«Геноцид казахов». Которого не было» – это название относительно новой книги российского, а точнее, сибирского «историка» Дмитрия Верхотурова. Сейчас наблюдается вторая волна протестов против нее, в большей степени напоминающая формулу «не читал, но осуждаю». Вполне оправданная реакция общества, однако, по сути, ничего другого казахи ответить не могут. Почему такое происходит и чем это чревато?
Немного об авторе
Сразу скажем, что мы не собираемся останавливаться на фигуре Дмитрия Верхотурова, но несколько слов сказать надо для общего понимания ситуации. Равно как и подвергать детальной критике саму книгу, для этого существуют другие площадки и методы. Однако следует отметить, что называть ее историческим исследованием было бы неправильным – это, скорее, раздутый качественный пост на заданную тему (это нисколько не означает, что мы осуждаем, не читая). Дело в том, что Верхотуров в введении к своей книге упоминает Меморандум, выпущенный Форумом «Жаңа Қазақстан» почти три года назад, а автор этих строк был его инициатором. Но вступать в полемку мы сейчас не намерены, порассуждаем о самом факте появления этого «труда».
Итак, Дмитрию Верхотурову всего 40 лет. Двацать лет назад он «занялся литературой», а с 2005 года (сами считайте, сколько ему было) вдруг сделался «специалистом по Центральной Азии», причем с упором на Казахстан, и уже через три года он выпускает книгу «Казахстан ближайшего будущего». Она издается в Астане и, наверное, понятно, какое будущее там нам предречено, а если теряетесь в догадках, то речь идет о развитии авиапромышленности, доброй нефтезависимости, выхода на глобальную арену (сразу после председательствования в ОБСЕ) и другие приятные для утопистов вещи. Кроме этого, из-под его пера вышло с десяток книг, в почти половине из которых в названии упоминается Сталин. В положительном свете, разумеется, а один раз даже с призывом к Путину, чтобы он учился у Иосифа Виссарионовича. И еще один штрих: в 2014 году Верхотуров организовал так называемый «Институт коммунизма».
Можно было еще поглубже залезть в его «красную» биографию и рассказать о том, кто может являться споносрами его «исследований», но в таком случае мы уйдем в другую сторону. Что же касается его последнего труда, то он вышел в свет в январе этого года и уже тогда наделал шума в нашем обществе. Но по большей части шум этот был только вирутальным, что по большому счету лишь придало очков горе-писателю и позабавило его кураторов; чего они, в принципе, и добивались. Сам Верхотуров тогда, в начале 2021-го, в ходе пресс-конфренции сказал, что реакцией историков Казахстана на его книгу – молчание, а потом чуть ли не с гордостью подцеркнул: «Название книги уже вызвало истерику у казахских национал-патриотов. Они писали письма и flip.kz снял ее с продажи» (цитата с «Зоны.КЗ»).
Не просто так
Если коротко про саму книгу, если кто не в курсе, то причиной голода в Казахстане была не коллективизация (читай, не большевики и Сталин с Голощекиным), а баи, потерявшие все, и врощенные в конфликт рядовые кочевники. В общем, это некая смесь не самой качественной советской пропаганды, передергивания фактов и откровенных фейковых выбросов. Такого полно в социальных сетях, желто-красной прессе и специализированных группах различных «интернационалистов-шовинистов». Можно было не обращать внимания на этот выброс, даже если он был выпущен на бумаге и в твердом переплете, но нужно посмотреть на это дело с другой стороны.
Примерно такие же книги появлялись в нулевых годах по теме голодомора в Украине. Правда, их было на порядок больше, и сделаны они были более солидно, с участием именитых историков, а не руками сибирского блогера. Но следует учитывать, что украинцы долго и планомерно шли к международному признанию геноцида: основа этому была положена в 80-е годы эмигрантами в США и Канаде, а при Незалежности получила новый импульс, особенно при Ющенко. Казахстан же не спешит что-то официально делать в этом направлении, если не считать открытия пары памятников, дежурой речи первого президента и хайповых заявлений (без каких-либо конкретных дел) партии «Ак жол».
Но и Верхотуров не простой и не совсем тупой исполнитель. На упомянутой пресс-конфренции он, кроме прочего, сказал: «В ближайшие годы тема голодомора будет нагнетаться и расширяться по украинскому сценарию, но реакция России будет более жесткой из-за полученного опыта». А потом уже чуть ли не открытым текстом пригрозил: «Россия, как большая держава, не ввязывается в полемику, но тех же украинских «голодоморщиков» обрезали в территории. Грузию тоже. Армения за плохое поведение в отношении России потерпела унизительное поражение. Россия памятливая держава, но отвечает она в подходящий момент».
