Интервью

Бахыт Жусипов: «Скоро весь мир будет говорить об «афганском экономическом чуде»»

Талгат Мамырайымов

12.10.2022

Казахстанский эксперт по Центральной Азии, кандидат политических наук, доцент Б. Жусипов в интервью для Сheck-point.kz рассуждает о разных спекуляциях вокруг ситуации в Афганистане.

- Отдельные эксперты полагают, что Исламский эмират Афганистан (самоназвание страны, управляемой Талибаном) стремится получить признание в мире, чтобы наладить взаимовыгодное экономическое сотрудничество с рядом стран. Бахыт Сайлаубаевич, так ли это на самом деле, или еще есть угрозы с территории Афганистана, ибо талибы покровительствует некоторым террористическим организациям, да и там часто происходят теракты?

- Во-первых, со стороны Афганистана нет никакой военной угрозы для Центральной Азии. Во-вторых, талибы поняли, что с соседями надо торговать, а не воевать. В-третьих, талибы никогда не участвовали в террористических актах в Центральной Азии. В-четвертых, сейчас афганский народ нуждается в доступном медицинском обслуживании и продуктах питания. В-пятых, наблюдается большая тревога у афганцев в связи с ситуацией в экономическом секторе.

Талибы захватили власть в Афганистане в середине августа 2021 года. В ООН считают, что после вывода войск США начался спад экономики Афганистана. По оценкам всемирной организации, около 19 млн человек в Афганистане столкнулись с острой нехваткой продовольствия, из них 6 млн грозит голод. В ООН обратили внимание, что возникли проблемы с финансированием плана гумпомощи Афганистану: на эти цели не хватает $3,14 млрд, причем более $600 млн срочно требуется для подготовки к зиме. Таким образом, Талибан в настоящее время озабочен решением вышеобозначенных проблем, в том числе за счет помощи сельскохозяйственному сектору, чтобы как-то нарастить производство базовых продуктов питания.

- Бахыт Сайлаубаевич, идеология движения Талибан имеет многих поклонников в Центральной Азии, что, например, было видно по июльскому визиту талибских двух министров в Самарканд. В этом плане, на ваш взгляд, что наши страны могут противопоставить идеологии Талибана, чтобы сохранить свой светский характер?

- За последние время «Талибан» модернизировался и чуть ли не стал прогрессивным суннитским движением, целью которого является реформация ислама. Однако ответы талибов на каждый вопрос сопровождаются ссылкой «в соответствии с шариатом», что позволяет в любой момент вернуться к традиционным для «Талибана» ценностям и практикам. Совершенно очевидно, что «Талибан» не играет по правилам, принятым в мире. Центральноазиатские государства были готовы к приходу к власти талибов. Но крах правительства Ашрафа Гани произошел быстрее, чем многие ожидали. Власти стран Центральной Азии начали переговоры с талибами. Они сохранили свои посольства в Афганистане. У них нет другого выбора, кроме как признать реальность правления Талибана. Иными словами, образ жизни и идеология Талибана не может быть популярной в центральноазиатских государствах. К тому же в данное время для талибов насущны не проблемы идеологии, а разрешение социально-экономических проблем в Афганистане.

Кроме того, идеология талибов отличается от запрещенных всюду ИГИЛ и Аль-Каиды. Их ислам связан с уважением к местным обычаям. Широкая внешняя экспансия за пределы Афганистана не отмечена в их идеологии. Наконец, многие считают их пуштунским национальным движением, сконцентрированным на местных проблемах, а не на внешней экспансии.

- В этой связи, Бахыт Сайлаубаевич, что можете сказать о геополитической ситуации вокруг Афганистана?

