Геополитика

Имперские амбиции Великобритании

Талгат Мамырайымов

01.06.2022

Несколько дней назад на Всемирном экономическом форуме в Давосе британский премьер-министр Б. Джонсон предложил создать «Европейское содружество» с участием Великобритании, Польши, Украины, стран Балтии, и с последующим присоединением Турции. Британия намерена возглавить это Содружество, главная цель которого, по задумке Джонсона, заключается в «максимальной непримиримости с военной угрозой Москвы». Как считают разные информированные эксперты, цель альянса Джонсона – это не только противостояние России, но главным образом – стремление Британии снизить лидирующие позиции Германии в Европе. Тем самым Лондон, можно сказать, отчетливо заявил о своих новых имперских амбициях. Впрочем, еще несколько лет назад проявились первые признаки того, что Лондон планирует «восстановить» британскую империю.

Перед Брекситом Лондон обнародовал концепцию «Глобальная Британия», в которой впервые были обозначены новоимперские установки политики Великобритании. Затем в начале 2020 года Б. Джонсон заявил, что Великобритания, как в былые времена, может стать главным центром мира на основе свободной торговли. Словом, Британия впервые за много лет снова была названа «глобальной», которая будет заниматься решением глобальных проблем. При этом идеологической основой «Глобальной Британии» выступают защита и продвижение демократических ценностей в мире. Раньше под предлогом защиты демократических прав и свобод в разных регионах только США реализовывали свои геополитические проекты. Сегодня эту доктрину взял на вооружение и Лондон, по-видимому, по договоренности с Вашингтоном.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Катастрофический конфликт цивилизаций в Украине

Между другом и союзником

Первой убивают правду

В Меморандуме Форин-офиса сказано, что в целях успешного достижения статуса «Глобальной Британии» необходимо укреплять влияние в Северной Америке, Европе, Среднем Востоке, в Индо-Тихоокеанском регионе. ЕС обозначен как «основной приоритет», а США - «топовый приоритет». Великобритания прежде всего стремится восстановить свое былое (как в прошлых веках) влияние на Европу. В настоящее время Лондон, Киев, Варшаву и страны Балтии объединяет недовольство действиями Берлина и Парижа «по умиротворению Путина».

Создание блока союзов

После Брексита в качестве главного способа достижения геополитических и геоэкономических целей Лондон выбрал путь по созданию системы союзов в сфере безопасности и экономики в разных регионах с исторически близкими странами. За счет этого Британия получает возможность расширять свое геополитическое присутствие в разных регионах мира, создавая там в дальнейшем более льготные для себя условия в инвестициях и торговле.

Военно-политические меры

Для Великобритании наиболее приоритетным военно-политическим союзом является НАТО. Лондон рассматривает НАТО как жизненно необходимую организацию для безопасности Британии и Евросоюза на фоне роста угроз кибер, гибридных и информационных войн. Согласно новой оборонной доктрине Лондона (действующей до 2030 года), Россия для Великобритании продолжает оставаться «самой острой прямой угрозой». Правительство Б. Джонсона по новой доктрине намерено с НАТО и ЕС противодействовать ядерным, традиционным и гибридным угрозам безопасности, исходящим «в первую очередь» со стороны действующей российской власти.

В середине сентября 2021 года Австралия, Великобритания и США создали новый оборонный альянс AUKUS. Австралия, Великобритания и США посредством AUKUS начнут совместную разработку новейших военных приборов, аппаратов, в том числе в области искусственного интеллекта, квантовых технологий. Данный военно-политический блок ориентирован на изменение геополитической ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе и прилегающих территориях. Британия также нацелена развивать сотрудничество со странами Содружества Наций, пытаясь стать там неким безоговорочным политическим лидером. В том числе в политических целях Британия стремится навязать членам Содружества свои услуги по обеспечению их безопасности - в области кибербезопасности, борьбы с терроризмом, учитывая свою лидирующую роль по этому аспекту среди стран-членов ассоциации.

