Общество

Гражданская инициатива… сверху

Мурат Халилов

01.09.2025

Почему важна государственная поддержка НПО

В Казахстане на сегодняшний день зарегистрировано порядка 24 тысяч неправительственных организаций, но примерно каждое пятое из них признано бездействующим. В итоге мы имеем одно НПО на каждую тысячу казахстанцев. Много это или достаточно? Можно ли считать государственные гранты для них подкупом и чего не купишь госфинансированием? Давайте обсудим.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Медиа-контролер от СЦК: средство снизить тревожность

Открытость и прозрачность. Принципы правовых реформ в РК

Гражданское общество в РК — не теория, а практика

О «нужности»

Существует устойчивое мнение, что неправительственные организации в большей степени нужны и важны обществу и отдельным группам граждан. Это действительно так, особенно если учитывать, что отдельным социальным категориям граждан бывает жизненно необходимо как-то высказаться и защитить свои интересы. Однако нельзя считать, будто государству как средоточию власти НПО не нужны или оно относится к ним с настороженностью и словно к какой-то нагрузке. Хотя, признаться, в отдельных случаях так и было. Но это в основном зависело от субъективного фактора, исходящего от некоторых чиновниках разного уровня.

Скажем банальность: государству НПО важны для диалога с населением, понимания того, что нужно гражданам. Ведь в таких организациях формируется то самое общественное мнение, которое должно влиять на процессы в области законотворчества, формирования бюджета, укрепления национальной идеи и так далее, включая влияние на международную политику страны. Наверное, расшифровывать эти вещи не нужно. Но добавим, что кроме этого государству существование и разнообразие подобных организаций важны и в плане идеологии, а также эффективного развития социально-экономической и политической жизни Казахстана.

По большому счету именно связь и совместная работа госорганов с неправительственными организациями стирает грани между властью и обществом, создавая единое целое. Это, скажем так, необычно для чиновников «со старым мышлением», а также для некоторых гражданских активистов, которые привыкли противопоставлять общество и власть и наоборот. Из этого надо исходить для понимания того, на чем строится эта взаимосвязь.

Понимание взаимопонимания

Как происходит общение госорганов с НПО? Для многих граждан она не видна, но на самом деле это большая, кропотливая и, подчеркнем, ежедневная работа на всех уровнях. Это, например, совместная деятельность в рамках рабочих комитетов при парламенте, где обсуждается тот или иной законопроект. Или работа акимата с различными организациями, которые, скажем, выбивают помощь или добиваются содействия в реализации тех или иных проектов. Это и общественные советы, в которые входят представители НПО. Конечно, не всегда и не везде такая работа проходит гладко и результативно, это отдельный разговор — главное, идет постоянный контакт.

Но есть и другая сторона сотрудничества, а именно — материальная. Напомним, что неправительственные организации еще называют некоммерческими (термин НКО подчеркнуто применяют в основном в европейских странах). То есть, это подразумевает то, что такие юридические лица не зарабатывают деньги, а живут на пожертвования. И на гранты. Даже сугубо волонтерские организации, в которых не предусмотрена оплата труда, нуждаются в финансировании. Поэтому денежный вопрос имеет важное значение — как говорится, одними идеями сыт не будешь.

Не будем сейчас говорить о зарубежном финансировании НПО, хотя следует отметить, что в этом есть как плюсы, так и явные минусы, которые, кроме прочего, могут оказывать негативное влияние на общество и даже национальную безопасность. Тут важна прозрачность и подотчетность, как, впрочем, с деятельностью некоторых благотворительных фондов, которые могут быть местом для отмывания денег или использования их для собственных нужд (пример с Перизат Кайрат — наглядный тому пример). Вместе с тем, надо отметить, что президент Касым-Жомарт Токаев не просто так отмечает подобные факты в своих выступлениях, подчеркивая желание зарубежных НПО-доноров влиять на внутреннюю политику Казахстана. Не без этого, как говорится.

Гранты — не подкуп

В общем, государство тоже должно материально помогать своим НПО. За последние годы материальная поддержка в виде тех же грантов увеличилась в разы. Сейчас на это уходит более 2 млрд тенге в год. Может быть, это не так много, но и немало. Хотя в этом плане могут возникнуть сомнения — кто-то может подумать, что таким образом государство создает некий пул неправительственных, но подконтрольных организаций. Причем, мнение это приводится чуть ли не как непреложная истина. основанная на формуле «Кто платит, тот и заказывает музыку». Мол, это априори, и не требует никаких доказательств. Впрочем, и правда — никаких прямых и даже косвенных доказательств таким утверждениям нет. В крайнем случае, кто-то может вспомнить хлипкие примеры 10-15 летней давности. Но, во-первых, они, мягко говоря, неубедительны, а во-вторых, скажем прямо — время сейчас другое.

Если говорить в общем, то далеко не все направления в деятельности НПО согласны финансировать зарубежные и международные организации. Да и достаточного количества частных пожертвований на это не соберешь. Поэтому не остается никаких других вариантов, как искать поддержки у государства. Но у него, объективно говоря, тоже есть свой интерес — это, в первую очередь, развитие того самого диалога между властью и обществом, о чем мы говорили в начале. И, конечно же, это и поддержка тех направлений, которые государство не может финансировать напрямую, но развивать их необходимо.

Кстати, в эти дни завершается прием заявок на ежегодный конкурс по присуждению премий для неправительственных организаций. Цель конкурса — оказание институциональной поддержки с целью укрепления потенциала организаций и повышения мотивации к реализации общественно значимых проектов. Премия присуждается по 16-ти социально-значимым сферам, а ее размер на одно направление составляет 2000 МРП (7,8 млн тенге). Организатором стало министерство культуры и информации (все подробности на сайте ведомства).

Диалог на практике

Тут отметим, что Минкульт как уполномоченный орган государства организует и проводит другие работы, связанные с НПО. Так, в конце августа в ряде регионов прошли различные гражданские форумы. Например, в Караганде мероприятие прошло под говорящим за себя названием: «Современные формы поддержки и развития гражданских инициатив». В его работе приняли участие представители Гражданского альянса Казахстана, АНК, этнокультурных объединений, общественных советов, СМИ и так далее. Там поднимались довольно интересные и злободневные темы. Например, обсуждались риски внедрения цифровых технологий и ИИ для гражданского общества.

В Семее же прошел гражданский форум области Абай на тему: «Государство – бизнес – НПО: эффективное взаимодействие и партнерство». Тоже поднималось немало актуальных вопросов, в том числе говорилось о социальной ответственности бизнеса, а также роли государственного соцзаказа и инструментов поддержки неправительственного сектора. Это примерно то, о чем мы сегодня говорили, но в более конкретных кейсах. А вот в соседнем Усть-Каменогорске мероприятие прошло под немного пафосным, но понятным названием — «Голос региона: общественные советы как драйвер перемен». 

И такие мероприятия проводятся или уже были проведены практически во всех регионах страны. На них, между прочим, приглашаются все желающие, так или иначе имеющие отношение к гражданскому сектору. Поэтому говорить о том, что это только «для своих», изначально бессмысленно. Более того, такие форумы, инициированные Минкультом, действительно развивают диалог между властью и обществом. И не только диалог, но и понимание – взаимопонимание. А это, как говориться, ни за какие деньги не купишь (не подкупишь) и гранты на такое не оформишь.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Топ-тема