- В последнее время существенно меняется и геополитический расклад вокруг Афганистана. Мировое сообщество разделено в вопросе о том, как вести себя с Талибаном, и позиция великих держав региона по этому вопросу, таких как Китай, Россия и Индия, определяется их геополитическим соперничеством с США. Россия все больше активизируется на афганском направлении. Теперь Москва получила новый статус – гаранта энергетической и продовольственной безопасности «Исламского Эмирата Афганистана». Роль КНР в обеспечении безопасности в Центральной Азии тоже возрастает. Пакистан через талибов политически продвинулся в Афганистане, а Индия отдалилась. Соседние государства, такие как Иран, Пакистан и республики Центральной Азии, поддерживают прямое взаимодействие с Талибаном на различных уровнях. Китайское дипломатическое присутствие в Кабуле расширилось, и частота встреч между китайскими дипломатами и руководством Талибана также увеличилась за последний год. Тем не менее, западные страны поддерживают с талибами некое практическое взаимодействие на техническом и процедурном уровне. Но на них оказывают влияние общественные настроения внутри Запада. Во многом поэтому Запад также потерял рычаги воздействия на талибов. Единственный рычаг, который у них остается - гуманитарная помощь.

- Недавно сообщили, что движение Талибан заключило с Россией соглашение по бартерным поставкам российского зерна и топлива. В ответ Афганистан будет отправлять в Россию сельхозпродукцию. Бахыт Сайлаубаевич, что означает эта сделка – сближение России с Талибаном вопреки Западу, либо Афганистан делает это из-за глубоких экономических проблем?

- Талибы поняли, что Россия – это стратегический партнер Афганистана. Как заявил Постпред РФ при ООН В. Небензя, экономика Афганистана «была фактически уничтожена 20-летней оккупацией США и НАТО». Он добавил, что Россия «помогала и будет помогать Афганистану». Годовой товарооборот между Россией и Афганистаном вырос до $170 млн. Делегация Исламского Эмирата обсуждает импорт продукции из РФ с российскими официальными лицами. Ожидается, что делегация обсудит бартерную торговлю с российской стороной и импорт нефти и пшеницы в Афганистан. В рамках бартерной сделки правительство ИЭА собирается поставлять в обмен на российский импорт в основном продукты сельского хозяйства – изюм, миндаль и мех ягнят. Афганистан может предложить российским компаниям участие в разработке месторождений редкоземельных металлов, в частности, лития.

Предложение о бартере возникло в связи с тем, что Афганистан переживает экономический кризис, и, таким образом, страна будет экономить очень необходимую ей валюту, поскольку афганские активы до сих пор заморожены в западных банках, а у Москвы сложились конструктивные невраждебные отношения с правительством талибов. В связи с новой ситуацией остро встают проблемы с торговлей и инфраструктурными проектами, соединяющими Россию, Центральную Азию, Афганистан и Южную Азию (электрическими сетями, железными дорогами, газопроводом). Афганистан также занимает центральное место в различных инфраструктурных проектах, таких как газопровод «Россия-Казахстан-Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия». Талибы будут заинтересованы в реализации этих проектов.

- Некоторые аналитики называют Афганистан наркогосударством, и что поэтому там в ближайшие годы вряд ли возможно построение цивилизованного государства. Вы согласны с этим мнением?

- Весь мир борется с наркопреступностью, и в том числе и Талибан, но безуспешно. Это проблема не только Афганистана, но и всего мирового сообщества. Афганистан - наркогосударство, в котором производство опиатов дает треть ВВП. В последнее время выращивание и торговля наркотиками наоборот увеличились. Спутниковые снимки показали расширение фабрик по производству метамфетамина на юге Афганистана. За последние годы производство наркотиков выросло в четыре раза: сейчас по всей стране обрабатывается около 328 000 гектаров земли. Произошли и качественные изменения: Афганистан, перешел к масштабному производству конечного продукта - героина.

