего мужа до нервных срывов и прихода к психологу за помощью…
Манипулирование через давление могут оказывать даже дети! Пятнадцатилетняя дочь извела своих родителей всякими угрозами что-то вытворить с собой, если они не будут потакать ей во всем, что ей взбредет в голову. Понятно, что тут наверняка есть и вина родителей, упустивших что-то в воспитании своего единственного ребенка. Это какой-то бич современного времени. Но ведь раньше, когда и люди попроще жили, и в семье был не один ребенок, а несколько, ни о каком таком едва ли не девиантном поведении и речи не было.
Фото из открытых источников