Чтобы объективно разобраться в Иранской операции, следует немного окунуться в предысторию. В 1925 году, к власти в Персии пришел шах Реза Пехлеви, которого можно было назвать реформатором. Кроме внутренних преобразований, включающих экономическую, культурную и военную модернизацию страны, он стал продвигать ее на международном уровне. В 1935-ом он официально обратился к иностранным государствам впредь именовать ее историческим «Иран». Вместе с тем Пехлеви стал проводить политику нейтралитета, но его реформы требовали иностранных инвестиций – в том числе и в Германии. Но тут началась Вторая мировая, а потом и вторжение гитлеровских войск в Советский Союз.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Подрыв Днепрогэса
СССР стал быстро терять огромные территории, и тогда Запад, кроме прочего, открыл программу ленд-лиза. Северный (морской путь) доставки военных и гражданских грузов из США с каждым разом становился все опаснее, а с наступлением холодов (в районе Архангельска) он и вовсе замерзал. Доставлять ленд-лиз через Сибирь, как вы понимаете, тоже вызывал большие трудности. Практически единственной альтернативой оказалась Трансиранская железная дорога, посредством которой с максимальной безопасностью Штаты могли бы доставлять помощь Советам. Дополнительным поводом, который, кстати, долгое время не афишировался, было то, что советская империя не против была бы расширить свою южные границы, включив в себя Иранский Азербайджан и Туркменсахру («Туркменскую степь»), а заодно привести к власти в Иране коммунистов.
Повторимся, Тегеран придерживался нейтралитета, но в стране продолжали работать сотни немецких специалистов, а ее власти стали подвергаться давлению со стороны Москвы и Лондона. В столице и других городах проходили антибритнаские митинги, которые антигитлеровская коалиция назвала пронемецкими. Однако давление усиливалось, причем, не только на дипломатическом уровне, но и на военном – прямым намеком в этом плане были британские войска, к тому времени занявшие соседний Ирак и сконцентрировавшиеся у границ Ирана. Шаху Пехлеви пришлось сворачивать совместные с Германией программы, хотя, стоит заметить, что благодаря хорошим отношениям с Берлином, иранским дипломатам удалось вывести из занятой вермахтом Европы свыше полутора тысяч евреев, тайно гарантировав им персидское гражданство.
Власти Ирана предполагали, чем это может закончится, но явно не рассчитали мощность и неожиданность удара. А фактор неожиданности и слаженности действительно сыграл решающую роль, но при этом следует отметить, что Тегеран дважды за месяц, предшествующий вторжению получал дипломатические ноты с требованием выслать немцев с территории страны. Особенно второе послание, отправленное 17 августа, было плохо завуалированным ультиматумом. После этого в некоторых округах были даже усилены воинские и пограничные отряды, в том числе легкими и средними танками.
Мы, наверное, не будем описывать ход операции, но отметим, что она началась одновременно с нескольких сторон. При этом британская и советская авиация стала наносить бомбовые удары не только по военным объектам, но и вполне мирным городам, включая столицу страны.
Сразу после начала операции шах вызвал послов Великобритании и Советского Союза «для объяснений». Риза Пехлеви поинтересовался, на каких основаниях их государства вторглись в его страну без объявления войны. Оба ответили, что это произошло в силу присутствия «представителей Германии» в Иране. Шах намекнул на то, будет ли свернута «специальная военная операция», если он немедленно вышлет граждан Германии, но дипломаты дипломатично промолчали.
Попытался Пехлеви «разрулить» через США, направив в Белый дом телеграмму, в которой просил его предотвратить дальнейшее развертывание военных действий. Но Теодор Рузвельт только развел руками – мол, Соединенные Штаты занимают позицию нейтралитета по этому вопросу, в связи с чем не желали оказывать влияние на конфликт. В общем, президент заявил, что его просьбу он не в состоянии удовлетворить, но выразил надежду, что к «территориальной целостности» государства будет проявлено уважение.
Фактически боевые действия продлились всего четыре дня и закончились просьбой Тегерана о мире. Хотя официально война завершилась в середине сентября «добровольной» отставкой шаха и разделением Ирана на две зоны влияния – советской и британской. Видимо, иранцы были в курсе последствия оккупации СССР прибалтийских стран, и многие предпочитали бежать из страны или перебираться в британскую часть, опасаясь репрессий.
Несмотря на занятие войсками территории Ирана, на Тегеранской конференции (помните «Тегеран-43»?) лидеры стран-союзников подтвердили наличие заинтересованности в сохранении независимости и территориальной целостности государства. По Персидскому коридору в период Второй мировой войны в Советский Союз были доставлены до 34 % грузов по программе ленд-лиза.
Но для Москвы были и другие выгоды от вторжения в независимое государство. Так, спустя три года после оккупации государства войсками союзников политическое влияние Советского Союза значительно выросло в Южном Азербайджане и Восточном Курдистане. Оно отразилось и на образовании Народной партии Ирана. Коммунисты стремились разрешить нарастающие противоречия между арендаторами земли и арбабами (местными помещиками). В конце 1945 года там были созданы два «квазигосударственных образования» - Демократическая Республика Азербайджан и Иранская Республика Курдистан. Иранские войска были направлены туда для борьбы с сепаратистами, но оккупационные части Красной Армии попросту преградили им дорогу.
В марте 1946 года, как было оговорено при заключении мира, по прошествии шести месяцев «после прекращения всех военных действий», англичане приступили к выводу своих войск с территории государства. Однако советская сторона отказалась поступить так же, мотивируя свое решение «угрозой безопасности Советского Союза». Только в мае 1946 года, после предъявления в новообразованный Совет Безопасности ООН первого в истории организации официального обвинения иранским правительством СССР, явившегося и первым испытанием эффективности ООН в решении международных вопросов после Второй мировой войны, Советский Союз вывел Красную Армию из Ирана. И именно этим объясняются рассказы ветеранов, которые говорили, что вернулись домой только через год после Дня Победы.
Фото из открытых источников