Культура

Что ты вьешься над моею головою?

Константин Козлов

20.03.2024

Театр АРТиШОК представил постановку в стиле «театра художника». В моноспектакле Галины Пьяновой «Ворон» важнейшую роль играет как раз работа художника, а режиссура и актерская работа выступают скорее фоном, а не наоборот.

Надо сказать, что спектакль необычен хотя бы тем, что литературный материал для него выбран не самый очевидный. Моноспектакли часто играют, само собой, по пьесам, нередко по повестям и рассказам, иногда по одной из сюжетных линий большого романа, но крайне редко - по стихотворению.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В «АРТиШОКе» представили антиутопическую постановку про будущее Казахстана

Станет ли Алматы центром театральной эмиграции

Исповедь понаехавших. В Алматы поставили спектакль о релокантах

Здесь же для постановки выбрано стихотворение Эдгара Аллана По.

Стихотворение довольно короткое. Напомним, по сюжету «Ворон» начинается с того, что неназванный рассказчик сидит декабрьской ночью за чтением старинных книг, чтобы забыть об утрате своей возлюбленной, Ленор. Он слышит стук в дверь, но, открыв её, никого не обнаруживает. Вскоре стук повторяется, исходя от окна. Герой открывает его, впуская в комнату ворона, который, не обращая внимания на человека, садится на бюст «Паллады». Сначала будто в шутку герой расспрашивает имя птицы, потом, приняв ее то ли за демона, то ли за злого пророка - в общем за нечистую силу, вопрошает ее о своей возлюбленной: сможет ли он к ней вернутся, а потом сможет ли он ее забыть? И на все вопросы птица отвечает одним лишь словом: «Никогда».

Как известно, Эдгар По считается одним из создателей «страшного жанра» в мировой литературе. Когда спектакль начинается, мы действительно посредством звуков декорации и прочих художественных атрибутов погружаемся в мрачную атмосферу Соединенных Штатов середины 19-го века. однако чем дальше тем больше мы видим пародию на старую добрую викторианскую Англию. Она хорошо знакома всем, кто любил смотреть советские экранизации английских классиков того времени, да и сама исполнительница главной роли Галина Пьянова не скрывала, что в огромной степени вдохновлялась «Приключениями Шерлока Холмса и доктора Ватсона» при создании атмосферы спектакля.

В таком направлении как «театр художника» важно не утомить зрителя. Ведь даже аудитория такого продвинутого театра как «АРТиШОК» не всегда может быть готово к постановке, построенной не на тексте, а ровно на противоположных выразительных средствах. Ведь по сути это микс жанров пантомимы, кукольного театра перформанса и буффонады. К слову, постановщик спектакля Антон Болкунов исповедует как раз такой стиль: минимум слов, больше средств художественного самовыражения. Но самое главное - задача выполнена. Зритель не начинает скучать: временами ему смешно, временами страшно, временами он хочет рассмотреть и разгадать ребус, созданный режиссером. И все это точно и вовремя. Потому как еще ты лишние пять минут и уже стало бы скучно. А закон любого произведения искусства гласит о том, что любой жанр хорош, кроме скучного.

Фото: Театр АРТиШОК


Константин Козлов

Публикации автора

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

И нужен нам берег турецкий!

Читаем сами. В Казахстане бум формата театральных ридингов

Алматы, который мы не знали

Тектурмас. Хадж по-советски

Верненские магнаты: жизнь и судьба

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии