Алматы 07.02.2024 8503

Новое правительство – новый подход

Начало политической недели в Казахстане было полно сюрпризов. Одни сменялись другими, а ожидаемая развязка с назначением новых министров, когда многие решили, что здесь будет что-то эдакое, и вовсе заставило задуматься даже бывалых экспертов. Однако именно в этом кроются ответы на возникшие у всех вопросы – в том, что кабинет министров изменился лишь незначительно. Впрочем, сегодняшнее расширенное заседание правительства подбросит дополнительные ответы. А пока будем исходить из того, что мы имеем.


Действительно, даже бывалые политологи, в том числе те, которых считают околовластными были в легком шоке от происходящего. Это все напомнило анекдот, когда один психолог после долгого молчания восклицает: «Что вообще происходит?!». Второй с готовностью подхватывает: «Я сейчас тебе все объясню…», но первый прерывает: «Объяснить я и сам могу – мне интересно, что происходит». Почти так. С единственным уточнением, что многие и объяснить не могли. Конечно, коллеги-журналисты разобрали экспертов на цитаты, но все они были предсказуемы, однообразны и скучны. Почему? Потому что они привыкли выдавать свои прогнозы строго по лекалам, однако времена действительно изменились.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Возврати мне, возврати!

Я б в чиновники пошел…

Суд да дело

К лекалам этим мы еще вернемся, а пока рассмотрим основы «неожиданной» отставки правительства – именно там кроются ключи (именно так, во множественном числе) понимания происходящего. Но слишком далеко заходить мы не будем, а начнем с того, что кабмин Смаилова стал подвергаться системной критике. Признаться, иногда она выглядела надуманной и походила на «заказ», и это, не считая откровенного хайпа, когда отдельные гражданские активисты «катили бочку» на некоторых министров и самого премьера только ради того, чтобы показать, какие они смелые. Депутаты парламента также не особо щадили больших чиновников, но уже в более конструктивной форме.

Но обратим внимание, что по сравнению с предыдущими годами критики стало больше не потому, что министерства и ведомства стали хуже работать, а потому что появилась возможность для этой самой критики. Мы сейчас не собираемся оценивать работу отставленного правительства, но надо быть объективными и сказать, что оно работало эффективнее, чем предыдущие составы. В особенности это касается социальной сферы и законотворческой деятельности. Да, бывали недочеты и просчеты, но ведь многое делалось.

Из этого выходит другой аспект, о котором прежде говорилось, но многие почему-то перестали принимать его во внимание. Он касается того, что Алихан Смаилов возглавил кабмин практически в дни Январских событий – сначала в качестве исполняющего обязанности, а затем и премьер-министра. Тогда, в 2022 году, наблюдатели пришли к выводу, что его правительство правильней будет считать переходным. Ведь, согласитесь, это на словах легко сказать, что надо срочно все и всех менять. Извините, но формулу «Старый мир разрушим, а затем новый мир построим!» мы уже проходили и абсолютно ничего хорошего это не принесло. Поэтому Алихан Асханович и его министры одновременно оказались «мальчиками для битья» снизу и топ-менеджерами реформ сверху.

Мы их нисколько не оправдываем и даже не жалеем (не нравилось бы, ушли), но факт остается фактом – они сделали немало. И появление еще в прошлом году разговоров о необходимости отставки «Смаилова и Ко» было вполне логично и закономерно. Впрочем, к таким вещам нужно подходить совершенно без эмоций и каких-то желаний, а с точки зрения здравого смысла и максимального эффекта. Проще говоря, не было бы должного коэффициента полезного действия, если бы сменился премьер после прошлогодних парламентских выборов или после оглашения Послания президента. Было бы логично, но эффективно.

А вот практически в первый рабочий день этого года появилось интервью Касым-Жомарта Токаева газете EGEMEN QAZAQSTAN, в тезисах о работе правительства и предстоящем его расширенном заседании многие «расшифровали» грядущую отставку. Скептики не верили, а оптимисты потирали руки, но оказались неправы и те, и другие. Почему? Потому что глава государства, судя по всему, решил подойти к этому делу кардинально. Ведь, действительно, если хочешь от своих подчиненных нестандартных решений, отхода от прежних лекал и стимула к работе по-новому, но «перезагрузить» их надо нестандартно, не так, как привыкли.

