Политика

Петроглифы. О чем сказал Токаев

Мурат Халилов

26.03.2024

Далеко не все из сказанного президентом Токаевым на Курултае в Атырау получило широкое обсуждение в обществе. Независимые СМИ, да и околовластная пресса обратили внимание лишь на наиболее громкие темы, хотя, по нашему мнению, они не подлежали иерархии по важности и первостепенности. Просто на некоторые моменты, отошедшие на второй план, нужно обратить особое внимание, немного разъяснить и выставить.

Уже не в первый раз глава государства (впрочем, не только он, но и другие) обращает внимание на Курултае на проблемы и направления развития, связанные с историей и археологией. Вообще, сами места проведения этих съездов, по большому счету, отталкиваются именно от важных вех в национальной истории. В этом, наверное, особых пояснений не нужно – Улытау, Туркестан, Сарайшык, Бурабай. Но все же некоторые моменты из доклада Касым-Жомарта Токаева на Третьем Национальном курултае нуждаются в некоторой расшифровке. И поговорим мы о петроглифах.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Курултай и внешняя политика

Мышление и свобода слова

Митинговый экзамен

Для начала следует понять, что петроглифы – это не просто наскальные изображения и их ни в коем случае не стоит воспринимать как древнее произведение искусства. Нет, конечно, это искусство, но почему-то некоторые считают его примитивным, по сравнению с тем, что сейчас можно лицезреть в картинных галереях. Можно хотя бы исходить из того, что во времена палеолита росписи в пещерах (мамонтов, бизонов и охоты на них) были выполнены мастерски, в эпоху бронзы петроглифы стали максимально схематичными, а вот в скифо-сакский период (когда жил «Золотой человек») они оказались изящными и выполненными в характерном «зверином стиле».

То есть, это целое направление в археологии, такое же, как изучение древних городов или могильников (курганов), которое несет в себе огромный пласт информации о наших предках. И прав был Токаев, говоря, что Казахстан называют страной петроглифов – к нам едут ученые с Европы и Китая, Америки и Японии только для того, чтобы принять участие в исследованиях. А если поконкретнее, то упомянутый им Ешкиольмес – это, по сути, небольшой горный хребет на правом берегу реки Коксу (Жетысу), в двух дюжинах ущелий которого разбросаны более 10 тысяч наскальных изображения. Причем, археологи и энтузиасты постоянно находят новые. Например, сравнительно недавно была обнаружена примечательная сцена нападения трех лучников на огромного великана. Только по этому изображению можно было написать отдельный труд, хотя, отметим, что все подобные артефакты нужно рассматривать вкупе с другими (даже разными по хронологии), а также с находящимися поблизости памятниками археологии – древними поселениями, некрополями, святилищами и так далее.

Арпаозен в Южном Казахстане – это настоящая «картинная галерея» в Южном Казахстане, впервые выявленная и описанная еще полвека назад. Здесь тоже встречается большое количество различных сцен жизни наших предков (в основном – эпохи бронзы) – бытовые, боевые, охотничьи, ритуальные и даже сексуальные. Хоть много зафиксировано, но в полной мере еще не изучены рисунки в пещере Сауыскандык – там работы на многие поколения казахстанских (да и зарубежных) историков. Понятно, что список петроглифов, озвученных президентом, неполный – только перечисление заполнит половину этого материала. Кроме этого, можно было обратить внимание на выявленные геоглифы (как на острове Пасхи, например), которые в большей мере подверглись уничтожению «благодаря» хозяйственной деятельности человека.

Поэтому был правильно сделан акцент на том, что эти и другие памятники находятся в опасности. Безусловно, здесь не следует «рубить с плеча», причисляя к «всемирному наследию» все то, что так или иначе связано с археологией. Коротко говоря, в этом вопросе много различных нюансов, с которыми в полной и комплексной мере могут разобраться только специалисты. То есть, эмоции и хайп, а главное – бизнес и коррупцию здесь необходимо исключить полностью. Не вдаваясь в тонкости ремесла, скажем, что соответствующие изменения в законодательство здесь точно потребуются.

