Жанр публичного покаяния за слово или действие, идущее вразрез мировоззрению адресата, заново ввел в оборот, кажется, глава Чечни Рамзан Кадыров. В сети гуляют десятки роликов, в которых люди, имевшие неосторожность усомниться в правильности действий чеченского лидера или – того хуже – подвергнуть критике, понурив головы, раскаиваются за «содеянное».
Искренность этих людей вызывает сомнения, учитывая местный колорит. Прав оппонент или нет – дело десятое.
Эти незамысловатые сюжеты словно возвращают нас в мрачное средневековье или печальную эпоху сталинизма, когда не только за слово, но и за мысль можно было лишиться головы.
Публичный катарсис нашел благодатную почву и в Казахстане.
«Выкинувшие в урну аттестаты с госсимволикой школьники извинились», «Пьяный астанчанин сломал шлагбаум и записал видеоизвинение», «Китаец, оскорбивший память трех биев, попросил прощения» – в интернете таким видеораскаяниям несть числа.
Особняком, конечно же, стоит случай с депутатом Бекболатом Тлеуханом, который пообещал ежедневно проклинать журналиста Серика Бокана за критику.
«Буду проклинать тебя каждый раз при намазе, чтобы Аллах заставил тебя мучиться и страдать, чтобы не было твоей душе покоя. И на том свете я не дам тебе покоя. У меня есть список людей, которых я проклинаю во время намаза, теперь и ты в этом списке», – сказал Тлеухан.
Повод для проклятий: журналист написал у себя на странице в фейсбуке, что не слышал, чтобы депутат Бекболат Тлеухан когда-нибудь помогал оралманам из Китая или занимался благотворительностью во время пандемии.
Вскоре журналист был исключен из «реестра проклятых». Благодаря своему раскаянию, текст которого приводится ниже:
«Уважаемый Бекболат-ага! Я очень сожалею о написанном! Я ничтожный человек! Прости меня, Бек-ага! Ты всегда нам притягивал руку, когда мы обращались к тебе за помощью. Редко бывало, когда ты отказывал. Благодаря вам я съездил в Мекку. Оказывали мне финансовую помощь.
Я не знал, оказывается, вы помогли заселиться в Казахстан 185 оралманам из Китая, Узбекистана и Монголии. А во время пандемии помогли народу на 23 миллиона тенге. Вы не говорили об этом, потому как это не красит мусульманина. Потом узнал.
Черт меня дернул. Вы погорячились, и я понимаю вас. Прошу вас, возьмите обратно свои слова. Я потерял сон и покой. Простите меня и прошу – не отвергайте. Вы же из благородных людей. Я оступился».
«Все мы ошибаемся. Серик попросил прощения. Я беру свои слова обратно. Пусть Бог сбережет нас от вражды. И на этом ставим точку», – это уже Б.Тлеухан.
А на прошлой неделе разразился скандал вокруг известного поэта и новоиспеченного мажилисмена от партии «Ак жол» Казыбека Иса. Неопознанные женщины застали его в фойе отеля, куда он заселился в качестве депутата. В ходе экспресс-интервью они заподозрили, что от К.Иса разит перегаром. Депутат благоразумно ретировался в свой гостиничный номер.
Я не разделяю прием, которые использовали заставшие врасплох народного избранника и обвинившие его в пьянстве накануне первого заседания мажилиса. В Казахстане нет «сухого закона», а депутат вел себя вполне себе прилично.
Председатель партии «Ак жол» Азат Перуашев по горячим следам прокомментировал видео, объяснив состояние коллеги усталостью.
«Сегодня утром провели совещание фракции. Казыбек объясняет свое состояние поднявшимся верхним давлением до 200, а также приемом обезболивающих таблеток из-за позвоночной грыжи. Сказал, что предоставит подтверждающие медицинские документы», – сообщил Перуашев, пояснив при этом, что потребовал от депутата написать объяснительную.
Уже на завтра автор скандального сюжета, а им оказался журналист Ербол Мандибек, поспешил разместить в фейсбуке видеообращение с извинениями.
По словам автора ролика, сообщает Tengrinews.kz, он делал видеозапись «не под влиянием каких-либо организаций или определенных лиц, а добровольно».
«В первую очередь я прошу прощения у народа, у простых людей. Большие дяди осуждают мои действия, поэтому я официально считаюсь с их позицией и прошу прощения у народа и у Казыбека Исы. Казыбек Иса имеет большее доверие у народа, поэтому ждем от него плодотворной работы в Парламенте. Он имеет право принимать или не принимать мои извинения. Если не принимает, то я, как мужчина, готов понести соответствующее наказание, которое прописано законом. И мои, и его действия должны стать уроком для общества», – сказал Ербол Мандибек.
Да, соцсети совершили революционные преобразования в медиа-пространстве, стали своеобразным триггером, уравнявшим всех в праве высказывать свое мнение во всеуслышание. Грубо говоря, развязали языки тем, кто еще вчера выступал в роли скромных статистов.
Но, как говорится, за «базар» нужно «отвечать».