Политика

Команда президента. Часть I

Мурат Халилов

08.04.2024

В определенных кругах сложилось такое мнение, что у действующего президента нет своей команды, что является корнем неких проблем существующей власти. Причем, такого мнения почему-то придерживаются и некоторые политологи, которых трудно назвать оппозиционными. Но как обстоит дело на самом деле? Почему бытует мнение, что у Токаева нет никого на «скамейке запасных»? Как смотрит на кадровую ситуацию в Казахстане Запад? Попробуем разобраться, но при этом сразу оговоримся – не будем называть имен, а лишь покажем общую картину.

Начнем со времени, которое у нас окрестили «периодом двоевластия». Сразу же надо отметить, что это в корне неправильная трактовка – особенно, если исходить из классической трактовки этого понятия. Не вдаваясь в ее понятия, скажем, что двоевластие – это противоречие в управлении государством, построенное на совершенно разных принципах и механизмах этого управления. Этого в Казахстане никогда не было.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Курултай и внешняя политика

Мышление и свобода слова

Митинговый экзамен

Но следует подчеркнуть, что Токаев изначально не собирался набирать себе команду и формировать окружение. По крайней мере, как это принято считать. Тут, вообще, происходят странные вещи – когда даже независимые и порой оппозиционные политологи и «аналитики» говорят о том, что у большого человека обязательно должна быть команда. Это, мягко говоря, нехороший пережиток, который настолько въелся в нашу жизнь, что стал чуть ли не правилом. Уже никого не удивляет, когда новый министр и аким тащит за собой преданных замов, руководителей аппаратов и так далее – вплоть до секретарей. Впрочем, если пример с секретаршами вполне объясним, то со всеми другими нужен субъективный подход – может или нет работать конкретно на том или ином фронте.

Но мы немного отвлеклись. Мы не откроем большого секрета и не «подставим» политическое кредо Касым-Жомарта Кемелевича, если скажем, что до 19 марта 2019 года у него вовсе не было никакой команды не только по лекалам Левобережья, но и в целом. Некоторые могут посчитать это «минусом», другие отмечают, что именно этот фактор стал основополагающим при выборе преемника прежним президентом, но на самом деле нужен немного другой ракурс для понимания. Он, в принципе, простой.

Дело в том, что под словом «команда» в данном случае у нас принято понимать что-то вроде клана, связанного не только родственными отношениями и землячеством, но и некими политико-финансовыми скрепами. Немаловажен в клане и пресловутый фактор преданности, от которого, кстати, никак не могут отвыкнуть некоторые большие чиновники и многие политологи (когда оценивают происходящие в политике процессы). Но Токаев изначально вел кадровую политику, исходя, если так можно выразиться, из фактора личной преданности делу, а не ему самому.

Об этом Токаев говорил и ранее – прямо или намеками, но в январском интервью газете EGEMEN QAZAQSTAN он коротко сформулировал эту мысль так: «Мне не столько важна личная преданность подчиненных, сколько их приверженность идее построения Справедливого Казахстана». Там же президент дал пояснения по поводу того, каким должен быть чиновник-госслужащий: «Для меня принципиально важно, чтобы государственные служащие были не просто профессионалами, безупречно исполняющими свои прямые обязанности, а проявляли инициативу и личным примером доказывали полезность и необратимость перемен. Они должны иметь соответствующий багаж знаний и компетенций, обладать высокими человеческими качествами, быть собранными, дисциплинированными».

Что касается требований, руководителям всех уровней, то это, по его словам, отталкивается от их способности «держать руку на пульсе общественных настроений и событий, слушать и слышать чаяния людей, своевременно и результативно реагировать на них, принимать правильные решения». «Они должны следовать принципу «не человек для государства, а государство для человека», – подчеркнул глава государства. Все, как говорится, коротко и ясно.

Токаев также дал пояснения по поводу нового поколения в управление страной. Понятно, что он постоянно уделяет внимание молодежи, причем, не только в рамках пополнения рядов чиновников, но и в целом – по проблемам и перспективам всех молодых людей. И тут как раз необходимо напомнить о Президентском молодежном кадровом резерве (ПМКР), инициированный Токаевым еще в 2019 году и ставший одним из его первых публичных проектов, который явно показал отношение нового президента к методам управления государством. Напомним, что отбор в ПМКР проводится раз в два года, и на сегодняшний день уже более 260 резервистов трудоустроены на различные позиции в государственных органах и квазигосударственном секторе, в том числе и на высших политических постах. Но это так, к слову.

Исходя из этого нужно подходить к распространенному мнению, что у Токаева «короткая скамейка запасных». Просто надо понимать, что тактика «с ходу в бой» совершенно не подходит для политических назначений. Более того, она может пагубно отразиться на процессах, проводимых в стране, в том числе, касательно социальных, экономических и политических реформ. Сам Касым-Жомарт Кемелевич, говоря о подобных мнениях, сказал: «Это большое лукавство, имеющее конечной целью дестабилизацию и подрыв государственности, а поспешность может привести к непоправимым последствиям». Тут и добавить нечего.

В общем, команда-клан Токаеву попросту не нужна – хотя бы потому, что он не «цепляется за власть», как думают некоторые не очень разумные наблюдатели. Кстати, идею однократного семилетнего срока он высказывал в закрытых дискуссиях еще 15 лет назад, но тогда это предложение не поддержали. То есть, еще в то время будущий президент понимал, что необходимо отталкиваться от истоков вертикали власти, раз уж у нас президентская республика.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод, что команда президента – это все прогрессивное общество. При этом совершенно не обязательно полностью разделять его позицию по тем или иным моментам. Главное – стремиться к созданию справедливого государства. В этом смысле вряд ли в нашем обществе найдется большая прослойка тех, кто не согласен с такими тезисами.

Но при всем при этом нельзя закрывать глаза на то, что отдельные личности при большой и не очень власти почему-то продолжают жить по старым правилам. Это выражается и в том, что они таскают за собой свои команды, больше заботятся о себе и своем благополучии, а не концентрируясь на возложенных обязанностях, и так далее. Тут, как нам кажется, один президент (пусть даже вместе со своей Администрацией) не справится – нужна инициатива от общества и СМИ, которые показывали бы таких чиновников. Благо, что закон об общественном контроле вступил в силу и дает этому самые широкие возможности. В этом плане можно и нужно сконцентрироваться на невыполнении или ненадлежащем выполнении поручений президента. Поручений, приказов и даже просьб. Синонимом этих понятий тоже можно назвать слово «команда» – как призыв к действию. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте

НОВОСТИ | 21.11.2024

Экстрадированному из РФ казахстанцу грозит пожизненное

ГЕОПОЛИТИКА | 21.11.2024

Санкционные противоречия и Казахстан