Не случайно на заседании Совета глав государств СНГ в узком формате В. Путин заявил, что СНГ продолжает быть эффективным форматом взаимодействия. (Наверное, он имел в виду взаимодействие Москвы с «новосоветскими союзниками-сателлитами».) Путин акцентировал свое внимание на том, что экономические связи России с партнерами по СНГ развиваются, «несмотря на угрозы Запада по введению против них вторичных санкций». Путин имел в виду и обострение геополитической ситуации в мире, включая риск разрастания ближневосточного конфликта в третью мировую войну, как предлог для укрепления сотрудничества внутри СНГ. Президент Беларуси А. Лукашенко пошел дальше, заявив, что не стоит «прятать голову в песок», а нужно начинать серьезную консолидацию в рамках СНГ. По мнению А. Лукашенко: «Ресурсы, потенциал, компетенции для этого есть. Необходима политическая воля и понимание ценности формата Содружества». Уже давно стало ясно, что белорусский президент порой говорит те вещи, которые В. Путин не хочет сам озвучивать.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Опасное братание Москвы и Пхеньяна
Путин запустил новую огромную баллистическую ракету в сторону Казахстана
Является ли война в Украине антиколониальной борьбой?
А. Лукашенко указал на то, что СНГ – это формат сотрудничества бывших советских республик. Он напомнил, что СНГ создали, чтобы жёстко не рвать все связи СССР. А. Лукашенко призвал приложить максимум усилий, чтобы не потерять русский язык, отметив: «Это наш общий язык. Мы были в едином государстве долгое время. А исходя из концепции, что язык — это живое, творчески развивающееся, так мы же вместе развивали этот русский язык. Там частичка азербайджанцев, узбеков, таджиков и так далее. Не только русских и белорусов. Поэтому зачем мы теряем русский язык?». То есть так невольно подразумевалось, что русский язык может стать инструментом развития в СНГ таких же экономических и политических отношений, как в СССР. Между прочим, текущий год в СНГ объявлен Годом русского языка. В ходе саммита было подписано соглашение об учреждении Международной организации по русскому языку со штаб-квартирой в любимом городе В. Путина - Сочи.
А. Лукашенко выступил за расширение международной зоны влияния СНГ. Скорее всего, именно поэтому в Бишкеке подписан и договор «О статусе наблюдателя при Содружестве Независимых Государств и статусе партнера Содружества Независимых Государств». Таким образом, по всей видимости, для Москвы сегодняшняя активизация по «сборке» СНГ является также и противовесом по отношению к продвижению Китая и Запада, в частности, в Центральной Азии. А. Лукашенко на саммите прямо сказал: «С одной стороны - ясно: большой брат, который старается нам помочь. Естественно, у него свои интересы. С другой стороны - американцы, Запад, вы уже это почувствовали. Не забывайте, что наше счастье здесь. Вот за этим столом главы государств, которые могут осчастливить наши народы, если мы решим некоторые вопросы, которые не удавалось долгое время решить».
Наверное, для воодушевления глав Центральной Азии президент Беларуси добавил: «Вспомните, когда мы были в Советском Союзе, нас боялись все. Боялись и уважали. К сожалению, мир такой, что уважают только силу. А сейчас вместе с Китаем, Ираном, Бразилией, глобальным Югом какие западные санкции? С нашим мнением будут считаться, если мы будем вместе. А наше мнение в международных делах будет определяющим». Поэтому примечательно, что пристальное внимание на встрече лидеров СНГ было уделено вопросам обеспечения безопасности, видимо, как базового условия СССР 2.0. Так, был принят договор по образованию международного центра оценки рисков легализации преступных доходов и финансирования терроризма. К этому же направлению относится и договор о Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2024–2028 годы.
По итогам саммита подписали ряд соглашений – от обеспечения свободы вероисповеданий, недопустимости дискриминации по языковому признаку до гармонизации систем госуправления в цифровых технологиях. Короче, это – основа для одной политической идентичности, вероятно, в русле СССР 2.0. К тому же ведь председательство в СНГ в 2024 году переходит к России. Разные соцопросы показывают высокий уровень поддержки идеи воссоздания СССР среди россиян. В. Путин не может этого не учитывать, тем более что эти настроения среди россиян, по сути, искусственно взращивались российским властями на протяжении почти 20 лет. В том числе культ сильной руки – собирателя русских земель в виде новой империи. Недаром Путин на расширенном заседании совета глав СНГ сказал, что в 2024 году основной акцент будет сделан на экономической интеграции содружества, а в сфере безопасности – на противодействии новым и традиционным вызовам, укреплении внешних границ СНГ.