В этом плане главе государства правильно доложили, и он точно сделал на этом акцент. Это касается и лицензирования раскопок. По словам Касым-Жомарта Кемелевича «дельцы от археологии» «за огромные деньги дают псевдонаучные заключения строительным фирмам о том, что тот или иной участок земли якобы не имеет историко-археологического значения». Тут необходимо отметить, что некоторое время назад закон об использовании памятников истории и культуры уже претерпел существенные изменения. Там положительного было больше, но появились и отрицательные моменты – некоторые нормы позволили обходить моменты с признанием памятника неприкосновенным. Скажем, археолог может сделать заключение, что тот или иной курган не имеет большого значения, но при этом нужно провести так называемые охранные раскопки, а не просто его сравнять бульдозером. К слову, такая практика была в начале «нулевых» в Алматы, да и по всему Казахстану, когда на месте памятников археологии возникали дворцы нуворишей, торговый центры или напрямую прокладывался газопровод.

Но есть такие памятники, которые не подлежат уничтожению или переносу (как те же петроглифы). Они должны рассматриваться в комплексе со всем другим, находящимся вокруг. Ведь, как упоминалось выше, группа ценных петроглифов может располагаться рядом с древним святилищем, поселением и (или) некрополем. Поэтому в таких случаях, говоря языком археологов, необходимо устанавливать охранную зону с полным запретом какого-либо строительства в радиусе от сотни метров до нескольких километров. В общем, только так можно спасти памятник и передать его последующим поколениям.

Что касается «черных археологов», то можно только поаплодировать тому, что эта проблема впервые была поднята на столь высоком уровне. Между нами говоря, об этом по каким-то непонятным причинам не говорили даже на уровне научных симпозиумов и «круглых столов», тогда как проблема близка к катастрофической, а ее корни тянутся к середине 90-х годов прошлого века. Многие могильники Жетысу, Южного Казахстана, ВКО и других регионов были разграблены. Даже страшно представить, что добычей грабителей (по-другому их не назовешь) стали артефакты, наподобие «Золотого человека».

«Дошло до того, что ценные находки, найденные на территории Казахстана, обнаруживаются в частных казахстанских и зарубежных коллекциях, а также среди экспонатов разных музеев мира», – с горечью заявил президент Токаев. Скажем больше – к этому приложили руки некоторые представители высшего эшелона власти из старого Казахстана. Занимая высокие посты и имея прямой доступ к тому, что делают археологи, они прибирали себе наиболее ценные находки, в лучшем случае, оставляя музеям копии. Отметим, что при этом они позиционировали (а некоторые до сих пор позиционируют) себя как истинные патриоты и хранители национальной истории. Впрочем, последнее правда – они действительно хранят артефакты, но только в своих частных и закрытых для всех коллекциях.

А напоследок не можем не затронуть еще одну тему, поднятую главой государства. «Важно активизировать работу по возвращению в Казахстан исторических артефактов из зарубежных музеев. Если такая возможность отсутствует, необходимо сделать для отечественных музеев их точные копии. Думаю, члены Курултая, являющиеся депутатами мажилиса от разных фракций, приложат усилия для решения этих вопросов», – сказал он. Тут, наверное, дополнительных комментариев не нужно. Хотя отметим, что для начала хорошо бы включить в состав Курултая хотя бы пару настоящих археологов-практиков, а не чиновников от археологии (таковые тоже есть).

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Патриотизм daily. Часть II

Патриотом быть обязан?

Вернуть искусство народу

В этот день. Время последних

В интересах Родины: полезные союзы

В интересах Родины

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 25.09.2024

Патриотизм daily. Часть II

ОБЩЕСТВО | 24.09.2024

Патриотом быть обязан?

ЭКОНОМИКА | 26.09.2024

Газовая модернизация Казахстана: ключевые показатели

ОБЩЕСТВО | 25.09.2024

Сложный путь Казахстана к чистоте — вынужденные корректировки

НОВОСТИ | 29.10.2024

Почти 230 млрд тенге должны казахстанцы ломбардам

НОВОСТИ | 29.10.2024

Медицинские услуги подорожали в Казахстане