Теперь контроль над наркотрафиком для талибов означает, что они должны пойти против большинства командиров моджахедов и местных лидеров, которые занимались этим бизнесом. Для них выручка от продажи наркотиков была одним из основных источником дохода. Это будет непросто, потому что это приведет к расколу и создаст дальнейшую раздробленность в ряде местных племен. Возможно, они выступят против Талибана. Поэтому талибы очень осторожны. Поскольку Афганистан сталкивается с засухой и изменением климата, альтернативные сельскохозяйственные культуры, (пшеница, ячмень и другие), не приживаются, и талибы не в состоянии обеспечить людей средствами к существованию. Вот почему талибы не смогут искоренить культивирование наркотиков и свести его к нулю в ближайшем будущем.

- Бахыт Сайлаубаевич, в целом, в будущем как могут складываться отношения Центральной Азии с Афганистаном, в каких областях мы можем плодотворно сотрудничать?

- Сегодня страны Центральной Азии активно развивают политические, торгово-экономические и культурно-гуманитарные связи с Кабулом, а также воспринимают стабильность Афганистана как безопасность и залог стабильности и процветания всего обширного региона. Суть нового подхода также очень четко отражает призыв лидеров Центральноазиатских государств перестать воспринимать эту страну исключительно как источник угрозы, а начать смотреть на Афганистан с точки зрения возможностей. Этот призыв получил широкую международную поддержку, и позволил по-новому взглянуть на Афганистан. Теперь имеется общее понимание важности вовлечения этой страны в региональные экономические процессы. Несомненно, урегулирование ситуации в Афганистане окажет огромное влияние на Центральноазиатский регион. Мирный Афганистан открывает для всех новые, уникальные перспективы сотрудничества, которые принесут выгоду для всех.

Важный вклад в расширение торговли внес Международный логистический центр «Термез-Карго». Этот крупный логистический терминал, расположенный в Сурхандарьинской области в непосредственной близости от афганской границы. Он облегчает проведение экспортно-импортных и транзитных грузопотоков между странами. Строится железная дорога из Мазари-Шарифа до Кабула и далее до пакистанского Пешавара, которая откроет странам СНГ доступ к портам Южной Азии. В перспективе намечается строительство новой транзитной железной и автомобильной дороги «Индия – Пакистан – Афганистан – Узбекистан – Россия и Западная Европа».

Наращивается взаимодействие в энергетической сфере, что является ключевым фактором в деле социально-экономического восстановления Афганистана. Начато строительство ЛЭП «Сурхан – Пули-Хумри», которая позволит Узбекистану увеличить поставки электроэнергии в Афганистан на 70%. Запуск этой ЛЭП внесет вклад в решение острейшей проблемы Афганистана – дефицита электроэнергии. Талибан намерен в дальнейшем поднять вопрос о строительстве нескольких АЭС в Афганистане, чтобы обеспечить электроэнергетическую независимость.

Таким образом, выстраивание плодотворных контактов с правительством ИЭА сулит значительные выгоды для Центральной Азии в долгосрочной перспективе. Поэтому следует правильно расставить акценты. В нынешней ситуации корректно выстроенная политика сможет воссоздать благоприятную почву для развития взаимовыгодных экономических отношений с талибами. Уверен, скоро весь мир будет говорить об «афганском экономическом чуде»…

- Бахыт Сайлаубаевич, рахмет за интересное интервью!

Фото из открытых источников



Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Самоубийство как ответ проблемной реальности

Counter-Strike как метод управления

От Дурова до Кима

Философия прагматического эгоизма

Бейджин пытается помочь Москве?

Системная болезнь Казахстана

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 14.09.2024

Перспективы атомной энергетики обсудили в Туркестане

ЭКОНОМИКА | 13.09.2024

Проблема под контролем: что происходит с водоснабжением Алматы

НОВОСТИ | 13.09.2024

Олжасу Бектенову рассказали о развитии Шымкента

НОВОСТИ | 13.09.2024

Соглашение о сотрудничестве заключили Узбекистан и Турция

НОВОСТИ | 13.09.2024

«Челси» ждут экстремальные условия в Алматы

НОВОСТИ | 13.09.2024

Туркменистан отправил 93 тонны гуманитарной помощи в Афганистан