Итак, Рахмон в этом своем выступлении свалил в кучу разные, казалось бы, несвязные вещи. Но в самом конце своей речи он высказал, наверное, главный «отвлекающий» посыл всего своего спича, под которым скрывается более глубокий смысл. Он указал, что в сентябре в Душанбе на международном инвестиционном форуме «Таджикистан — Россия» присутствовал лишь российский замминистра, а можно было бы, дескать, прислать министров. Рахмон также посетовал на то, что российские бизнесмены в Таджикистане интересуются только нефтью и газом, хотя в Таджикистане «минеральных ресурсов больше, чем в таблице Менделеева». То есть, на взгляд Рахмона, это неуважение, невнимание к Таджикистану со стороны Москвы. Известный кыргызский политик Феликс Кулов в своем аккаунте в Фейсбуке отметил обиду Рахмона насчет не приезда высокопоставленных российских чиновников на бизнес-форум в Душанбе.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Третьей мировой войны не будет
Призыв Путина разжигает в России гнев, нестабильность и насилие
Ф. Кулов считает, что «многие комментаторы неправильно восприняли слова» Рахмона как наезд на Путина. На взгляд Ф. Кулова: «Проскальзывают (в речи Рахмона) и нотки оправдания, которые надо рассматривать в контексте произошедшей агрессии против Кыргызстана. Рахмон не мог не сознавать, что Путин, хотя прямо и не высказывался, но в душе не одобрил нападение на Кыргызстан. Поскольку Рахмон выступал без заранее подготовленного текста, то свалил все в одну кучу, желая показаться хорошим и, при этом обиженным и недооцененным. Рахмон не случайно начал свою речь с того, что не было внимания малым республикам и малым народам. Принимая во внимание заявление Путина, что в Москве есть карты, которые помогут разобраться в вопросах границ между Кыргызстаном и Таджикистаном, он постарался упредить нежелательный для себя расклад, потому что знает: по картам СССР он проиграет нам в споре по границам».
Хотя, возможно, Рахмон подозревает, что Путин знает, на чьей стороне «правда» по картам, и потому-то выдал такую обиженную речь, загодя клянча из Москвы помощь по этому вопросу. Рахмон понимает, что сегодня Россия, например, намерена начать большую игру в Афганистане, и она, следовательно, нуждается в сотрудничестве с таджиками в этом предприятии. Соответственно, Рахмон, как говорится, почувствовал почву под ногами и «раздухарился». В действительности же Рахмон не собирается никуда дистанцироваться от России, ибо от неё он зависит весьма и весьма сильно.
Можно сказать, что режим Рахмона держится благодаря «российским штыкам», если учитывать нахождение в Таджикистане 201-й дивизии и других российских военных спецобъектов. К тому же ВВП Таджикистана на треть формируется за счет перечислений таджикских трудовых мигрантов из России. И самое главное – Рахмон, по всей видимости, в транзите своей власти будет опираться на помощь Москвы. По крайней мере, ряд российских экспертов считает, что два года назад Кремль принял решение, что транзит верховной власти в подконтрольной ему части постсоветского пространства отныне должен проходить под опекой России.
В связи с вышесказанным напомним, что В. Путин на пресс-конференции в Астане в числе прочего заявил: «Россия оценит предложения Кыргызстана и Таджикистана по урегулированию на границе этих стран и изучит хранящиеся в Москве карты. У Москвы зачастую больше информации о границах союзных республик, чем у них самих». Другими словами, Путин тем самым как был дал понять, что проблема делимитации кыргызско-таджикской границы будет решаться по усмотрению Москвы. Рахмон в указанной речи, наверное, именно этот момент назвал возвратом в СССР. Не случайно в своей речи Э. Рахмон призвал Путина не повторять ошибок, приведших к развалу Советского Союза. Таким образом, Рахмон еще и «угрожал», что Россия может потерять Таджикистан, если не будет уделять ему должное внимание.
Как в этой ситуации поступит Москва, в чью пользу она будет толковать советские карты территорий Кыргызстана и Таджикистана? Очевидно, что данный вопрос сейчас является наиболее взрывоопасным для нашего региона. И Кремль это понимает, и, по-видимому, попытается разыграть вокруг этой дилеммы свою партию. Как известно, недавно Турция поставила в Кыргызстан партию новых беспилотников Байрактар Акынджы, которые лучше, чем ранее предоставленные кыргызам знаменитые БПЛА Байрактар ТВ2. Не исключено, что этим самым Анкара в очередной раз хотела подчеркнуть свою поддержку Бишкеку в обеспечении его безопасности.
В середине сентября Си Цзиньпин в Самарканде заявил, что Китай всегда будет надежным другом и партнером Кыргызстана, решительно поддерживая его путь развития, и право на защиту независимости, суверенитета и безопасности. К слову, судя по всему, Путин «выразил» Рахмону недовольство насчет агрессии против Кыргызстана под давлением Бейджина, который, как мы ранее писали, становится главным гегемоном в ЦА. Учитывая все эти факторы, Москва, вероятно, начнет в вопросе делимитации кыргызско-таджикской границы аккуратно делать ставку на Таджикистан, так пытаясь торговаться в первую очередь с Анкарой.
Ведь сегодня Турция имеет сильные позиции в Кыргызстане, оказывая большое идеологическое влияние на кыргызское общество. В Кыргызстане действует ряд турецких учебных заведений. Турецкие высшие учебные заведения принимают активное участие в подготовке кыргызских студентов, офицеров армии, спецслужб. Анкара часто оказывает различную благотворительную помощь Кыргызской республике (КР), что очень благодарно и с теплотой воспринимается в кыргызском обществе. Турецкое управление по сотрудничеству и развитию (ТИКА) на эти цели ежегодно выделяет десятки миллионов долларов США. Кстати, ТИКА в последнее время отдает приоритет проектам в Центральной Азии. Эта организация реализовала несколько десятков проектов по развитию рыночной экономики, идей пантюркизма в Кыргызстане.
Турция является важным экономическим партнером Кыргызстана с товарооборотом на несколько сот млн. долларов в год, что, правда, в несколько раза меньше, чем торговля с Россией. Вместе с тем Турция занимает второе место после Китая по объему прямых иностранных инвестиций в кыргызскую экономику (более полмиллиарда долларов). Турецкий бизнес широко присутствует в торговой и девелоперской сферах Кыргызстана. Более того, Анкара рассматривает Бишкек как второй после Казахстана плацдарм своего активного продвижения в Центральной Азии. Кыргызстан принимает активное участие в ряде военных программ Турции, в том числе по линии НАТО.
Путин уважает только силу. В Эрдогане он видит такую силу, так как турецкий президент неоднократно не покупался на шантаж Москвы, и продолжал продвигать свои интересы. К примеру, в Карабахе Азербайджан одержал вверх над Арменией во многом благодаря Турции, которая тем самым попросту проигнорировала интересы России. Думается, что Кремль сейчас в условиях международной изоляции, разрастающегося кризиса не будет привередничать, учитывая имеющиеся неплохие экономические связи с Турцией (Турецкий поток, АЭС Аккую, турпоездки россиян и др.). Россия вряд ли захочет терять такого экономического партнера как Турция. Анкара проявляет решимость стать одним из главных модераторов будущего урегулирования войны в Украине, что очень устраивает Путина. Поэтому Кремль ни в коем случае не готов ссориться с Турцией, по меньшей мере, в перспективе ближайших нескольких лет. Так что Эмомали Рахмон и дальше будет тихо обижаться на Москву.
Фото из открытых источников