В общем, плохих долгов у Китая накопилось на 52 трлн долларов (общий долг с учетом обязательств государства, компаний и домашних хозяйств), что превышает ВВП страны почти в три раза. Кроме того, сообщалось о сокращении вот уже пять месяцев подряд производственной активности в Китае. В конце августа курс юаня снизился до самого низкого уровня со времен кризиса 2008 года. Дошло до того, что в конце прошлого месяца председатель Нацкомиссии по развитию и реформам Чжэн Шаньцзе признал замедление роста китайской экономики и начало стимулирования спроса из бюджета. В итоге ряд авторитетных экономистов сделали вывод, что китайская модель экономики, базирующаяся на развитии инфраструктуры и недвижимости под руководством КПК, больше не работает.
Поначалу, после снятия ковидных ограничений, в первом квартале текущего года китайская экономика демонстрировала рост. Но во 2-м квартале замедлился рост ВВП – увеличился всего лишь на 0,8%, в 1-м квартале ВВП Китая выросло на 2,2%. Данные свидетельствуют, что прибыль многих китайских предприятий снижается, а большинство компаний малого и среднего бизнеса имеют сейчас серьезные проблемы. В предыдущие годы экономика Китая росла благодаря экспорту, строительству инфраструктуры и жилой недвижимости. Но в последние годы началось снижение спроса на китайскую продукцию – из-за замедления мировой экономики (вызванной в первую очередь прошедшей пандемией), ограничений США и других стран.
Параллельно на рынке недвижимости в это время формировались пузыри, поскольку возведенные объекты не окупаются, не покрывают больших долгов строительных компаний. Как известно, бурное строительство инфраструктуры в Китае в прошлом шло за счет огромных кредитов. В результате за последние несколько лет ряд крупнейших китайских девелоперов объявили о дефолте. Ситуация постепенно идет к тому, что произошло в США в 2007-2008 годах по итогам «лопнувшего пузыря» на рынке недвижимости, связанных с ним финансово-кредитных структур.
Нужно отметить, что рынок недвижимости аккумулирует около 70% собственности китайских домохозяйств и 40% залогового имущества банков Китая. То есть крах на рынке недвижимости станет для китайской экономики сильным нокаутом, после которого Китай вряд ли оправится, если у него продолжится ухудшение отношений с Западом. Ведь западный капитал стоит за рядом крупных производственных компаний в Китае, которые обеспечивают значительный объем ВВП страны, в том числе предоставляя работу миллионам китайцев. Недавно министр торговли США Д. Раймондо указала на рискованность инвестиций в Китай. Кстати, конкуренция между США и Китаем в области инновационных разработок стала одной из главных причин начавшегося спада китайского экспорта. Очевидно, что вышеотмеченный рост оттока капитала из Китая является следствием сегодняшнего обострения отношений США и КНР.
В целом, США со своими партнерами нацелены уменьшить зависимость от поставок ряда ключевых товаров и компонентов из Китая. В прошлом году в Китае прекратили свою деятельность 11% европейских компаний, а еще 10% компаний до конца этого года перенесут штаб-квартиры из Китая в близлежащие страны. Американский Apple уже частично вывел свои производства из Китая. Новую модель iPhone 15 начнут производить в Индии, где с прошлого года частично производят и Iphone 14. Всем известно, что в августе Джо Байден ввел ограничения американских инвестиций в китайские технологии по разработкам полупроводников, квантовых вычислений и искусственного интеллекта. Напомним, что весь Запад ввел ограничения на поставки своего оборудования по производству полупроводников, новейших технологий в Китай. Такая же политика действует и в отношении инвестиций в инновационные отрасли и технологии КНР. Похоже, что теперь США со своими союзниками решили в этой области «заменить» Китай на Индию и Вьетнам.
В этом смысле неудивительно, что в начале августа сообщили - импорт США из Китая сократился на 24% за 5 месяцев текущего года. В период с января по август этого года весь объём торговли КНР с ЕС упал на 7,8% (до 529,1 млрд), а с США - на 14,5% (до 438,1 млрд). И эта тенденция падения их взаимной торговли сохраняется. Разворачивается сокращение импорта и китайского стратегического сырья. К примеру, США в начале сентября заявили, что Вьетнам, находящийся на 2-м месте в мире после Китая по природным запасам редкоземельных металлов, сыграет ключевую роль в сокращении соответствующих китайских поставок.
Отток капитала из КНР в другие страны идет среди прочего и по причине того, что там рабочая сила дешевле, чем в Китае. Раньше Китай был привлекателен для инвестиций во многом благодаря дешевой рабочей силе и либеральной политике властей в экономике. Но зарплаты китайцев уже выросли до уровня среднеразвитых стран, а товарищ Си ужесточил политику государства в экономике. В частности, курс юаня к доллару устанавливает Центробанк КНР с подачи КПК, а это пагубно для внешней торговли. Ко всему прочему Си Цзиньпин в период пандемии борьбу с коронавирусом превратил в самодурство, ограничив всякую деятельность китайцев. В результате это сильно ударило по экономике Китая. Тем временем Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая 24 июля без тени сомнения рапортовало, что замедление экономики вызвано недостаточным внутренним спросом, проблемами ряда предприятий и на внешних рынках.
