Самым часто упоминаемым в этой связи оказался Папа Римский Франциск, который в приветственной речи не только цитировал Абая. В выступлении он посвятил творчеству Абая Кунанбаева значительное время.
Обратился к мудрости классика казахской литературы и другой участник съезда, Улиссес Соарес - бразильский религиозный лидер и бывший бизнесмен, старейший член Кворума Двенадцати Апостолов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Он сослался на Абая, в понимании которого религия призывает к сдержанности и милосердию и не запрещает познавать окружающий мир при помощи разума. О драматической истории из жизни самого Абая Кунанбаева участники съезда могли узнать, посетив культовый музыкальный спектакль «Абай» в Театре оперы и балета «Астана Опера».
В рамках культурной программы лидерам мировых религий показали множество достопримечательностей, объектов культуры столицы Казахстана. Накануне съезда для участников и гостей съезда дал концерт коллектив «Most Nationalities in an orchestra». Этот проект был посвящен установлению мирового рекорда – выступлению самого многонационального музыкального оркестра, в составе которого - исполнители 75 национальностей.
Конечно, побывали гости Астаны, лидеры мировых религий, в центре столицы, где в дни работы съезда проходил Этно-фестиваль «The Voice of the Great steppe». Заложили аллею деревьев в «Парке Мира и Согласия». Посетили монумент «Байтерек», в центре которого установлен деревянный глобус с автографами представителей 17 вероисповеданий мира, символизирующий единство всех религий.
Особым маршрутом в культурной программе участников Съезда было посещение центров духовно-религиозного развития, где проводятся богослужения и молебны. Побывали гости в главной мечети Астаны, в кафедральном Успенском соборе, в Евангелическо-Лютеранском храме Христа Спасителя, в Соборе Матери Божьей Неустанной Помощи. Огромное впечатление на представителей мировых религий произвела Соборная мечеть Астаны - самая большая по вместимости мечеть Казахстана и Центральной Азии, входящая в список 10 крупнейших мечетей мира. Абделатиф бен Абдулазиз бен Абдрахман Аль аш-Шейх, саудовский богослов из рода Аль Шейх, Верховный муфтий Саудовской Аравии, сказал, что вслед за мечетью Аль-Харам в Мекке, (где стоит священная Кааба), эта крупнейшая в Казахстане и Центральной Азии мечеть восхищает своим уникальным обликом и невероятной красотой.
По приглашению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра главный храм Православной Церкви Казахстана, самый большой на территории РК и Центральной Азии
– Успенский кафедральный собор столицы, посетили Патриарх Иерусалимский
Феофил III и иерархи Русской Православной Церкви, прибывшие на VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, а также большая делегация Русской Православной Церкви.
Патриарх Иерусалимский Феофил III в своем обращении к пришедшим в собор на службу сказал такие слова: «Православно-христианский взгляд на мир начинается с мира, который находится в основе самого Бога. Как написано в Новом завете: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими». Мир – это мать гармонии, мать согласия. Потому что, если нет мира в сердце человеческом, где обитает дух Божий, не может быть мира ни среди собратьев по человечеству, ни среди основного творения».
Патриарх призвал прихожан Успенского кафедрального собора к поддержанию мира, прежде всего, в своих семьях.
Настоятель собора протоиерей Дмитрий Байдек провел экскурсию для лидеров православия, рассказал о ведущем храме Астаны, о его главных святынях – чудотворных списках Почаевской и Дивеевской икон Божией Матери, о частицах мощей святого Андрея Первозванного и Киево-Печерских преподобных отцов.
В числе прочих гостей собора были епископ Грузинской православной церкви Ефрем, а также епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий.
Здесь, в Успенском кафедральном соборе, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий (в миру Сергей Загребельный) поделился своим впечатлением о VII съезде лидеров мировых и традиционных религий, о его роли для мирового сообщества, а также о важности традиционных ценностей для человека.
Епископ Савватий убежден, что когда собираются вместе представители не одного только вероисповедания, а лидеры разных мировых традиционных религий, то они говорят о ценностях своей религии, и с уважением относятся к иным религиозным направлениям: «Они транслируют это уважение своим единомышленникам в вере. Ведь что мы видим сейчас в Европе: носишь на шее крестик, значит, оскорбляешь чувства мусульман. Или, наоборот, когда мусульмане хотят играть в обществе свою положительную роль, тогда христиане будут против».
На съезде многие лидеры высказывались, о том, что в настоящий момент, в эпоху трансгуманизма, на первом месте стоит вовсе не человек. Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий считает, что необходимо вернуть понимание того, что главная ценность - именно человек, как это было в эру гуманизма: «Сегодня утрачиваются все человеческие смыслы. Даже Французская революция, которая была нацелена на разрушение монархии, духовных и религиозных ценностей, выдвинула, тем не менее, лозунг «Свобода, равенство, братство». А где сейчас эти понятия свободы, равенства и братства в средствах массовой информации? На первое место выставляются права меньшинств. Само собой, это было бы неплохо, если бы на этом основании не ущемлялись права большинства. Поэтому очень важно, чтобы религиозных лидеров могла услышать та часть общества, которая состоит из чиновников, общественных, государственных, межгосударственных деятелей. Чрезвычайно важно донести до них методом убеждения, разъяснения общечеловеческие, общерелигиозные ценности, которые так или иначе очень важны для формирования повестки долгосрочной перспективы. Особенно это важно сейчас, когда так часто меняются демократические институты – пять лет и выборы, и так повторяется каждый раз. И дальше, чем на пять лет вперед, ты не можешь и не имеешь права планировать. Но человек живет длиною в жизнь, а общество - чередою множества поколений. Поэтому нужны не только традиционные ценности, но - вечные ценности, которые не меняются из-за настроения или изменения политической, мировоззренческой конъюнктуры».
Традиционные религии и их служители сохраняют для мира и для каждого человека в отдельности те ценности, на которые из-за сиюминутной конъюнктуры покушается современная турбулентная цивилизация. Какие именно ценности? Епископ Савватий отвечает: «Если говорить о личности, то это просто трудолюбие, уважение к старшим, взаимное уважение. Это способность радоваться – не потреблению, а тому, когда ты делишься с ближним куском хлеба – «хлеба горбушку – и ту пополам». Ты радуешься простым вещам. И эта та радость, которая достигается не с помощью денег, политических выгод или же карьеры, а движениями души. Спросите ребенка, что такое любовь? Он ответит: «Если я девочке даю конфету, и ей нравятся сладости, то это и есть любовь». Человек имеет право на такую любовь и такую радость. И государство, и межгосударственные институты должны обеспечивать возможность удовлетворять это право. Если это касается общества, то речь идет о семейных ценностях. Они - основополагающие для всех традиционных религий. Потому что Бог создал мужчину и женщину, что и называется «семьей». Он сотворил семью для радостей материнства, отцовства, труда, послушания – это те радости, которым мы радуемся в течении своей временной жизни и возьмем с собой в вечность. Человек имеет такое право. А государство обеспечивает, предоставляет возможность для реализации этого права. И поэтому против государственной системы в том числе и ополчаются наднациональные, транснациональные центры или отдельные личности. Поэтому лидеры мировых религий собираются вместе, чтобы защищать национальные, государственные, традиционные ценности, включая интересы каждого гражданина».
Формула нравственности в трактовке самого цитируемого на VII съезде лидеров мировых и традиционных религий Абая: «Адам бол!» («Будь, стань человеком!»). Истинный патриот, Абай видел будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, в упорном и созидательном труде. Именно эти мысли классика казахской литературы привлекли участников съезда в Астане. Абай писал: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, – тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром».
Фото автора, АПН