После этих слов, действительно, совсем не обязательно читать книгу Верхотурова и пытаться заниматься научной полемикой. Во-первых, потому что историком его назвать трудно. Можно подумать, что наши ученые просто решили, что он им не ровня, и это по большому счету правильно. Но дело в том, что отечественная историческая наука ничего не может сделать без «одобрямса» из Нур-Суултана. Конечно, есть немало независимых историков, которые многие годы работают по этой теме, но им либо не дают развернуться, либо их исследования проходят строго в установленных рамках. При которых шаг вправо или влево могут принять за разжигание социальной розни и стремление обидеть «старшего брата».
Во-вторых, сам автор отрицания геноцида, говоря про нагнетание обстановки и стремления политизировать ее, сам это делает, даже не замечая этого. А может быть и замечает, делая это намеренно. Рассуждая с этой точки зрения, можно легко прийти к выводу, что книга Верхотурова является продуманной провокацией с целью выявить агрессию одной части казахского общества и подразнить другую. Такие провокации уже стали обычным оружием прокремлевской пропаганды, причем оружием действенным, которое работает всегда и во всем, начиная с банально-бытовых выпадов в сторону госяызка Казахстана и заканчивая сепаратистскими лозунгами.
Суть глубже
Но в данном случае есть и другой вариант. Дело в том, что это был не просто пост в фейсбуке, а труд с претензией на научное исследование. Это дополнительные карты в руки нынешней кремлевской идеологии, в которой есть и пункт об «артподготовке» и «научной базе» этой идеологии. Проще говоря, это своеобразный превентивный удар и одновременно набор аргументов против национал-патриотов Казахстана или его политиков, если они все-таки вздумают поднимать вопрос голодомора на политический уровень. То есть даже если в соцсетях или на площадке мажилиса вновь начнут говорить о геноциде казахского народа в начале 1930-х годов, то даже у местных оппонентов будет готова ссылка на книгу Верхотурова – мол, вот, научно доказано, что не было голодомора, а следовательно и геноцида, и все желания нацпатов или кого-либо еще раскачать эту тему могут закончиться «крымско-донбасским сценарием», но уже в более серьезных масштабах.
Что на это ответил Казахстан? Ничего. «Сибирский блогер» оказался прав: молчание, которое может расцениваться, как согласие. Точно также, между прочим, было пять лет назад, тогда, в 2016 году, к 100-летнему юбилею национально-освободительной войны в Казахстане и Кыргызстане МГУ провел серию научно-практических конференций в Москве, Алматы и Бишкеке. Были также изданы две книги – сборники научных статей и документов, среди авторов которых оказались и сотрудники Института истории имени Шокана Уалиханова. Если коротко, то смысл этих меропритий сводился к тому, что это была вовсе не война, а небольшие стычки, вызванные перегибами на местах. А что тогда сделали мы? Были ли какие-то официальные мероприятия? Опять ничего и никаких. Если не считать нескольких асов-поминок районного масштаба, ну и традиционных постов в фейсбуке.
На заре независимости, в 1992 году, Верховный совет РК сделал несколько шагов к признанию голодомора актом геноцида, но дальше дело не пошло, хотя тогда это можно было сделать «как по маслу». Ведь еще были живые реальные свидетели лихой годины, которые могли бы дать показания в суде. Это можно было сделать еще тогда, когда в УК РК появилась статья «геноцид», но и на тот раз был упущен случай. Зато в 2018 году, после обнародования Форумом «Жаңа Қазақстан» меморандума о признании геноцида казахского народа, возбудились все – как те, кто поддерживает эту идею, так и ее ярые противники, как внутри страны, так и за ее пределами.
Можно и дальше развивать эту тему, но мы пока остановимся на этом. Отметим лишь тот факт, что молчание казахов не только дает дополнительные козыри в руки тех, кто хочет возродить (а заодно и реабилитировать) Советскую империю, но и укореняет в нас «синдром младшего брата», хотим мы того или нет.
А в заключении приведем еще одну цитату Дмитрия Верхотурова: «Сейчас получается, что казахи – это терпилы, которые умерли от голода. На мой взгляд, казахи не заслуживают такой славы». Можно сколько угодно обижаться на эти слова, угрожать автору тем, что скормит его книгу всухомятку или заполнить гневными комментариями все соцсети. Но нужны другие ответные меры, начиная с качественных исторических исследований с подключением инстранных ученых, для чего необходимо открыть архивы, которые до сих пор находятся вне поля зрения наших историков. А пока следует признать, что мы не сумели «держать удар». Даже этот, упреждающий...