общество

Бить или не бить: закон раздора

Ксения Кожабаева

26.01.2021

Проект закона «О противодействии семейно-бытовому насилию» не обсуждает только ленивый. Общественность возмутило, что поправки направлены не только на защиту жертв, а еще и на внедрение системы ювенальной юстиции по западному примеру. Нововведения развязывают руки тем, кто задействован в системе противодействия семейно-бытовому насилию и, по сути, упрощает процедуру изъятия ребенка из семьи. С 2008 года в США изъято из семей 5 миллионов детей. В странах Европы статистика не лучше.

До конца не ясно, зачем вносить не продуманные изменения, когда в Казахстане с 2009 года действует Закон «О профилактике семейно-бытового насилия», где тщательно прописан юридический механизм.

Президент РК Касым-Жомарт Токаев также не остался в стороне от обсуждения, отметив при этом, что законопроект о противодействии семейно-бытовому насилию» вызвал острые дискуссии в обществе.

«Это закономерно, актуальные проблемы должны широко обсуждаться. Его инициаторам следует пересмотреть подходы, важно учесть все мнения. Главная цель – защитить права женщин и детей», – написал Токаев в твиттере.

Неточные и двусмысленные формулировки могут привести к непоправимым последствиям. Очевидно, что подобные законопроекты продвигаются при поддержке международных организаций. Не зря говорят: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Людей пугает, что представители государственных органов получат право только лишь по своему субъективному усмотрению и по доносу сторонних лиц отлучать ребенка от родителей.

Результат такого законопроекта понятен – поощрение различного рода доносительства, репрессивная государственная политика в отношении семьи, разрушение института семьи и ее ценностей.

В странах Запада это продолжается уже десятилетия. По доносу соседа, недоброжелателя или случайного прохожего семья моментально попадает под контроль. И суд встает на сторону ювеналов. Не секрет, что в странах Европы за каждого изъятого из семьи ребенка полагается гонорар в 1000 евро. Дети также пишут доносы на родителей. Тем самым манипулируя, шантажируя и подрывая родительский авторитет.

Разработчики законопроекта предлагают, к примеру, не оставлять детей, не достигших 12-летнего возраста, без присмотра дома или в общественных местах. Но с другой стороны государство наделяет детей с 10 лет правом на получение конфиденциальных услуг в вопросах своего полового здоровья.

Директор НПО «Лига счастливых женщин» Ирина Федорчук категорически против нового законопроекта.

«В нем есть статьи, которые напрямую противоречат Конституции, Кодексу о браке и семье, Конвенции о правах ребенка. Также пугают странные формулировки и двойной смысл тех или иных терминов. Для меня новый законопроект – это целенаправленное разрушение института семьи», – говорит И.Федорчук.

Вызывает много вопросов в новом законе и лишение родителей «права на совместную опеку», которая производится без суда и следствия. Причем невиновность второго родителя не берется в расчет.

«Что это за понятие – «половая свобода»? Получается, я не могу влиять на воспитание своих детей? Свою 17-летнюю дочь я учу, что до брака сексуальных связей быть не должно, а государство говорит: нет, у ребенка есть половая свобода», – возмущается многодетная мать Асель Муталапова.

Если нельзя ребенка младше 12 лет оставлять дома одного то, что делать родителям? А если в семье один кормилец тогда что?

Свою позицию на этот счет публично высказала общественный деятель Аружан Саин. По ее словам, экономическое положение Казахстана вынуждает родителей работать, чтобы обеспечивать семью. Также она отметила, что узнала об обсуждении поправок только из публикаций в СМИ, а депутаты не выслали тексты законопроекта ни ей, ни НПО, которые занимаются защитой прав детей.

В общем, пока вопросов больше, чем ответов. Не менее подозрительно, что разработчики не посчитали необходимым вынести законопроект на публичное обсуждение.

В свою очередь, сторонники законопроекта уверяют, что он поможет искоренить и предупредить насилие в семьях за счет ужесточения наказания за подобные правонарушения.

Согласно статистике, в 2020 году в Казахстане произошло более 400 преступлений, связанных с насилием над детьми. За последние пять лет количество умышленного причинения тяжкого вреда здоровью увеличилось в два раза, умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью почти в шесть раз.

Как бы то ни было, только комплексный подход поможет решить существующие проблемы. Должна проводиться работа по совершенствованию законодательства. Правильным решением будет ювенальные юридические консультации и курсы повышения квалификации для специалистов, работающих с детьми.

Напомним, что закон «О противодействии семейно-бытовому насилию» и закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия семейно-бытовому насилию» еще находятся на рассмотрении в парламенте. Его должны одобрить только во втором чтении. Это значит, что в законопроект могут вноситься коррективы. Сбор подписей против этого законопроекта, который организовали казахстанцы, проходит на сайте https://www.citizengo.org. На сегодняшний день уже собрано более 40 тысяч подписей.


Ксения Кожабаева

Публикации автора

Сергей Цырульников — самый сильный человек Казахстана

Сергей Алексеенок: «Необходимо проникнуться тем, что происходит, даже если творится что-то страшное»

Влюбленный в Казахстан: профессиональный фотограф Фархат Кабдыкаиров

Реурбанизация: данность и перспективы

Суррогатное материнство: Счастье по договору

«Спасатели» еды

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 25.04.2024

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

ОБЩЕСТВО | 24.04.2024

Вспомнить всё…

АНАЛИТИКА | 24.04.2024

Тик-так для «Тик-Тока»

СПОРТ | 24.04.2024

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

КУЛЬТУРА | 23.04.2024

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

ОБЩЕСТВО | 23.04.2024

Своевременно и необходимо