Это со стороны президента выразилось, во-первых, в отставке правительство до расширенного заседания, а во-вторых, в утверждении на должность премьер-министра совершенно неожиданного человека. Важно заметить, что до этого политические оракулы и продвинутые журналисты соревновались между собой тем, кто сколько «кандидатов в премьеры» выдвинет. Проводили опросы, вытаскивали подноготную претендентов и так далее – разве что ставки не делали (хотя кто-то мог и сделать). Но был назначен теперь уже бывший руководитель Администрации президента Олжас Бектенов.

Немного отойдя от неожиданности, политологи стали выдвигать версии – почему именно он. При этом почему-то исходили только из его позапрошлой работы – главой Антикора, делая вывод, что теперь грядет большая война с коррупцией. Простите, а разве это прерогатива премьер-министра? Мы пока не будем препарировать личность Олжаса Абаевича, но заметим важную деталь, о которой упомянули в самом вначале.

Когда все пережили двойной шок, то были в уверенности, что и состав министров значительно изменится. Но по сути «ветер перемен» коснулся только четверых из 21 членов правительства, причем, вполне ожидаемых. Этот факт почему-то заставил некоторых сделать вывод, что никаких особых перемен ждать не приходится, а отставка была организована только ради того, чтобы убрать Алихана Смаилова. Придется открыть вам небольшую тайну. Дело в том, что произошедшее в понедельник-вторник – это никакая не «перезагрузка» кабмина, не тотальное обновление и, тем более, не устранение Смаилова. Это просто продолжение реформ Токаева, но с дополнительным стимулом.

Стимул этот будет с фактическим и прямым контролем правительства со стороны Администрации президента. И дело здесь не в ушедшем Смаилове, а пришедшем Бектенове. Смысла тотально менять действующих министров на новых нет по тем же причинам, что и не было смысла менять их премьера даже полгода назад. Проще говоря, самому кабмину и его членам сейчас нужен тот, который будет следовать четкому вектору. А если кто-то думает, что погоны генерал-лейтенанта Бектенова будут устрашать больших и не очень чиновников, а также стимулировать возврат активов государству, то пусть так и думает – вреда от этого не будет. Да и обществу тоже полезна будет такая версия, которая, кстати, не лишена оснований, хотя и не занимает первостепенного значения. Ко всему прочему, Олжас Абаевич, как нам показалось, заслужил доверие у Касым-Жомарта Кемелевича как человек, на которого можно положиться и который, в отличие от других, никак не связан с какими-либо старыми или обновленными политическими группировками.

Кстати, относительно общества есть еще один важный аспект, который эксперты почему-то обошли вниманием – это появление живого интереса у населения. Действительно, так завелось еще с «назарбаевских времен», что смена правительства никак не волновала большую часть казахстанцев. Несомненно, это было выгодно тогдашнему режиму, который фактическое отделение от народа возвел чуть ли не в главный принцип своей деятельности. Это аксиома, не требующая особых доказательств. Равно как и участие, а точнее – неучастие электората в выборах.

Но на этот раз Акорде удалось приковать к себе внимание общественности, в том числе той, которая до сих пор считает себя аполитичной. И это очень даже хорошо, а если такой эффект был заранее продуман политтехнологами из АП, то можно им выразить глубочайший респект. Ведь если интереса и внимания к реформам не будет у граждан, то зачем тогда постоянно тормошить правительство, дергать акимов и стимулировать депутатов? А так получилась неплохая реклама предстоящего сегодня расширенного заседания теперь уже обновленного премьером правительства.

И в этом плане уже совершенно по-другому видится понедельничный анонс этого мероприятия, в ходе которого «будут подведены итоги социально-экономического развития страны за 2023 год и обозначены основные задачи на предстоящий период». А пока предлагаем простым гражданам и непростым политологам перестать относиться по-старому к правительству. Если, конечно, вы сами хотите жить по-новому.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов