Вообще, конечно, спектакли на актуальную общественно-политическую повестку сегодня в Казахстане не редкость. Так, недавно, Независимый Экспериментальный Театр «Арт-убежище BUNKER» отрефлексировал на тему январских событий 2022 года своей постановкой «Шах и мат». А театр «2act» решил взять для арт-исследования феномен релокации. Надо сказать, что тема оказалась весьма злободневной, судя по горячей (иногда и чересчур) реакции зрителей.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Что представили театральные постановки февраля
Оборотни Байконура: из прошлого в настоящее
Спектакль называется «Здесь - Алматы». По форме он представляет собой документальную драму. То есть в ее основе - не пьеса, а нон-фикшн. А именно реальные истории переехавших в Казахстан людей из России и Украины.
Играют в спектакле как казахстанские актеры, так и актеры-релоканты. Им тоже есть что рассказать о своём переезде в Казахстан, но спектакль, конечно, не о них. Начинается он с пересказов историй простых россиян, живших обычной заурядной жизнью, и никогда не помышлявших ни о каком переезде. Многие из них были вполне аполитичными и не вдумывались в суть происходящих событий. Далее истории многих разнятся. До кого-то суть того, что происходит дошла уже 24 февраля или даже раньше, а для кого-то в сентябре, когда началась мобилизация. Во многих историях рассказываются подробности сложных (и не очень) переездов с многочасовыми простоями на границе, с трудным поиском жилья. Почти все истории переехавших сходятся на том, что они даже не представляли насколько в Казахстане может быть хорошо и свободно. От возможности говорить то, что думаешь до популярных банковских приложений, многократно облегчающих бытовые моменты. В некоторых рассказах фигурирует доброжелательность казахов, готовность помочь. Хотя имеется и история о том, как герою чуть ли не в лицо говорили: «Гнать вас надо, понаехавших!». Впрочем, судя по этому рассказу, особо буферно товарища успокоили свои же.
Надо сказать, что в первые несколько минут спектакля может сложиться впечатление, что постановка построена целиком на историях релокантов, которые обильно представлены в соцсетях. Как их тут тепло встретили, оказали помощь. Как сами релоканты удивились развитости Казахстана, о чем, живя в России эти люди даже не догадывались. Однако это представление постепенно развеивается. Истории более чем разные. Монологи представляют переработанные под сценическую версию интервью с реальными людьми. И рассказы этих людей далеко не всегда столь благостны. Более того, очень многие зрители довольно остро реагируют на то, что происходит на сцене. Несколько зрителей покинули спектакль, а некоторые еще и громко высказали свое недовольство прямо из зала. Причем судя по репликам, эти люди довольно активно смотрят российское телевидение. Получается, что общественный раскол можно наблюдать прямо в зрительном зале спектакля «Здесь - Алматы».
Также весьма неоднозначную реакцию у зрителей вызывает и монолог российского казаха, который крайне отрицательно настроен к релокантам. Персонаж считает, что релокантами руководит только корысть, что им свойственна неблагодарность, что пускать их сюда нужно только по квотам, и при обязательстве в кратчайшие сроки выучить язык.
Еще один немаловажный лейтмотив спектакля – взаимоотношения героев с родителями. На этом месте в зале всегда царит оживление. Тут истории разнятся – от полной поддержки отъезда до проклятий «предателей родины и фашистов». Бывает и по-другому, когда родственники поддерживают отъезд, при этом продолжают одобрять «спецоперацию».
Самый щемящий момент – рассказ о судьбе двух влюбленных из России и Украины. Учитывая то, как ожесточаются нравы, как за последние полтора года максимально расчеловечили друг друга россияне и украинцы, эта история дает нам надежду, что в этом мире не все потеряно.
Отдельного внимания заслуживает история персонажа, которого все-таки призвали и который успел даже послужить, чудом покинуть и военную часть, и страну. Его истории об армейском бардаке и о подлинном отношении российских военных к начальству, власти, войне требуют отдельной инсценировки и даже экранизации. А названием ее может быть объяснение, которое военные давали на вопрос: «Зачем вы все это делаете, раз вам так это не нравится?». «Приказали – значит надо!». Дополнения, думается, излишни.
К слову, с момента первой весенней редакции прошло уже полтора года, с момента осенней - почти год. А все герои спектакля по-прежнему живут в Алматы.
Можно долго пересказывать подробности, но, как говорится, лучше один раз увидеть и сделать выводы самому. Одно точно – театральное пространство Алматы остаётся одним из самых свободных сфер города где возможны и споры, и дискуссии, и полемика. Из того и складывается картинка.
«Это попытка его (время) сфотографировать – какое оно есть здесь и сейчас в Алматы. Здесь представлена палитра мнений касательно страны, города, событий и жизненных ситуаций. Мне как режиссеру хотелось бы, чтобы каждый зритель в этих историях нашел созвучное себе. Мы хотели, чтобы люди стали друг друга понимать чуточку лучше. К тому же это терапия не только для зрителей, но и для людей, у которых мы брали интервью», - рассказывает режиссер спектакля Виталий Шенгиреев.
Фото: Константин Козлов