- Многие эксперты утверждают, что после начала войны в Украине началось изменение миропорядка. Вы согласны с этим мнением, если да, то каким, на ваш взгляд, может быть новый миропорядок?
- Война России против Украины стало последней точкой кипения в международных отношениях 21 века. Сама эта война несет радикальный перелом в миропорядке, установленный после 1945 года, и измененный в начале 1990-х годов. Если до этого были преимущественно эволюционные перемены посредством естественного развития, то здесь мы наблюдаем локальную войну, вполне способную перерасти в мировую. Внимание всего мира приковано именно к этой войне. И в тоже время наблюдается политический конфликт между США и Китаем, который очерчивает возможный возврат к биполярной системе. Однако развитие событий все же формирует многополярную систему.
- Пару недель назад на Валдайском форуме Путин говорил, что на смену миропорядку во главе с США должен прийти многополярный мир, в котором западные ценности и нормы не будут задавать правила игры. Дулатбек Балгабекович, как думаете, что этим хотел сказать Путин, что право силы, а не законы и мораль, должно определять мироустройство?
- В 1990 году установился однополярный мир во главе с США. С 2008 года по сегодняшний день мир находится в политическом вакууме, где Запад уже не имеет прежних сил повсеместно диктовать свои условия, но и Восток не набрал еще своего зрелого политического веса. Именно в условиях этого политического вакуума идет трансформация к многополярности. В международных отношениях налицо применение двойных стандартов, где право силы расходится с законами и моралью. Путин задается вопросом: «Если Запад применяет силу, то почему Россия не может?», что на примере войны России против Украины мы и видим.
- На недавно прошедшем 20 съезде КПК Си Цзиньпин заявил о необходимости формирования биполярного мира. То есть во главе США и КНР. Пекин настроен на повторение советско-американского биполярного мира, или Китай готов на мирное сосуществование с США?
- В мире идет конкуренция между этими двумя державами, где США хотят удержать свое первенство, на которое претендует и Китай. Другие государства не только наблюдают эту баталию, занимая выжидательную позицию. Они одновременно работают над формированием многополярного мира. Эта картина отражает сопротивление деглобализации против процесса глобализации. Если Америка открыта для мира, то Китай вследствие своей внутренней исторической замкнутости не способен быть привлекательным для стран мирового сообщества. И вряд ли мир допустит доминирование Китая, а поэтому биполярность проиграет конкуренцию многополярности.
- Есть мнение, что Пекин готов ради установления мирного сосуществования с США отказаться от сотрудничества с путинской Россией. Он даже якобы не против условного раздела российской территории между КНР и США. Дулатбек Балгабекович, насколько соответствуют реальности такие сценарии?
- Реальность такова, что для Китая важнее всего свои национальные интересы, в соответствии с которыми Пекин и строит ровные отношения как с Россией, так и с США. В войне России против Украины Китай ничью сторону не занимает. С путинской Россией Китай сближается или отдаляется в зависимости от политических и экономических выгод. Западные санкции против Китая, в случае оказания китайцами поддержки России, весьма невыгодны Пекину. В Вашингтоне это хорошо понимают. К тому же международные санкции против России дают Пекину возможность поставить Москву в свою зависимость.
- По Вашему мнению, какое место в новом миропорядке может занять Казахстан, учитывая наши хорошие позиции в китайском проекте «Один пояс, один путь»?
- Еще в начале 2010 годов Казахстан стал региональной державой вследствие активной внешней политики и обладания рыночным статусом. Председательство в ОБСЕ, ОИС и Совете Безопасности ООН в данном десятилетии высоко подняли имидж страны в мировом масштабе. Но самым важным шагом при вступлении в новый миропорядок стало совместное участие Казахстана со странами Центральной Азии в региональной интеграции «Союза пяти» в июле 2022 года. Регионализация – это ключевая часть общего процесса в формировании многополярного мира. Само географическое расположение и геополитическое предназначение делают Казахстан ключевым звеном в новом миропорядке.
- Дулатбек Балгабекович, не растворится, не потеряется ли Казахстан в таком новом сложном мироустройстве? Ведь наша государственная власть, политическая элита в философском, цивилизационном плане ещё несколько слабоваты.
- С провозглашением национальной независимости Республики Казахстан руководство страны взяло курс на многовекторную внешнюю политику. Казахстан является инициатором многих политических и экономических проектов регионального и континентального масштабов. Самым важным является создание и функционирование СВМДА, что говорит об определенном политическом весе нашего государства. Казахстан стал местом для переговорного процесса между разными государствами и силами, находящимися в конфронтации (Иран-западные страны, межсирийский диалог). Только в октябре 2022 года в Астане состоялось несколько форматов многосторонних встреч в рамках СВМДА, СНГ, Центральная Азия + Россия, Центральная Азия + Европа и т.п. Позиции Казахстана в новом мироустройстве будут двукратно возрастать и крепнуть, если внутри страны будет искоренена или сведена до минимума коррупция.
Дулатбек Балгабекович, рахмет за интересную беседу!
Фото из открытых источников