Начнем с события, прошедшем на прошлой неделе. Многие российские СМИ лишь пропустили его через свои новостные ленты, выдав лишь тезисы из пресс-релиза. Но два пророссийских армянских издания, в том числе «Спутник-Армения», вырвали из общего контекста один тезис, развив его до угрозы в сторону Казахстана. Речь идет о круглом столе на тему «Азиатско-Тихоокеанский вектор внешней политики Российской Федерации в контексте современных геополитических изменений», прошедшем в Совете Федерации.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Ризван Гусейнов: «Выпады Симоньян и Кеосаяна в адрес Казахстана –это государственная измена»
Джанибек Сулеев: «Казахстанская журналистика живет в эпоху перманентной революции»
Там много говорили о «коллективном Западе» и том, что он «всеми силами давит на наших партнеров, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе, воспринимая их отказ от введения антироссийских санкций как поддержку России». А вот некий Кирилл Барский, посол по особым поручениям МИД РФ, уточнил: «У нас есть проблемы в том числе внутри нашего союза: последнее время Казахстан начал «притормаживать» и свое участие в Евразийском экономическом союзе и работу по большой Евразии, это очень тревожный сигнал».
Еще раз отметим, что на этом «тревожном сигнале» акцентировали внимание только два ресурса, прямо зависящие от кремлевской пропагандистски Маргариты Симоньян. Другие пока молчат – начиная с федеральных политиков и заканчивая «пустолайками» на региональном уровне. Даже на визиты в Казахстан президента Евросоюза Шарля Мишеля и главы МИД Германии Анналены Бербок особого внимания никто не обратил. Не считая очередного выпада Марии Захаровой в отношении последней – когда фрау Бербок призвала страны ЦА держаться подальше от России и Китая. Правда это она сделала, отвечая на вопросы журналистов в Ташкенте.
А вот в Астане она открытым текстом приветствовала усилия Казахстан по дистанцированию от России. Официальные казахстанские ресурсы этот момент упустили из внимания, хотя довольно подробно описали ее визит, как и встречи с месье Мишелем. Кстати, становится тенденцией, когда встречи и переговоры с представителями РФ, включая президента, лишь мельком проходят в официальных релизах, а иногда и вовсе игнорируются. Это тоже своеобразно дистанцирование, хотя мы все понимаем, что Германия в лице госпожи Бербок не это имела в виду.
Впрочем, это отдельная тема для разговора, к которой мы обязательно вернемся – тем более, в обозримом будущем для этого появится конкретный повод. А возвращаясь к «тревожному сигналу», скажем такие фразы из уст дипломатического работника исходят не просто так и вряд ли это можно отнести к «личному мнению» Барского. Это как ребенок взболтнет на людях то, о чем говорят родители у себя на кухне.
Мы не откроем большого секрета, если скажем, что российская внешняя политика по отношению к бывшим союзным республикам базируется на «братском» принципе. Причем, Россия выступает в роли брата старшего, а остальные – младшие, выращенные и поднятые на ноги исключительно благодаря ей. Даже со стороны официального Кремля звучат такие реплики – про всякие там «подарки» и «историческую справедливость».
Это, в основном, на эмоционально-идеологическом плане. Против таких реплик со стороны Казахстана всегда найдется что сказать, и президент Токаев это временами озвучивает, в том числе, что Россия, как таковая, нас в январе не спасала. В историко-идеологическом плане Астана сейчас проводит некоторые мероприятия по этому поводу – пусть немного запоздалые, но все же.
Возьмем образ «старшего брата», как защитника, который всегда придет на помощь. Этот тезис один из наиболее распространенных и нередко используется как аксиома. Мол, «если вдруг Китай нападет» или «душманы из Афганистана прорвутся», то только на Россию можно будет рассчитывать. Некоторые грешат даже на «коллективный Запад», вспомнив «образ врага» из советского прошлого. Но тут надо вспомнить тот неоспоримый факт, что «вторая армия мира» показала огромные потери в войне в Украине. Поэтому она не только не может «защитить» себя (на оккупированных территориях Незалежной), но помочь кому-либо другому.
Экономический капкан, в котором оказался Казахстан «благодаря» разным там торгово-таможенным союзам, на деле является самым сложным. Акорда в этом плане предпринимает много усилий для «дистанцирования» от российской экономики. Наверное, не стоит все перечислять, да и бытует мнение, что могли бы и больше делать. Но, в любом случае, Астана идет по верному пути.
Но есть направление, в котором еще, мягко говоря, мало продвижения. Речь идет о защите отечественного информационного поля от прямого влияния российской пропаганды. Тут мы в явном проигрыше практически по всем фронтам. Казахстан, по большому счету, не может предоставить качественный альтернативный контент. У властей не поднимается рука на ограничение вещания российских телеканалов, не говоря уже о полном их отключении. С правовой точки зрения, между прочим, это сделать очень просто, так как на каждом первом новостном канале идет ежедневная открытая пропаганда агрессивной войны, а между делом обильно сеется межнациональная рознь.
Нам остается только надеяться, что следующим шагом Астаны будет существенное продвижение в этом направлении. Только вот ей сил и смелости надо будет набраться. Ну и отечественный контент подготовить. Можно даже на двух языках – чтобы «северяне» поняли, что не надо нам такого «старшего брата».
Фото из открытых источников