«Для нас большая честь объявить двух лауреатов Премии - общественный деятель Ботакоз Копбаева из Казахстана и афганский журналист Заки Дарьяби и его газета «Этилаат Роз», - говорится в пресс-релизе Transparency International.
Представитель Казахстана получает эту награду впервые.
Есть ли повод для гордости? Несомненно.
Но есть и обратная сторона медали. Если лично для Ботакоз Копбаевой и ее соратников - это безусловная победа, то для Республики Казахстан - успех сомнительный, ведь победителями конкурса, как правило, становятся общественники из стран, где коррупция стала безудержной и приобрела глобальные масштабы. В этом году вместе с нашей соотечественницей победу праздновал журналист из Афганистана. Выводы делайте сами.
Напомним историю Копбаевой.
В 2017 году, после возвращения в Казахстан, по приглашению ректора Жании Аубакировой она возглавила финансовый блок Казахской национальной Консерватории им.Курмангазы. Вскоре Копбаева вскрыла многочисленные финансовые нарушения. Речь шла о сотнях миллионах тенге. 12 июня 2018 года Акорда сообщила об освобождении Жании Аубакировой от должности ректора Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, в которой она проработала 21 год.
Разоблачение обернулось нападением на Ботагоз Копбаеву. Преступление не раскрыто до сих пор.
Вот как она вспоминает о противостоянии со своим бывшим шефом - Жанией Аубакировой.
«Что сказать?.. Уже нет ярких эмоций. Есть только недоумение. И недоумение мое связано с абсолютным игнорированием всего случившегося теми, кто должен был поддержать и помочь. Вы, мои драгоценные друзья, помните то время. Время, когда я стучала в закрытые двери. Когда каждый день вызывала полицию и не понимала того - как??? Как полицейский, прибывший на вызов, идет не к тому, кто его вызвал, а к руководителю учреждения. «Мына айелдын басы стемейды (эта женщина дура), - сказала полицейскому, указав пальцем на сидящую в ее приёмной меня, народная артистка. И полицейский, скользнув по мне взглядом, вышел из приёмной ректора Консерватории. А я осталась там. И долго не могла найти в себе силы, чтобы подняться с дивана. «Кто ты такая? Кто ты и кто она? Она же памятник! Вали отсюда! Уезжай в свою Турцию»... Вот что мне советовали некоторые. И так страшно было... Три года назад, когда все: СМИ, трудовая инспекция, полиция, прокуратура, антикоррупционная служба оказались закрытыми для меня, я была в отчаянии. И только вы были рядом. Вы. Люди, которые незнакомы со мной, но которые устали терпеть этот беспредел".
В этом году на премию Transperensy international претендовали более двухсот номинантов. Большинство из них из стран, которые не назвать демократическими.
По итогам 2019 года Казахстан в мировом рейтинге коррупции занял 113 место в списке из 180 стран и набрав 34 балла из 100, а годом ранее Transparency International отвёл Казахстану 124 место (которое было поделено с несколькими другими странами) по уровню коррумпированности.
Предвосхищая резонный вопрос, сообщу, что эта премия не подразумевает никакого материального вознаграждения для победителя.
«Таким образом никто не может обвинить меня в корысти. К тому же, заявку на участие подавала не я. Такое право имеют общественные организации или деятели в этой сфере. Какую реакцию я ожидаю от нашего государства и «Антикора»? Я вчера сказала на церемонии об этом. Я хочу, чтобы власти Казахстана наконец-то всерьез взялись за системную борьбу с коррупцией в отраслях культуры, спорта и туризма. За три последних года я не смогла добиться, чтобы они возбудили уголовное дело по моему расследованию. Я настаиваю на том, что коррупция в системе МКС носит системный характер и без серьёзного, глубокого расследования не обойтись. Культура - это ключевая отрасль, которая потенциально может повлиять на развитие нашего общества и государства. Осознавая это я и стучу во все двери. Увы. Они пока закрыты для меня», - говорит Б.Копбаева.