Общество

Время изменений и вызовов: в Алматы состоялся 19-й Международный PR-форум

Маргарита Григорьева

30.05.2023

Ежегодный PR-Форум в Алматы прошел 26 мая и собрал вместе более ста казахстанских и международных профессионалов сферы коммуникаций. Организаторы конференции – неформальный клуб казахстанских пиарщиков «PR-шы» и агентство PG Communications.

Приятно было стать частью профессиональной тусовки пиарщиков и познакомиться с наблюдениями коллег о том, как за последний год изменился рынок коммуникаций и инфополе в ответ на смену элит и геополитических процессов. Спикеры первой панельной дискуссии представили основные локальные и международные тренды рынка PR, поделились результатами исследований и опросов среди PR-профессионалов и выводами.

Так, Досым Сатпаев, директор группы оценки рисков, частый гость PR-форума, говорил об информационной безопасности и подчеркнул, что давней проблемой Казахстана является серьезная фрагментация инфополя. И она не связана с понятием «плюрализм», она связана «с тем, что у нас серьезный конфликт ценностей с идентичностью», по словам эксперта. Досым Сатпаев назвал такие главные проблемы нашего общества:

  • Глобальная фрагментация общего информационного поля, которая накладывается на внутреннюю фрагментацию казахстанского информационного поля.
  • Второе – нейросети, которые несут потенциальные риски информационной безопасности для Казахстана, потому что конкуренция с искусственным интеллектом в разных странах уже развивается и порождает новые киберугрозы.
  • И третье – информационное поле Казахстана сейчас «как долина смерти. Чтобы ее пройти, нужно быть очень аккуратным и иметь определённые навыки выживания», по словам исследователя. И это очень сильно касается сотрудников PR-служб государственных и коммерческих организаций. То есть, прежде чем начинать PR-кампанию, необходимо ее тестировать на разные уязвимые зоны.

Потому что, утверждает Досым, фрагментация инфополя и мощные конфликты, которые идут внутри страны, наблюдаемая культура отмены сильно повышают риски неправильных действий. По мнению эксперта, PR-кампании сейчас должны быть больше направлены на просветительскую деятельность в среде потребителей и рассматривать потребителей как людей думающих. Думающие образованные граждане будут меньше подвержены фейкам и будут уметь мыслить критически.

Еще один заметный тревожный тренд, на который указал Досым Сатпаев – бум ботоферм. Их появление можно рассматривать как «ответвление слышащего государства». Это не только черта нового Казахстана: она становится элементом геополитических столкновений. «И этот процесс будет усиливаться, что в свою очередь будет создавать еще больше конфликтных ситуаций», - резюмировал свое выступление директор Группы оценки рисков.

Участники Форума обсудили влияние геополитики на внешние и внутренние коммуникации и обсудили, какие навыки и компетенции наиболее востребованы сейчас, какие останутся в тренде в ближайшем будущем.

Гульмира Илеуова, руководитель центра «Стратегия» представила анализ избирателей в предвыборной кампании кандидатов в парламент, где отметила, что низкий уровень активности избирателей был связан со снизившимся уровнем достатка. В 2023 году люди предпочитали деньги откладывать и сберегать на долгосрочные инвестиции, а не на сиюминутные.

Анара Саурбекова, профессор-практик AlmaU, представила результаты проведенного студентами исследования о предвыборных кампаниях кандидатов в депутаты парламента. Главный вывод о слабой подготовке кандидатов следовал из анализа проведенных кампаний. Размытые, невнятные стратегии позиционирования привели к слабым узнаванию и поддержке кандидатов. Необъяснимые и непонятные визуальные образы, невнятные ключевые послания избирателям и неконгруэнтность логотипов и образов со слоганами, посланиями и обещаниями привели к тому, что самая активная часть населения – молодежь, на которую были направлены эти кампании, не пришли на избирательные участки. В то время как задача бизнеса и партий «сделать так, чтобы все инструменты, включая маркетинг, визуальные, текстовые и прочие - играли не каждый сам по себе, а слились в стройную симфонию», - завершила свое выступление Анара Саурбекова.

Обсуждая тренды в корпоративном секторе страны, спикеры говорили о возросшей роли внутрифирменных коммуникаций, на которые крупные международные и национальные компании стали обращать внимание. Большой наплыв тренеров, консультантов подкрепляет это наблюдение. Много говорилось об отраслевых стандартах и проблеме незамотивированности людей. Особенно это касается государственного сектора. Там работают хорошие люди, которые не знают, как им работать, на какие цели и задачи. И в этом им нужно помогать. Об этом говорила Фатима Косаева, директор по коммуникациям, ERG. Она же заметила, что наш рынок в эпоху персонификации СМИ, когда каждый человек, ведущий соцсети, сам по себе медиа - пришел к тренду, от которого ушли в начале 2000-х. Компании вновь переживают «вымогательство» от новых СМИ, которые приходят к пиарщикам и угрожают написать плохо о компании, если компании не будут поддерживать эти СМИ рекламными вливаниями. Фатима также заметила угрожающий информационному полю тренд – публикация непроверенных данных журналистами, когда они публикуют информацию из открытых источников и игнорируют обращение за комментариями в компании. Это, к сожалению, сейчас происходит повсеместно.