Политбюро ЦК КПК подытожило, что, мол, этот спад является временным явлением, и всё скоро наладится в экономике. В то время как многие экономисты полагают, что сегодняшние проблемы китайской экономики – это прежде всего просчеты нынешних правителей Китая с выбором экономической модели. Да, китайские власти в прошлом месяце начали предпринимать меры по стимулированию экономики. Китайские власти снизили налоги для предпринимателей, упростили корпоративное управление и защиту прав частного бизнеса. А в начале сентября в Китае решили создать госорган по поддержке частного бизнеса. Однако, как считают отдельные экономисты: «Пока этого тоже недостаточно для того, чтобы развернуть на 180° тренд на замедление темпов роста».
На днях известный украино-американский аналитик Юрий Швец в своем YouTube-канале сообщил, что из Японии пришла интересная информация о Китае. Он имел в виду утечку информации по итогам встречи бывших и действующих лидеров китайской компартии в курортном районе Бэйдайхэ. Эта ежегодная встреча обычно проводится в конце августа. Ю. Швец отметил, что на встрече этого года в Бэйдайхэ китайские старейшины высказали Си Цзиньпину «замечания в достаточно строгой форме и напомнили, что Китай находится, мягко говоря, не в лучшей форме».
По словам Ю. Швеца, старейшины заявили: «Если политические, экономические и социальные потрясения будут продолжаться без принятия эффективных и чрезвычайных мер противодействия, то партия может потерять поддержку населения, и это поставит под угрозу ее правление». Юрий Швец подытожил: «Китай будет вынужден обратить особое внимание на улучшение экономического положения в стране. Для этого ему нужны хорошие торговые отношения с ближайшими экономическими партнерами, среди которых США и Европа, то есть Западный мир».
Хотя есть информация, что состояние китайской экономики сейчас вроде бы стабилизируется. Китай за предыдущие годы накопил внушительный «жирок», а посему может сглаживать проблемы в экономике как минимум несколько лет. Всё зависит от толщины этой накопленной финансовой подушки. Вдобавок во многих странах мира сохраняется спрос на относительно дешевую китайскую продукцию по ряду сегментов, что дает Китаю дополнительный профит. Тем не менее, отдельные исследователи сообщают, что сегодня большинство китайцев недовольно своим уровнем жизни. Не случайно в Китае уже несколько месяцев наблюдается дефляция (устойчивое снижение цен) из-за падения внутреннего спроса.
Иначе говоря, низкий уровень доходов большинства китайцев снижает их потребительскую активность. Так, Bloomberg писал в конце августа: «Китайские домохозяйства тратят меньше, чем ожидалось, и больше экономят. Бизнесы инвестируют и занимают средства в замедленном режиме. Безработица среди молодежи подскочила так резко, что Бейджин решил прекратить публиковать данные о ней». Безработица среди китайской молодежи в конце 2-го квартала вышла на максимум в 21,3%. Причем эти данные отражают лишь ситуацию среди молодежи, активно ищущую работу, не учитывая остальных молодых людей Китая.
Да, в частности, торговля Китая с Россией растет, но это – мизерный вклад в китайскую экономику, не способный изменить ситуацию в целом. (В январе-августе 2023 года российско-китайская торговля возросла почти на треть, достигнув 155 млрд долларов). Можно предположить, что Китай, развивая экономические отношения с «братским кругом» постсоветской Евразии (Россия + Центральная Азия), возможно, как-то улучшит состояние своей экономики. Нельзя полностью исключать этот вариант, но без либерализации экономики Бейджин едва ли выберется на устойчивую траекторию развития. Да, китайцы пытаются развивать свои альтернативные хайтековские технологии, производства, что им частично удается. Сложно сказать, насколько это будет успешно, поживем - увидим.
В начале сентября США, Индия, Саудовская Аравия, ЕС анонсировали соглашение о строительстве нового глобального транспортного коридора. Объединенные Арабские Эмираты, Израиль и Иордания подписали меморандум о взаимопонимании по этому договору. То есть в ближайшие годы начнется строительство железных дорог и портов, которые соединят Индию, Ближний Восток и Европу. Тем самым Вашингтон планирует, что данный коридор станет альтернативой китайскому «Одному поясу, одному пути». Так, уже в эти дни Италия вышла из данного китайского проекта. И это только начало. Между прочим, лидеры Евросоюза отказались ехать в октябре в Китай на форум по проекту «Один пояс, один путь».
Одним словом, закат китайского Шелкового пути не сулит ничего хорошего как для Китая, так и для Центральной Азии. Необходимо понимать, что глубокий кризис в китайской экономике нанесет урон всей мировой экономике, особенно сильно зависимым от Китая странам. К числу которых относятся и страны Центральной Азии. Согласно подсчетам Oxford Economics, спад экономики Китая на 1% вызовет снижение взаимосвязанных с ним экономик на 0,1-0,2%. Поэтому закономерно, что президент США Джо Байден назвал сегодняшние экономические проблемы Китая «тикающей бомбой замедленного действия». Главное, чтобы «взрыв» этой «бомбы» не стал губительным для Центральной Азии.
Фото из открытых источников