Однако некоторые авторитетные синологи считают, что «зависимость России от Китая переживет Владимира Путина». Первым делом нужно отметить, что Запад выбрал стратегию на вытеснение России из своих экономических партнеров. Кроме того, антироссийские санкции сделали торговлю России с Китаем главной альтернативой западному рынку. Запад раньше был основным импортером российских энергоресурсов, прочих сырьевых товаров. Страны Запада также являлись ключевыми поставщиками для России новейших комплектующих, другой стратегической продукции. С началом масштабных боевых действий в Украине Россия постепенно лишилась всего этого, и вынуждена была искать замену западному рынку в лице Китая.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Си призовет Путина к капитуляции?
К тому же китайская властная элита разделяет планы Кремля по демонтажу доминирования Запада в мире. Тем самым Кремлю легче всучивать своему населению развитие глубокой зависимости от китайского рынка. Да и вся российская элита сегодня уже не против тесного сближения с Китаем, чего раньше опасались некоторые российские элитарии. Как-никак торговля с Китаем позволяет российской экономике оставаться на плаву, более-менее содержать войну в Украине. Следует также учитывать, что сегодняшний политический и экономический истеблишмент России в большинстве своем является носителями тех же великодержавных амбиций, что и путинская команда.
В этом плане не стоит ждать каких-то кардинальных внешнеполитических изменений, если вдруг к власти в России придут другие люди, не из путинской плеяды. Некоторые исследователи считают, что в России и после Путина сохранится преемственность правления представителей спецслужб. Как показали известные российские социологи, в частности О. Крыштановская, выходцы из спецслужб, либо действующие силовики доминируют на верхних этажах российской власти. В целом, думается, что люди, не относящиеся к современной российской элите (истеблишменту), вряд ли могут получить власть в России. Российский политический процесс по своей природе – элитарный, в нем могут участвовать только представители высшего сословия.
А приход к власти таких фигур как А. Навальный, скорее всего, возможен только при помощи силовой поддержки. Другими словами, Россия даже по итогам падения режима Путина наверняка будет находиться в не очень хороших отношениях с Западом. Да и сам англосаксонский мир, видимо, уже решил, что с имперской Россией «нужно полностью кончать». То есть, если у них не получится развалить политическую структуру имперской России, то они не будут поддерживать с ней экономическое сотрудничество. Сегодня этот процесс разворачивается в полную силу, что видно и по антироссийским санкциям, режиму их соблюдения, и по поставкам оружия для украинской армии.
Поэтому вполне закономерным стало углубление стратегического сотрудничества России с Китаем. За прошлый год российско-китайский товарооборот достиг рекордного показателя - 190 млрд долларов (в 2021 году - 147 млрд долларов). Согласно китайским данным, в 2022 году Китай аккумулировал почти 30% российского экспорта и 40% импорта. Причем большая часть этой торговли рассчитывается в китайских юанях. За прошлый год российский экспорт в Китай вырос более чем на 30%. Рост китайского импорта составил стандартные за последние годы около 10%. По некоторым данным, российский экспорт в Китай возрос на 44%, а китайский импорт - на 14%.
Одним словом, только по этим «цифрам» Россия видится как некий «сырьевой придаток» КНР. Как отмечают отдельные эксперты: «С точки зрения импорта Россия сейчас если не самая зависимая от Китая страна, то вторая после Северной Кореи». При этом, по итогам 2022 года, на Россию приходится лишь около 2% всех китайских поставок за рубеж и 3% всего внешнего товарооборота Китая. Между тем в январе-феврале этого года импорт из Китая в Россию возрос почти на 25% по отношению к тому же периоду 2022 года (весь китайский товарооборот с Россией в этот период вырос на 26%). Кстати, товарооборот Китая с Россией в текущем году «растет в ущерб его товарообороту с США, который снизился более чем на 17%».
В то же время есть такое выражение «большие деньги любят тишину», которое как нельзя точно характеризует сущность политики Китая на внешней арене. Экономический прагматизм является сердцевиной китайской политической культуры. Так, для китайцев, наверное, является дикостью политика газового шантажа Европы, которой придерживается Кремль. Вместе с тем Россия важна для Китая в его политическом противостоянии с Западом. (Примечательно, что несколько месяцев назад Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу в Москве поддержал военные действия России в Украине, представив Запад в качестве главного виновника этой войны.)
В этом смысле Бейджин будет, по-видимому, продолжать разностороннее сотрудничество с Россией, но не сильно переходя за красные флажки, расставленные Западом - открыто не нарушая антироссийские санкции. Иначе говоря, взаимоотношения Бейджина с Москвой также обусловлены прагматизмом, но он является стратегическим, в отличие от отношений с Западом. По нашему мнению, Бейджин благодаря данному «мягкому подходу» реализует свои геополитические, геоэкономические и геокультурные интересы. Такой подход соотносится с известной китайской культурно-философской стратегией «Кто мягко шагает, тот далеко пойдет».
В одном интервью нашему сайту казахский аналитик, доктор политических наук Дулатбек Кыдырбекулы отметил: «В целом, в мировой политике геополитические интересы в 21 веке уступают позиции геоэкономическим. И Китай стремится играть в этом первую роль. Известно, что за политикой всегда скрываются экономические интересы и выгоды. Пекин открыто хочет называть всё своими именами – экономику экономикой, а политику политикой. Москва больше занимается политикой, и не хочет озвучивать свои экономические интересы…Исходя из этого, позиции Китая в Центральной Азии усиливаются в плане экономических интересов, на поддержание которых направлены определенные политические шаги – мир, стабильность и безопасность…Китай завоевывает свои позиции в мире посредством торговли и инвестиций».
Китай из зависимости России извлекает максимальную полезную отдачу. К примеру, российский газ идет в Китай по 185 долларов за тысячу кубометров, а в Европу – по 700. Вообще весь российский экспорт в Китай идет по сниженным ценам. Даже российские официальные данные показывают, что по итогам прошлого года выросла доля китайского рынка в российском экспорте с 13,2% до 19,3%, а в текущем году рост ожидается минимум до 23−25%. Происходит и ускоренный рост импорта из Китая в Россию. В прошлом году китайские компании фактически стали монополистами на российском рынке мобильной телефонии. Вскоре то же самое будет и в автомобилестроении, авиационной и железнодорожной отраслях.
В результате китайский юань стал наиболее торгуемой валютой на Московской бирже, а также главным источником займа для российских компаний. Активы в юанях сейчас составляют около 50% всех ликвидных средств Фонда национального благосостояния России. Российские аналитики полагают, что китайский юань уже является резервной валютой для России, играя для российского рынка стабилизирующую роль. Россия использует юань и для расчетов с другими странами. Соответственно, доля юаня во всех операциях российской экономики будет только расти.
Между тем провластные российские эксперты говорят, что Россия и Китай являются равноправными стратегическими партнерами. Нельзя считать, что это утверждение полностью далеко от реальности, ибо оно отражает хотя бы желания российской властной элиты не впасть в полную зависимость от Китая. Помимо этого, сам Китай зависит от российских военных технологий, которые ему нужны для укрепления своих великодержавных позиций в мире. Впрочем, окончательную точку в этом вопросе поставят итоги войны в Украине. Представляется, что после полного поражения России в этой войне Кремль станет полноценным вассалом Чжуннаньхая…
Фото из открытых источников