Год от года увеличивается запрос на качественный оригинальный контент на казахском языке. Текущее состояние локальных коммуникаций, готовность к изменениям потребностей аудитории и знаковые кейсы участники Форума обсудили в ходе второго пленарного заседания.

Обсуждение традиционной для Форума темы ESG – о том, как правильно выстроить коммуникации по целям устойчивого развития, о мягких навыках, оценке эффективности (KPI) и других аспектах рассказали специально приглашенные эксперты во второй части конференции. Среди них - Жанат Бердалина, независимый директор Polymetal International plc, отметила типичные ошибки при подготовке PR-специалистов к программе ESG – недостаток интеграции, непрозрачность и недостаточную коммуникацию ESG политики и ESG инициатив, и другие. Тема сессия вызвала много вопросов и обсуждения среди участников Форума.

На Форуме проанонсировали новый онлайн курс «Медиа и коммуникации. На основе материалов Михаила Дорофеева» от DAR University. Курс построен на оцифрованных архивных материалах М.Дорофеева, упакован и размещен на образовательной LMS платформе DAR University в свободном для всех доступе. Две составляющие курса – медиа и коммуникации. Его читает президент коммуникационной группы Казахстанского Пресс-клуба/PG Communications Асель Караулова. Курс создавали казахстанские профессионалы в области медиа и коммуникаций - Мира Халина, Анастасия Боловинцева, Алишер Еликбаев, Адель Оразалинова, Ержан Сулейменов.

Завершился PR-форум двумя параллельными секциями – мастер-классом по эффективному использованию нейросетей и искусственного интеллекта (ИИ) в работе пиарщика и медиативного практикума по эмоциональному интеллекту. Провел практикум Павел Токарчук, директор тренингового агентства МАИН, тренер по FreshBiz. Участники практикума смогли «прокачать» свой эмоциональный иммунитет и повысить устойчивость к стрессам и профессиональному выгоранию – особо актуальным проблемам людей, работающих с людьми.

Мастер-класс по ИИ стал вишенкой на торте всей однодневной программы. Его участники посмотрели ряд интереснейших презентаций, из которых узнали, как использовать новые технологии и выдохнули, узнав, что ИИ не сможет конкурировать с пиарщиками, а только станет хорошим бизнес-инструментом. Обещание ИИ пиарщики услышали из диалога эксперта Натальи Брославской с нейросетью, которая сказала, что не сможет заменить пиарщиков. А вдохновляющие истории успеха и кейсы простых рекламщиков и маркетологов, которые стали крутыми пользователями ИИ и увеличили капитал в несколько раз, не оставили равнодушными ни одного слушателя.

19-й Международный PR-Форум поддержали Национальная ассоциации по связям с общественностью (НАСО) и Международная консалтинговая организации по коммуникациям (International Communications Consultancy Organisation – ICCO). Официальным партнером мероприятия в очередной раз выступает компания «Шеврон Мунайгаз Инк.». Партнерами также стали Jusan Bank, компания Santo (Member of Polpharma Group), Home Credit Bank, компания Coca-Cola İçecek Kazakhstan и DAR University.

Информационными партнерами Форума выступили Казахстанский Пресс-клуб, сетевое издание «PR drive», информационный портал Zakon.kz, деловой портал Kursiv Media Kazakhstan, информационное агентство Dalanews и YouTube-канал Commutator.

Фото: Екатерина Иванова


Маргарита Григорьева

Публикации автора

Денни Деннис, хореограф, педагог и клоун: if you in your head – you dead

Время изменений и вызовов: в Алматы состоялся 19-й Международный PR-форум

Что представили театральные постановки февраля

Оборотни Байконура: из прошлого в настоящее

Топ-тема

Другие темы

ИНТЕРВЬЮ | 12.04.2024

И нужен нам берег турецкий!

АНАЛИТИКА | 12.04.2024

В этот день. О полетах и не только

ОБЩЕСТВО | 11.04.2024

Жетісай ауданында экоакция аясында 300 түп ағаш әктелді

ИНТЕРВЬЮ | 11.04.2024

В основе интереса Запада – экономика, прежде всего

ГЕОПОЛИТИКА | 11.04.2024

Казахстан и Азербайджан: преодоление водного разрыва

КУЛЬТУРА | 10.04.2024

Читаем сами. В Казахстане бум формата театральных ридингов