Культура

Оборотни Байконура: из прошлого в настоящее

Маргарита Григорьева

17.02.2023

Пресс-показ спектакля-мистерии прошел в независимом экспериментальном театре «Арт-убежище BUNKER»

В течение трех часов зрители следили за событиями на борту космического корабля «Крылья-2» после того, как корабль стартовал с площадки космодрома «Байконур». Два советских космонавта, Жучка, птичка, игуана и какой-то Чарлик улетели выполнять секретное космическое задание.

Пьесу «Оборотни Байконура» Андрея Вишневского, одного из самых фантастических драматургов, поставил Игорь Макаров. Это первая в Алматы постановка полномасштабного спектакля выпускника Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. На этой же экспериментальной площадке Макаров продолжил вести свой проект поэтического сообщества «Жабо между Эгоистами». Спектакль «Оборотни Байконура» – очередной совместный опыт актеров алматинского театра АсАбАлАр с российскими коллегами на арт-площадке BUNKER, которая находится в настоящем бомбоубежище, построенном в 1956 году, за пять лет до первого полёта человека в космос.

Мистическая пьеса написана в начале 1990-х, как попытка драматурга пересмотреть с личного ракурса историю о крушении советской империи и перерождении души. Космонавты вместе с экспериментальными животными кружат на орбите вокруг Земли, где в это время происходит развал огромной Страны Советов. А в тесном жилом отсеке корабля, заставленном клетками с дохлыми животными и их дерьмом, космонавты сосут из тюбиков вштыривающий их кумыс и пичкают им Чарлика. Как в кривом зеркале мы наблюдаем отражение земных процессов у героев на орбите. Они меняются и деградируют с каждым сеансом связи с центром управления полетом.

Многоликий Чарлик своей неопознанностью мучает зрителя до финала. Странный зверь трансформируется то в земных друзей и родственников, то в живые воспоминания токсичных отношений космонавтов с их бывшими. Или это квинтэссенция человеческих качеств обитателей станции командира В.П. Горелова (Юрий Васильев) и бортинженера В.П. Хусаиновa (Артур Асланян), или транслятор всех искаженных посылов с космодрома на «Крылья-2» и обратно.

Те, кто из 90-х, помнят популярность первых телемостов с пропагандой, провозглашенных открытости и гласности. Такой телемост между кораблем и Землей ведет шоумен Чарлик. Его бешеная динамичность отдает современностью, но это придает ускорение всему действию. Исполнительница Чарлика Алина Абилкаламова признается, что для нее телемост стал самой сложной актерской задачей. А неведомую зверюгу Чарлика называет «Оно» – как отражение бессознательного объединенных в единую личность героев с общими инициалами В.П. Как вечный диалог с самим собой в тесной коробке на заданной полетом орбите, где даже суицидальный выход в открытый космос – не решение проблем. А может, Чарлик – демон земной жизни героев, которые пытаются преодолеть изоляцию прошлого.

Спектакль многослойный и показывает зрителю отношения двух человек, которые находятся долгое время в замкнутом пространстве борта «Крылья-2», где их теснят собственные воспоминания, привычки, необходимость делать одни и те же действия и переживать вновь и вновь опыт прошлого, возвращаясь в «день сурка».

Драматизм ситуации подсвечивают проблемы взаимодействия героев из разных социальных слоев, культур и географических точек.

Историко-политический контекст выражен в кадрах документального фильма режиссера Ольги Козловой. Фильм создан для спектакля, но его можно смотреть отдельно, он самодостаточен как документальное отражение процессов распада и появления независимых республик с первыми последствиями разделения – кризис, войны, криминал.

Театральный слой, возможно, смутит не насмотренного зрителя. Спектакль проходит через разные виды театра - от привычного до условно-архаичного и театра иллюзий. От повествования, немного растянутого и, возможно, малопонятного по мистериальному контексту – к иммерсивному. Там зритель попадает внутрь пусть гротескной, но вполне привычной реальности, где ему открывается истинная картина происшедшего.

Режиссер Игорь Макаров считает, что сегодня пьеса особо актуальна: «Каждая картина спектакля – это попытка выбраться из Бордо, замкнутого круга, проклятья прошлого, побороть искушение демонами иллюзий, обрести ясность настоящего и увидеть возможное завтра». Иными словами, СССР давно не существует, но его призрак и сегодня продолжает смердить, как сдохший Чарлик.

Постановку нужно досмотреть полностью. Разгадка кроется в финале. После антракта действие приобретает немного бутафорский, ярмарочный характер. Что очень отрезвляет и возвращает в реальность происходящего с нами здесь и сейчас. И можно сказать себе «а вон-оно-чо…» и выдохнуть все непонятное из себя в пространство настоящего.

Постановка создана минималистичными средствами. Немного смутил деревенский умывальник, из которого льет воду бортинженер в условиях космоса, но в спектакле-мистерии возможно все.

Спектакль дополняют визуальные спецэффекты Марии Манич. Художник - Надежда Лопардина, консультант-педагог по буто - Алексей Красный.

Премьерные показы в BUNKER пройдут с 17 по 19 февраля. Актёры говорят, что после премьеры режиссер уедет и без него спектакль играть не будут, потому что Игорь Макаров также вовлечен во вторую разоблачительную часть спектакля. В роли ходячего телевизора его никто не сможет заменить.

Фото: Павел Токарчук


Маргарита Григорьева

Публикации автора

Денни Деннис, хореограф, педагог и клоун: if you in your head – you dead

Время изменений и вызовов: в Алматы состоялся 19-й Международный PR-форум

Что представили театральные постановки февраля

Оборотни Байконура: из прошлого в настоящее

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 21.06.2024

Допарились — как Казахстан решил очиститься от вейпов

ОБЩЕСТВО | 21.06.2024

Казахский язык: страж духовных ценностей и идентичности

АНАЛИТИКА | 21.06.2024

В этот день. Йога, селфи и солнцестояние

АНАЛИТИКА | 20.06.2024

Лже-батыры казахстанской политики

ОБЩЕСТВО | 19.06.2024

На страже закона и безопасности

ОБЩЕСТВО | 19.06.2024

Волонтер Екатерина Голотина: Чтобы начать помогать людям, не нужны деньги, нужно желание