Экономика

Коррупция как часть правил игры в Казахстане

Талгат Мамырайымов

11.04.2023

В прошлую среду К. Токаев заявил, что из-за повальной коррупции в государственных органах «начала угасать вера народа». В этой связи К. Токаев поручил Антикоррупционной службе вести бескомпромиссную борьбу с коррупцией до ее полного искоренения. Серьезность намерений К. Токаева в деле искоренения коррупции в Казахстане продемонстрирована назначением новым руководителем Администрации президента бывшего главы Антикора О. Бектенова. Сообщалось, что Антикор в последнее время уже добился хороших результатов в борьбе с коррупцией, в частности, возместив государству 108 млрд тенге ущерба. Однако, думается, что борьба с казахстанской коррупцией весьма непростое дело. Потому что коррупция издавна является частью «правил игры» в Казахстане.

Тем более, что большинство казахстанцев не прочь участвовать в этой игре, поскольку придерживается ее базовых правил в виде некоторых культурных ценностей. Иными словами, коррупция в нашей стране является также частью национального менталитета, когда во всем обществе вместо культа Закона и Права доминируют неформальные, пацанские ценности, нормы и понятия. Тем не менее, главные факторы коррупции в Казахстане укоренены в типе политической системы, сложившейся при правлении Н. Назарбаева, сущность которой определяется круговой порукой в системе приоритетного извлечения ренты от использования национальных богатств узкой группой лиц. Российский политолог Ю. Нисневич показал, что коррупция является одним из главных механизмов осуществления власти во многих авторитарных режимах. Примечательно, что, в соответствии с исследованиями Г. О’Доннела, распространение коррупции в государственном аппарате ряда постсоветских стран сопровождается формированием неформальных, клиентелистских структур внутри правительства, парламента и судебной власти. Утрированно говоря, это означает, что государство порой работает по принципу «мафии» - полноценные услуги только для избранных и за мзду.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Возврат капиталов. Желаемое и действительное

Востребованность государства всеобщего благосостояния в Казахстане

Казахстан: проблемы продовольственной безопасности

Тем самым коррупция становится политическим институтом, ориентированным на извлечение материальных выгод из политического процесса. По-иному коррупцию в этой системе называют политической рентой, то есть когда политические институты используются для получения экономических выгод. В виду таких правил игры жизнедеятельность, трансформации, видоизменения наших политических режимов направлялись только конкуренцией разных элитных группировок в борьбе за власть над распределением ресурсов. В этой связи одной из валидных концепций объяснения жизни наших режимов выступает теория неопатримониализма. По этой теории политическая коррупция является основой неопатримониальных режимов, которые монополизируют политические и экономические ресурсы, ограничивая к ним доступ общества.

Государственный аппарат становится здесь частным владением (патримониумом) топовых чиновников, когда государственная должность используется в основном для своих личных корыстных интересов. В такой властной схеме «хозяин» предоставляет «слугам» определенные права по распоряжению государственными ресурсами, которые составляют основу частной собственности всей этой команды. Вассал «хозяина» создает другую команду (группу влияния) со своими «слугами». Позиции, материальное благополучие патримониальных чиновников зависят от благосклонности главного «хозяина». В результате вся экономическая система, «хлебные» государственные должности поделена между основными группами элит – патронажно-клиентельными сетями. Каждая такая сеть, в свою очередь, содержит группу своих родственников, работающих на них «избранных интеллигентов».

Другими словами, коррупция у нас является не только материальной, экономической, но и политической, социальной, статусной выгодой. Чинуши используют должности ради своих корыстных интересов – это и есть сущность коррупции. Люди, приходя во власть, начинают менять ее законодательную структуру под себя, распределяя ключевые должности среди своих людей. Ими разрабатываются разные стратегические программы, проекты, на основе которых легче осваивать государственные ресурсы, средства, с помощью «своих» людей. Так создается закрытая корпорация круговой поруки. Ведь наша экономика базируется на распределении государством разных ресурсов. В ответ следуют откаты «своим людям» в центре, своеобразный аналог банковского процента. Все общество вовлечено в эту систему «власть-собственность», наши люди обычно начинают думать только в одном случае – чтобы не упустить своих корыстных интересов в этой схеме.

Поэтому коррупцией у нас негласно называется воровство государственных и общественных средств в непропорциональных должности, достаточности размерах. Это называется «канағат білмейды», либо «берет не по чину». А если чинуша ворует в «среднем» объеме и еще при этом занимается благотворительностью, то такого человека даже хвалят. Такие правила игры везде действуют, в том числе и в науке, неправительственном секторе. Проекты от государства, международных НПО здесь также рассматриваются как «собственность» управляющих чиновников. И эти проекты распределяются не по критерию их высокой научной, гражданской ценности, а по критерию лояльности, эмоциональной близости и норме разных откатов, как в материальной, так и в другой форме. Словом, политические факторы скорее выступают инструментом, оболочкой для совершения коррупционных правонарушений. Но их фундамент - это наши неформальные социально-культурные и социально-психологические нормы, правила жизни, составляющие костяк менталитета.

Как показывают многочисленные исследования, главными признаками коррупции являются именно неформальные связи. Поскольку для элементарного отмывания государственных денег, выстраивания коррупционных схем чиновникам нужны свои «агенты», «клиенты» в обществе. Повторюсь, в Казахстане весь быт, большая часть жизнедеятельности, бизнеса построены на неформальных нормах и принципах, но не на следовании Праву и Закону. Все это из-за того, что у нас низкое доверие к власти, слабые политические институты. Человек не может целиком и полностью положиться на защиту своих интересов со стороны государства. Да и простой человек у нас не является ценностью, его жизнь, в сущности, не стоит и копейки, особенно когда его использует государственная машина.