В прошлом году стало известно, что известный разведывательный союз «Пять глаз» расширится за счет вступления в него спецслужб Южной Кореи, Германии, Японии и Индии. Альянс расширяется с целью усиления противодействия деятельности спецслужб России и Китая. Как известно, работа «Пяти глаз» направляется больше всего США и Великобританией, по инициативе которых 5 марта 1946 года была создана эта структура в целях противостояния СССР. Помимо этих стран, в Альянс изначально вошли Австралия, Новая Зеландия и Канада. Итого 5 участниц – отсюда название союза. Основная деятельность «Пяти глаз» – это радиотехническая разведывательная деятельность. Цифровизация современной мировой экономики, тотальное распространение Интернета – усиливают деятельность данной коалиции разведок в деле слежки, контроля за потоками информации.

Военные инструменты.

В соответствии с новой оборонной концепцией Великобритания нацелена на увеличение количества ядерных боеголовок в своей армии – до 260 единиц с 195-ти. Великобритания не будет ограничиваться в этих своих планах. (Кстати, МИД РФ назвало этот план Великобритании, когда его Лондон анонсировал в марте прошлого года, «неоправданными имперскими амбициями».) На создание АПЛ типа Дредноут с баллистическими ракетами Трайдент 2 выделили 41 миллиард фунтов стерлингов. Эти подлодки должны поступить на вооружение в начале 2030-х годов. Напомним, что ядерные боеголовки у Британии находятся на ракетах Trident-2, размещенных на атомных подводных лодках типа Vanguard.

Великобритания вдобавок планирует построить 3 новых корабля снабжения, 7 многоцелевых АПЛ типа «Астьют». Значительные финансовые вложения направлены на создание британского истребителя 6-го поколения «Темпест» с гиперзвуковым оружием. Для Темпеста разрабатывается многофункциональный БПЛА (беспилотник), который будет проводить воздушный бой вместе с пилотируемым самолетом. Параллельно создается новый авиационный комплекс палубного базирования Темпеста и ведомых БПЛА. Таким образом, Великобритания делает ставку на развитие военно-морских сил, что является главным свидетельством возрождения ее имперских геополитических амбиций.

Британский минобороны начал преобразование десантных сил («коммандос»), которые в ранге «прибрежных групп быстрого реагирования» (Littoral Response Groups) будут постоянно базироваться в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе. (К слову, среди специалистов бытует мнение, что британский военный спецназ (специальная авиадесантная служба (SAS)) гораздо сильнее, чем, например, американские морские «котики». Новой ключевой задачей SAS теперь будет борьба с «враждебными государственными субъектами».) Для операций Littoral Response Groups будут модернизированы десантные корабли, а к 2030 году построят «многоцелевые корабли поддержки». В британской армии недавно появился полк рейнджеров (аналог «зеленых беретов» США), который займется специальными операциями (в Восточной Африке и т.д.), включая участие в гибридных конфликтах.

В прошлом году на базе министерства обороны, МИ-6 и центра правительственной связи сформированы «Национальные киберсилы» (National Cyber Force) и агентство по искусственному интеллекту, которые будут заниматься разными кибероперациями в сфере безопасности. Недавно создано британское космическое командование, которое вскоре должно осуществить первый пуск британской ракеты со спутником. На 2021-2024 годы в Великобритании дополнительно выделены 24,1 млрд фунтов стерлингов на развитие военно-морского флота, военной судостроительной промышленности, на разворачиваемое Космическое командование и различные военно-технические исследовательские программы. Кроме того, Лондон намерен позиционировать Британию как «сверхдержаву мягкой силы», делая особую ставку на роль в этом телерадиокомпании BBC.