Говоря другими словами, Москва уже будет заниматься защитой внешних границ всего СНГ, как своих собственных. Так же Путин сообщил о формировании в следующем году единого правового пространства СНГ, начиная с Межпарламентской ассамблеи государств-участников содружества, укрепления кооперации с ОДКБ и так далее. Впрочем, эта деятельность уже началась - на саммите приняли Соглашение об образовании Координационного совета государств-участников СНГ в сфере судебно-экспертной деятельности. Кстати, Москва будет заниматься созданием совместной системы ПВО в СНГ. Собственно говоря, к воссозданию СССР на базе СНГ Москва, по-видимому, начала готовиться уже относительно давно. В. Путин 9 июля 2012 года во время своего выступления на совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации подчеркнул, что углубление интеграционных процессов на пространстве СНГ является сердцевиной внешней политики России, рассчитанной на стратегическую перспективу.
Далее, после впечатлительных «побед» на украинском направлении, Кремль уверовал в возможности восстановления России в статусе великой державы, способной снова быть центром «имперской» сборки бывших советских республик. Информированный источник отмечает, что ключевая идея всего правления В. Путина — это получение контроля над ближним окружением и соседними странами. Таким образом, в 2014 году Кремль стал входить в роль имперского центра в Евразии - одной из альтернатив Западу. В это время, после присоединения Крыма, появляются идеологические месседжы о собирании советских, русских земель. Сначала об этом говорится в разных статьях, выступлениях российских общественных деятелей, экспертов в следующем духе: «Путин взялся за собирание Земель Русских – интеграцию бывшего советского пространства». Затем вполне отчетливо об этом заговорил в прошлом году сам Путин. Весной 2020 года В. Путин сообщил о «преимуществах» возрождения СССР: «Преодолевая фобии прошлого, страхи по поводу возрождения Советского Союза и советской империи, все-таки понимание того, что объединение на пользу всем, пробивает себе дорогу неизбежно».
Незадолго до этого Путин присоединение Крыма назвал результатом укрепления России. В эти годы среди поправок к российской Конституции ключевым для постсоветского пространства стало появление новой статьи 67/1, в которой говорится, что Россия является правопреемником Советского Союза. Иначе говоря, так, по сути, на законодательном уровне был закреплен процесс воссоздания новой российской империи. Путин, предлагая данную поправку о правопреемничестве РФ, отметил, что Россия, как правопреемник, оплатила все долги Советского Союза, но не все страны согласились передать ей активы бывшего СССР. При этом В. Путин заявил, что постсоветские республики получили часть территории российской империи, так как «при создании единого государства – Советского Союза, по сути-то, шла речь о восстановлении исторической России в ее прежних границах».
Развитие Москвы как имперского центра стало возможным во многом по причине такого тренда как секьюритизация, когда ряд политических режимов постсоветских стран в целях своего укрепления и преемственности на конституционном уровне, посредством договоров с РФ усилили обеспечение безопасности. Кремль этим успешно пользуется, распространяя на всем постсоветском пространстве сеть своих силовых структур. Судя по всему, противодействие со стороны Кремля «цветным революциям», экстремизму и терроризму на постсоветском пространстве осуществляется прежде всего с помощью ФСБ, ГРУ и СВР. После успешной революции в Украине в 2014 году Кремль занялся борьбой с рисками и угрозами цветных революций на «подшефной» части постсоветского пространства. Тем более что большая часть политических режимов постсоветских стран озабочена поддержанием своей безопасности от «цветной заразы».
В этом плане СНГ, как новый централизованный союз, может стать не только очередной крупной внешнеполитической победой Кремля, ублажающей россиян, но и источником различных ресурсов для него, в том числе для противостояния Западу. Возможно, поэтому А. Лукашенко на саммите в Бишкеке непрестанно повторял, что страны-члены СНГ должны друг друга поддерживать на мировой арене? Одно дело – планы Кремля по воссозданию СССР, другой расклад – положение России на международной арене. Итоги войны в Украине, очевидно, серьезно обессилят действующий российский режим, если не сметут его полностью. На это, вероятно, рассчитывают некоторые лидеры СНГ, чтобы затем укрепить независимость своих государств. Но есть и такие лидеры СНГ, устойчивость власти которых полностью зависит от Кремля. Потому-то они будут следовать в фарватере политики Москвы до самого последнего момента. Тем самым возрастают риски того, что в ближайшее время Кремль начнет форсировать процесс создания СССР 2.0, укрепляя свой диктат в Центральной Азии…
Фото из открытых источников