Ни для кого не секрет, что у нас высокий, можно даже сказать, аномальный уровень присутствия государства в общественных сферах. В нашей стране чуть ли не каждый чиновник мнит себя господином зависящих от него простых граждан. В итоге люди соглашаются на позицию услужения чиновникам, госорганам. И это делается не из-за какой-то невольной блажи - так люди зачастую решают свои проблемы в госорганах в обход закона, так как это проще и легче. Не случайно казахстанцы под коррупцией понимают преимущественно нелегальные денежные операции: взяточничество, мошенничество, казнокрадство в системе государственных органов. А такие операции как блат, протекционизм, непотизм, кумовство, подношения, подарки наши граждане даже не рассматривают как коррупцию. Согласно разным исследованиям, многие казахстанцы, дававшие взятки, делали это в форме подарков или благодарностей.

Такого рода действия, как правило, одобряются и воспринимаются с пониманием. Не дай Бог кому-нибудь отклониться от этих неписаных, неформальных норм и практик, как он тут же станет персоной «нон грата». Или, по меньшей мере, такое поведение не будет одобрено в социальной группе этого «отщепенца». И эти неформальные социально-культурные практики распространяются, воспроизводятся прежде всего в системе государственной власти. Госслужащие также являются частью общества, значит, и неформальные практики автоматически переносятся в государственную власть. Многие чиновники, госслужащие являются членами какой-либо «команды», в которой действуют свои узкие неформальные правила и связи с «клиентами» в частном секторе. В эти круги тяжело попасть. Для этого нужно получить право быть «своим».

У нас ведь практически весь бизнес, экономика завязаны на государственных тендерах, заказах, проектах, программах и т.д. Соответственно, власть предержащие имеют в нашем обществе высокий статус «особых» людей, распределяющих блага, ресурсы. Так, неформальные нормы и правила не только дополняют законы, но нередко их почти полностью заменяют. Между обществом и властью постоянно идет взаимообмен неформальных практик, в том числе коррупции. Таких примеров можно привести огромное количество. В частности, для того, чтобы получить какую-нибудь «справку», или иной документ, мы обращаемся к знакомым и через них решаем эту проблему. И так у нас не только в госучреждениях, но и в частных структурах. Даже простой поход к врачу не обходится без подключения связей, знакомств. И это мы делаем не только из-за экономии времени, денег.

Так сложилось, что мы не доверяем друг другу, не говоря уже о недоверии к действующим общественным и политическим институтам. Даже в коммерческих предприятиях существуют и работают целые «кланы» по родству, знакомству, дружбе. Короче, одной из главных причин коррупции в Казахстане является доминирование норм нашего менталитета над законом, стремление все решить неофициально. А как может быть иначе, если в нашем государстве не все равны перед Законом? Человек без связей, крутых знакомств, хорошего достатка стал у нас восприниматься как «лузер», ничтожество. Тем самым наш менталитет стал наполняться всякими вредными наслоениями, в основном в виде разного рода понтов. Причем, по-видимому, это не является продуктом только лишь современного Казахстана. Еще в казахской степи эпохи царской России среди баев было модно щеголять своим богатством, обильным скотом, связями и происхождением. (Современное соревнование тоев в роскоши из этой же «оперы».) Собственно, наша милитаристская культура «напрягать» является главной питательной средой коррупции. Есть одна показательная шутка: «Половина казахов работает в органах – другая стремится туда попасть, устроиться».

У нас сейчас ничто не имеет ценности, кроме денег, и, по сути, неважно, как вы их зарабатываете, можете хоть грабить, рейдерством заниматься. Главное для наших людей – это деньги, много денег, а все остальное, например, мораль, гуманизм – лирика и чепуха. Кто в нашем обществе не умеет зарабатывать денег – это лохи, ботаны. Им говорят: если ты умный, то почему не богатый? Сегодняшним казахстанцам по большому счету наплевать, как человек зарабатывает, сколько он дает мзды, скольких людей обошел, обманул: главное – заработал. Более того, таких хвалят, говорят: молодец, жігіт, мужчина. Вдобавок с давних пор практически все наше общество состязается в наличии «крутых» связей, знакомств, авто (скакунов) и живет в атмосфере таких ценностей. Всё это и является главной питательной средой для коррупции.

Таким образом, коррупцию в Казахстане невозможно победить, по крайней мере до тех пор, пока мы не перейдем от неформальных к правовым и моральным нормам регулирования взаимоотношений граждан с органами власти и между собой. Американский экономист Р. Клитгаард показал, что главными факторами широкого распространения коррупции являются монополия, свобода действий и отсутствие подотчетности государственной власти. То есть коррупция слабо развита в обществе только в случае регулярной сменяемости власти, существования системы сдержек и противовесов внутри нее, в том числе с контролем со стороны не только госорганов, но и институтов гражданского общества…

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Песах – основа культа знаний у евреев

Возрождение Антанты и военной силы Японии

Россию начнут выдавливать из Таджикистана?

Непростая борьба с осью зла

Расчеловечивание и отсутствие презумпции невиновности

Когда спецслужбы превращаются в гестапо

Топ-тема

Другие темы

КУЛЬТУРА | 23.04.2024

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

ОБЩЕСТВО | 23.04.2024

Своевременно и необходимо

ГЕОПОЛИТИКА | 23.04.2024

Песах – основа культа знаний у евреев

АНАЛИТИКА | 22.04.2024

О проблемах декоммунизации

ПОЛИТИКА | 19.04.2024

Аргументов становится всё меньше

АНАЛИТИКА | 19.04.2024

В этот день. Независимость, «Копейка» и Симпсоны