Британская армия может стать сильнейшей в Европе, второй после США в НАТО. Тем самым Лондон сможет активно эксплуатировать присутствие НАТО в своих геополитических интересах, ссылаясь на необходимость сдерживания экспансии России на запад. Таким путем Великобритания будет претендовать на роль политического лидера Европы, тем более что сегодня кабинет Джонсона защиту демократических ценностей выдвинул в качестве одного из краеугольных камней современной британской внешней политики. Британия имеет самую разветвленную после США сеть военных баз в мире – причем на ключевых точках пересечений морских путей (Гибралтар, Кипр, Диего-Гарсия, Бруней, Бахрейн, Белиз). Все это вкупе с ядерным оружием делают Великобританию весомым мировым геополитическим игроком.

Среди всего прочего Лондон серьезно настроен к 2030 году стать «научно-технической сверхдержавой». Кабинет Б. Джонсона мечтает о повторении Великобританией промышленной революции, которая, по сути, создала британскую империю. Для этого Великобритания намеревается заняться массированным импортом лучших «мозгов» мира – лучших специалистов и ученых мира. В понедельник Великобритания объявила, что будет выдавать рабочие визы выпускникам ведущих университетов мира. Следует помнить, что у Великобритании очень сильный научный потенциал, поддерживаемый брендовыми учебными заведениями. Лондон является одним из ведущих мировых финансовых центров.

Одним из программных заявлений Лондона касательно новой, имперской, роли Великобритании на мировой арене можно считать выступление в конце апреля британского министра иностранных дел Лиз Трасс на пасхальном банкете лондонского лорда-мэра. Первым делом она отметила, что война в Украине показала необходимость перезагрузки подхода свободного мира в борьбе с глобальными агрессорами, и принуждению их к выбору либерально-демократического пути. Так, если следовать различным комментариям экспертов, Британия позиционирует себя как «лидера свободного мира, борющегося с тиранией».

Сегодня Британия, скажем так, является главным инициатором, забойщиком масштабной помощи Украине в противостоянии путинской агрессии. Конечно, объем ее помощи меньше, чем от США. Но Лондон сейчас очень много делает в плане идеологической, политической поддержки Украины. К примеру, на днях именно британский премьер-министр Борис Джонсон призвал поставлять в Украину реактивные системы залпового огня (РСЗО), о чем ранее просил Киев. В то время как Байден 30 мая отказался поставлять РСЗО для Украины, объясняя это тем, что украинская сторона может использовать данное оружие для обстрелов российской территории.

Для Центральной Азии в новой имперской политике Британии есть интересный момент - сотрудничество Великобритании с Турцией сегодня находится на подъеме. В Великобритании некоторые круги в правящей элите поддерживают тюркскую интеграцию в русле проекта «Великий Туран», и помогают продвигать ее на уровне разных мировых центров принятия решений. В Лондоне, видимо, исходят из того, что «Великий Туран» можно в первую очередь использовать для сдерживания России и Китая. В этой связи нельзя исключать, что в Центральной Азии в ближайшее время в разных сферах наших стран возрастет деятельность Великобритании. Возможно, некоторые такие британские проекты будут реализовываться в сотрудничестве с Турцией.

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Самоубийство как ответ проблемной реальности

Counter-Strike как метод управления

От Дурова до Кима

Философия прагматического эгоизма

Бейджин пытается помочь Москве?

Системная болезнь Казахстана

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 14.09.2024

Перспективы атомной энергетики обсудили в Туркестане

ЭКОНОМИКА | 13.09.2024

Проблема под контролем: что происходит с водоснабжением Алматы

НОВОСТИ | 13.09.2024

Олжасу Бектенову рассказали о развитии Шымкента

НОВОСТИ | 13.09.2024

Соглашение о сотрудничестве заключили Узбекистан и Турция

НОВОСТИ | 13.09.2024

«Челси» ждут экстремальные условия в Алматы

НОВОСТИ | 13.09.2024

Туркменистан отправил 93 тонны гуманитарной помощи в Афганистан